Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы е-и в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора(ов): Галеева Г.Г.

Предмет: русский язык

Класс: 5А

Тема раздела: Морфология и орфография

Тема урока: Буквы е-и в корнях с чередованием

Цель урока: организовать   поисковую деятельность обучающихся в определении условий выбора чередующихся гласных Е и И в корне слова, учить распознавать слова с этими корнями, применять правило написания на практике.

Предметные результаты: соблюдать нормы правописания корней с  чередованием букв Е и И, отличать корни с гласными, проверяемыми ударением, от корней с чередующимися гласными.

Метапредметные результаты:

1) Познавательные УУД:

-базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,  делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;

-работа с информацией: классифицировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах.

2) Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах;

-совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться.

3) Регулятивные УУД: владеть разными способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии.

Действия учителя

Действия учеников

  1. Мотивационно-целевой этап

Приветствует учащихся, настраивает на рабочий лад, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

  1. Актуализация знаний

- Данные слова распределите на группы:

Приносить, положить, картина, удивительно, растение, вокзал, возгорание, подбежать, помидоры, полагать.

- На сколько групп распределили слова?

- Какой общий признак объединяет данные слова?

- По какому признаку их классифицировали?

- Какие корни с чередованием гласных вам известны?

- От чего зависит правописание этих корней?

Участвуют во фронтальной работе, отвечают на вопросы учителя.

Выявляют общий признак: безударные гласные в корне слова.

Распределяют слова на три группы: безударные гласные проверяемые ударением, безударные гласные, непроверяемые ударением, чередующиеся гласные.

Правописание корней  зависит или от ударения,  или от последующих согласных.

  1. Постановка проблемной ситуации

Прочитайте пословицы:

Сиденьем города не берут.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

- Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?  

- Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь.

Записанные слова появляются на доске.

БЕРУТ-СОБИРАЙ-НАБЕРЁШЬ

- Выделим корень.  Какое фонетическое явление мы наблюдаем? (Чередование звуков Е-И).

-Можем ли мы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов? Почему?                                                                                                      

(Обучающиеся отвечают, что если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Ты всего добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.)

Отвечают на вопросы, выявляют дефицит знаний.

-Нет.  Мы не знаем правила,  которое надо применить.

  1. Целеполагание

- Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?

Определяют задачу урока:

-  Выяснить условия написания гласных Е-И в корне с чередованием

  1. Изучение нового материала

Организует деятельность учеников по поиску способа решения проблемной задачи.

Исследовательская  работа.

Работа с раздаточным материалом (в группах).

РАСТЕРЕТЬ -  

РАЗБЕРУ -  

ОТПЕРЕТЬ  -

ЗАДЕРЁТ -

ЗАМЕРЕТЬ -  

РАССТЕЛИТЬ -

ВЫЖЕГ -  

Задание:

1.Определите, к какой части речи относятся эти слова.

2.Определите вид каждого глагола.

3. Подберите к каждому глаголу видовую пару.

4. Выделите корни в словах.

5. Выписывают корни глаголов с чередованием в левый столбик.

6. Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И.

7. Сделайте вывод.

- Кто готов представить своё «открытие»?

(Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.)

 - Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов.  А как же мы будем поступать со словами других частей речи?

На доске записаны слова:

- Определите части речи.

ИЗБИРАТЕЛИ  (существительное)

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ  (прилагательное)

БЛЕСТЯЩЕ  ( наречие)

- Как видите,  чередование букв Е-И  происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов.

- Откроем учебник и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

- Запишите данное правило в тетради в виде схемы.

(Учащиеся в группе записывают правило в виде схемы).

- Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем  в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».

1. Выделяю в слове     (корень).

2. Ставлю   (знак ударения).

3. Нахожу   (безударную гласную в корне)

4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).

6. Если  есть (суффикс  А, пишу   И), если нет (пишу Е)

Выполняют задание в группе.

Делают вывод: в глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида – И.

Один из учеников выходит к доске, презентует выполненную работу, затем участвуют во фронтальном обсуждении, вывод записывают в тетрадь.

(Ученики читают правило и делают вывод).

  (Ученики дорабатывают схему-опору: объединяют  корни с И фигурной скобкой, дописывают суффикс А.

-ТЕР -       -ТИР-                              

- БЕР-       - БИР-

- ПЕР -     -ПИР-

- ДЕР-      -ДИР-

- МЕР-      - МИР-

- СТЕЛ -   - СТИЛ –

- ЖЕГ -     - ЖИГ-  

   

 

   

Ученики, работая в группе, выполняют задание «Закончи предложение, затем зачитывают алгоритм.

1. Выделяю в слове     (корень).

2. Ставлю   (знак ударения).

3. Нахожу   (безударную гласную в корне)

4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).

6. Если  есть (суффикс  А, пишу   И), если нет (пишу Е)

  1. Первичное закрепление изученного материала

На доске записаны слова (комментированное письмо, проговаривание во внешней речи). Списать, выделить корень, обозначить изученную орфограмму.

Выд...рем сорняки,  соб...рают урожай,  заст...лить кровать, зап...раем  двери,  ст...реть с доски, заж...гать факел,  зам...реть от испуга, бл...стеть на солнце.

Учащиеся записывают слова, вставляя букву е или и, выделяют корень, проговаривают свои действия.

  1. Включение новых знаний

Учитель организует групповую творческую работу учащихся.

Работа в группе.

- Слова с чередованием гласных  Е и И часто встречаются в нашей бытовой речи. Используя слова с данной орфограммой,  составьте  инструкцию «Как вести себя за столом».

Составляют инструкцию «Как вести себя за столом».

Примерный образец:

1. Вымыв руки пред едой, вытирай их тщательно.

2. Постели салфетку на колени.

3. Убирай локти со стола.

4. Вытирай рот салфеткой.

5.  Не подбирай ничего с пола.

6.  После еды убери за собой посуду.

7. Собери крошки и другой мусор.

  1. Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Учитель организует самостоятельную работу учащихся.

- Проверим, как вы усвоили изученную орфограмму.

- Вам необходимо выполнить небольшой проверочный тест.

Работа по карточкам

1.  В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

а) расст...лать скатерть  б) разб...ру вещи   в) проб...рался сквозь заросли  

г) выд...рать листы

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) бл...снуть на солнце  б) зат...реть пятно в) зам...рли в ожидании

г) соб...раться в поход

3. В каком слове на месте пропуска нет чередующейся гласной в корне слова?

а) приж...гать йодом  б) подт...рать пол  в) отм...рающие обычаи  

г) неприм…римый враг

4. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?

а) бл…стать на солнце  б) зам…рли на месте  г) соб…ратель марок

г) расст…лить палас

- А теперь поменяйтесь карточками и проверьте работу друг у друга.

 Ключ.

1. Б   2. Г.  3.Г  4.А,Г  

Выполняют тестовую работу. Затем меняются тетрадями и проверяют работы друг у друга по ключу, оценивают в соответствии с критериями.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальный опрос

-  Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

-  Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

-  От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

-  Какую цель мы ставили перед собой?

-   Мы её достигли?

Отвечают на вопросы учителя.

  1.  Домашнее задание

  1. Выучить правило – с.112
  2.  Упр.649
  3. Найти и записать 5 пословиц, в которых есть слова на изученную орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»

Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...

Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"

Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...

Конспект урока по русскому языку: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Повторение. 5 класс

Конспект урока по русскому языку:Правописание проверяемых безударныхгласных в корне слова. Повторение. 5 класс...