Аналитическая справка по итогам устного собеседования по русскому языку в 9 классах
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Киосева Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам устного собеседования

 по русскому языку в 9  классах МКОУ «Ульяновская СОШ»

Яшалтинского района Республики Калмыкия

Дата проведения:   09.02.2022  года

На основании Приказа  Министерства образования и науки Республики Калмыкия  от     №       «О проведении устного собеседования по русскому языку с участием обучающихся 9–х классов ОО» 9 февраля 2022  года  было проведено  итоговое собеседование по русскому языку  для обучающихся 9-х  классов.

Цель проведения: итоговое собеседование по русскому языку проводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. 

   Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.

Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:

  • проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;
  • принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;
  • учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.      

При этом заявленная цель предполагает решение нескольких задач:

1)    объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;

2)    выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения  современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию;

3)    актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе. 

Задача итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся  – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

Проверяемые  элементы содержания:

1. Чтение текста вслух

2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

3. Создание устного монологического высказывания

4. Участие в диалоге

Соблюдение норм современного русского литературного языка

Всего заданий – 4;

из них  с развёрнутым ответом – 4;

по уровню сложности: Б – 4.

Общее время ответа ученика – 15 - 16 минут.

  Максимальный балл – 20

  Минимальный балл -10

Максимальный балл по школе – 19 баллов, минимальный балл – 10 баллов

 Из   28  обучающихся  9-х  классов 28  (100 %) получили зачёт по результатам собеседования.

п/п

Наименование ОО

Общее

кол-во участников

Кол-во участников, получивших

«зачет»

Кол-во участников, получивших «незачет»

Кол-во участников, получивших максимальный балл

Кол-во участников, получивших

минимальный балл

1

МКОУ «Ульяновская СОШ»

28

28

-

-

2

Анализ  результатов итогового собеседования по русскому языку

Класс

Количество

Выполняло

% участия

Зачет

Незачет

%

успеваемости

Максимальный балл

Минимальный балл

9

28

28

100

28

0

100 %

19

10

Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении таких заданий, как работа с высказыванием, способы цитирования, речевое оформление сообщения. Очень  много допущено учащимися орфоэпических, грамматических и речевых ошибок.

Методические рекомендации

Анализ статистических  данных показал,  что у обучающихся  достаточно сформированы навыки  пересказа  текста и построения устного монологического высказывания.  Также учащиеся  владеют  нормами современного русского литературного языка. В связи с этим обозначим ключевые направления подготовки обучающихся к итоговому устному собеседованию:

1. Пересказы  с языковым заданием являются предметом специального обучения на уроках русского языка и литературы. Рекомендуем  использовать разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника) тексты. В V-IX классах следует предлагать специальные обучающие задания. Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию устного текста на основе исходного.

Статистические данные позволяют выявить еще одно направление подготовки обучающихся – обучение приемам цитирования. Работа с цитатами имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности ее воспроизведения. Традиционно используется прямая цитата, т.е. дословное воспроизведение чужой речи. В устной речи такая цитата  предваряется и заканчивается репликами. Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи. Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы. В процессе обучения цитированию важно помочь обучающимся оценить место и назначение цитаты в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.

2. Формирование и развитие монологической речи на уроках русского языка - одно из ключевых коммуникативных  умений. Целью обучения монологической речи является  формирование речевых монологических умений: пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ; логически, последовательно раскрыть заданную тему; обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

Важной особенностью монологической речи является её непрерывность, которая позволяет обучающемуся связно и полно высказывать свои мысли. Поэтому к монологической речи предъявляются особые требования: она должна быть понятной, последовательной, логичной, связной и целенаправленной.

В процессе обучения созданию устного текста могут быть использованы самые различные виды заданий, например: творческий диктант по картине с целью обогащения словарного запаса обучающихся; редактирование (коллективное, самостоятельное) устных текстов-описаний с типичными недочетами; создание текста по алгоритму и др.  Также одну из важных опор для монологических высказываний представляет собой тема, потому что обучение устной речи строится по тематическому принципу.

3. Для формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов выражения своих мыслей в процессе преподавания русского языка следует использовать возможности уроков по развитию речи. Следует системно формировать коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают речевые умения. Важно развивать способность усваивать нормы и строить в соответствии с ними свою речь, то есть  языковое чутье.

Методика работы над речевыми ошибками должна включать следующие элементы:

- исправление речевых ошибок в устных высказываниях обучающихся;

- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками;

- система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики;

- языковые упражнения перед каждым устным высказыванием с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию устного высказывания, в том числе и собственного.

Общие выводы и рекомендации:

Рекомендуется уделить особое внимание следующим направлениям  изучения русского языка на уровне основного общего образования:

- актуализировать методику развития навыков чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умения выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

- системно обучать созданию монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета, приемам цитирования;

- планировать речевые упражнения, направленные на формирование речевых монологических умений, на уровень основного общего образования;

- использовать разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности обучающихся с целью совершенствования диалогической речи школьников.

 Учителям  русского языка и литературы  

- продолжить работу по развитию навыков монологической речи обучающихся;

- следить за тем, чтобы учащиеся на уроках давали развёрнутые ответы на вопросы;

- работать над умением уместно приводить и оформлять цитаты в речи.

Справку составила руководитель ШМО учителей  русского языка и литературы  Киосева Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитические справки по проведению олимпиад по русскому языку и литературы

Часто учителя русского языка и литературы встречаются с трудностями при написании аналитических справок по олимпиаде по русскому языку и литературе. Я предлагаю образцы оформления таких справок-отчёто...

Аналитическая справка (программа) о проведении недели русского языка

Аналитическая справка о проведении недели русского языка.  Программа проведения Недели русского языка.    План проведения Недели  русского языка:«Мы любим русский язык и...

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"

В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической  компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....

Аналитическая справка по результатам мониторинга по русскому языку в 11 кл.

Аналитическая справка содержит подробный анализ контрольной работы по русскому языку....

Аналитическая справка Толкачевой О.Л., учителя русского языка и литератеры

В аналитической справке представлены рузультаты деятельности учителя....

Аналитическая справка по итогам ЕГЭ по русскому языку. 2021 год

Аналитическая справка поможет учителям проанализировать результаты ЕГЭ своего класса. В таблицах представлены результаты ЕГЭ по русскому языку определенного класса, процент выполнения каждого задания....