Конспект урока "Имя существительное", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Демчук Екатерина Юрьевна

Конспект урока "Имя существительное", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe_5_klass.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21

Имя существительное.  Морфологические признаки имени существительного.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: урок-повторение.

Цели:

  1. Образовательные:  повторить общие сведения об имени существительном; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен существительных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте.
  2. Развивающие:    совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
  3. Воспитательные: прививать интерес к языковым явлениям.

Оборудование: учебники «Практика», «Теория».

Ход урока

1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим об одной части речи, которую вы все знаете, вспомним ее морфологические признаки.

2. Проверка домашнего задания

- Для начала проверим ваше домашнее задание. Махова Юля, что было задано на дом? (выполнить упр. 27 на стр. 21 учебника «Русская речь»). Итак, вам нужно было придумать беседу двух белочек. Давайте послушаем трех ребят по желанию (трое учеников вслух читают свои диалоги). А теперь сдайте тетради, получите другие, запишите число: девятое октября, классная работа.

3. Морфологическая сказка

- А сейчас, ребята, я бы хотела прочитать вам морфологическую сказку об одной части речи. Послушайте:

В Морфологическом государстве, в городе Орфография жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? и что? И было у нее три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье. Она могла быть собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным. Она изменялась  по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлась подлежащим, дополнением и обстоятельством. Так они жили-поживали да добра наживали.

- Итак, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? (имя существительное).

4. Работа с учебником

- Давайте повторим и систематизируем имеющиеся у вас знания об имени существительном. Для этого откройте учебник «Теория» на стр. 14 и по цепочке прочитайте параграф об имени существительном (работа с учебником).

5. Фронтальный опрос

-  Итак, что такое существительное? (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?).

- Какого рода бывают существительные? (мужского, женского, среднего).

- Какими бывают существительные? (одушевленные – называют живые существа, и неодушевленные - неживые).

- Что значит просклонять существительное? (изменить по падежам в ед. и мн. числах).

- Назовите морфологические признаки существительных (род, склонение, число и падеж).

- Что указывает на морфологические признаки существительного? (окончание).

- Назовите морфологические признаки слова песней (ж.р., 1 скл., ед.ч., тв.п.).

- Как вы думаете, какая часть речи чаще используется в речи? Почему? (существительное, так как оно называет большинство слов в языке).

- Правильно! Посмотрите, есть стихотворения, состоящие почти целиком  из существительных, а нам все понятно:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

6. Тренировочное упражнение

- Давайте выполним упр. 58 на стр. 22. Островский Илья, зачитай задание (решить кроссворд и определить название дерева). Выполним его у доски по цепочке.

Выполнение:

1.Какой зверек любит орешки? 2. Без рук, без ног, а ворота отворяет. 3. Кто живет под землей? 4. Зимой и летом одним цветом. 5. Зимой белый, летом серый. 6. Кто из зверей в сказке слывет хитрым?

- Какой частью речи является слово, которое появилось в выделенных клетках? Определите его род, падеж (береза – ж.р., и.п.).

- Что такое начальная форма существительного? (ед.ч., им.п.).

- Выпишите из текста последней загадки существительные, ставя их в начальную форму (зверь, сказка).

- Как определить род существительного? Воспользуйтесь опорным материалом на стр. 23. Сухоносова Полина, прочитай нам запись из опорного материала:

Подставляем к существительному:

Портфель, юноша (мой или один) – м.р.,

Ручка, тетрадь (моя или одна) – ж.р.,

Отчество, прозвище (моё или одно) – ср.р.

7. Работа с таблицей из упр. 59

- Цуриков Рома, зачитай задание к упр. 59 (сколько падежей в СРЯ? На какие вопросы они отвечают? Рассказать, используя опорные материалы и приводя примеры).

И. кто? что? (дерево)

Р. кого? чего? (дерева)

Д. кому? чему? (дереву)

В. кого? что? (дерево)

Т. кем? чем? (деревом)

П. о ком? о чем? (о дереве).

- Итак, чтобы определить,  в каком падеже употреблено существительное в предложении, нужно что сделать? Беляев Влад, расскажи нам, используя опорный материал:

1) найти слово, от которого оно зависит;

2) поставить от этого слова вопрос;

3) вспомнить,  какому падежу соответствует вопрос.

- Давайте запишем это в тетради.

- Перейдем ко второму пункту упражнения. Вдовкин Максим, что нужно сделать? (выписать из текста имена существительные вместе с тем словом, от которого они зависят. Поставить вопросы. Указать, в каком падеже и числе употреблено существительное в тексте).

Выполнение:

Образец: встречаются (в чем? где?) в лесах – пр.п., мн.ч.

Нет (чего?) садов – р.п., мн.ч.

Лакомятся (чем?) ягодами – тв.п., мн.ч.

Ягодами (чего?) черемухи – р.п., ед.ч.

Пекут (что?) пироги – в.п., мн.ч.

Пироги (с чем?) с начинкой – п.п., ед.ч.

8. Работа со словарными статьями

- А сейчас, ребята, посмотрите на слова со стр. 25, приведенные сбоку. Это слова библиотека и каталог. Давайте выполним лексический разбор данных слов. Что значит лексический разбор? (определение значения слов). Когда вы видите стоящую у слова цифру 5, это значит, что слово дано для лексического разбора.  Итак, ребята, помните, на стр. 252 учебника «Практика» у нас есть толковый словарик, который необходим для лексического разбора слов. Откройте его. Найдите данные слова по алфавиту. Итак, Рекаев Вадим, что такое библиотека? (1. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. 2. Собрание книг, а также помещение, где они хранятся. 3. Название книг определенной тематики).  Бабчак Марина, что такое каталог? (список, перечень предметов, составленный в порядке, облегчающем их нахождение). Запишите толкование данных слов в тетради (запись).

9. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно снова перечитать §4 учебника «Теория» (стр. 14-15), а также выполнить упражнение 67 Итак, посмотрите на задание. Что вам не понятно в его выполнении? (ответы учащихся, объяснение учителя).

10. Итоги урока

- Итак, чему был посвящен наш сегодняшний разговор? (существительному). Назовите морфологические признаки существительного (род, склонение, число и падеж).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 5 класс "морфологический разбот имени существительного"

Конспект и презентация к уроку русского языка 5 классс по теме "Морфологический разбор имени существительного"...

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ИХ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ план-конспект урока 6 класс

План-конспект урока по русскому языку для учащихся 6-го класса по учебнику М.М. Разумовской с УУД...

План-конспект урока (5 класс коррекционной школы) "Род имён существительных)

Цель: 1. Дать понятие о роде имён существительных.            2. Развивать и коррегировать речь, мышление на основе различных упражнений....

Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5

Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....