Урок-исследование по теме "Односоставные предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Постникова Ольга Александровна

Распространение педагогического опыта. Урок русского языка в 8 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie.docx18.75 КБ
Файл urok-issledovanie.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по теме «Односоставные предложения»

   (8 класс)

Учитель Постникова Ольга Александровна.

Цели.

Образовательная: закрепить умения и навыки , приобретённые при изучении темы «Односоставные предложения».

Развивающая: развивать умение логически рассуждать  и доказывать свою позицию.

Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе: умение высказывать свою позицию и отстаивать её, прислушиваться к точке зрения других, грамотно вести диспут.

ХОД УРОКА.

1.Приветствие.  Готовность к уроку.

2.Разминка.

  СЛАЙД 1.

«Угадай слово»  (устно).

Цыплят по осени …

Не зная броду …  в воду.

После дождя в лесу … грибами.

А за окном то…,  то…

СЛАЙД  2.

«Угадай слово»  (устно).

Цыплят по осени считают.

Не зная броду не суйся  в воду.

После дождя в лесу пахнет  грибами.

А за окном то дождь,  то снег.

3.Работа по группам. Разноуровневые задания.

Беседа.

--Какие предложения перед вами?

--По каким признакам вы определили, что они односоставные?

--Охарактеризуйте каждый вид односоставных предложений, приведите примеры.

1 группа (средняя)—определённо-личные?

2 группа (средняя)—неопределённо-личные?

                                     обобщённо-личные?

3 группа(сильная)—безличные предложения?

4 группа(слабая)—назывные предложения?

4.Анализ—исследование текстов по группам. Подготовка проектов.

(20 минут)

Тексты разноуровневые.

СЛАЙД  3.

План  анализа.

1.Все ли типы односоставных предложений встретились в заданном тексте?

2.Каких нет? Как определили?

3.Определите, чем выражены главные члены предложения.

4.Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

5.Есть ли в предложениях обращения? Какова их роль?

6.Выделите все имеющиеся орфограммы.

 7.Объясните все имеющиеся пунктограммы.

8.Найдите по одному словосочетанию с различными видами связи.

ТЕКСТЫ  ДЛЯ  ГРУПП.

1 группа.

Тут стоишь себе на берегу один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: «Летите!  Летите!»

                                                                                  (М. Пришвин,)

2 группа.

Длинная зимняя ночь, и особенно в деревне, где ложатся рано, бока пролежишь, дожидаясь белого дня.Я всегда просыпался часа за два до зари и любил встречать без свечки зимний рассвет. На дворе была тишина. Спокойно, тихо и светло.

                                                                               (С. Аксаков.)

3  группа.

Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.

Сумрак ночи прячется в лесах.

Из долин зелёных утром веет.

Веет юной радостью с полей.

Льётся, как серебряное пенье,

Звон костёла, славя воскресенье.

Разгорайся, новый день, светлей.

Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь—день радости и счастья.

                                (И. Бунин.)

4 группа.

Рокотанье. Нагнетанье.

Семафоры. И кусты.

Чей-то храп. И бормотанье.

Бутерброды. И мосты.

                              ( И. Игин.)

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Гимнастические упражнения).

6. Защита проектных работ по группам.

От каждой группы представитель даёт ответы на поставленные вопросы,  по результатам защиты проектной работы оценка ставится отвечающему и, соответственно, всем членам группы.

7.Итак, ребята, у нас осталось пять минут, и давайте вспомним и закрепим изученное, решив кроссворд.

Кроссворд  «Узнай термин по определению».

По горизонтали.

1.Предложения с одним главным членом.

2.Члены предложения, распространяющие его структуру.

По вертикали.

1.Второстепенный член, отвечающий на вопросы косвенных падежей.

2.Главный член предложения, называющий предмет.

3.Главный член предложения, указывающий на действие.

4.Члены предложения, составляющие основу.

8.Домашнее задание.  Составьте текст по теме «Зима», используйте в нём как можно больше односоставных предложений. Повторите теорию.



Предварительный просмотр:

Урок-исследование по теме «Односоставные предложения»

   (8 класс)

Учитель Постникова Ольга Александровна.

Цели.

Образовательная: закрепить умения и навыки , приобретённые при изучении темы «Односоставные предложения».

Развивающая: развивать умение логически рассуждать  и доказывать свою позицию.

Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе: умение высказывать свою позицию и отстаивать её, прислушиваться к точке зрения других, грамотно вести диспут.

ХОД УРОКА.

1.Приветствие.  Готовность к уроку.

2.Разминка.

  СЛАЙД 1.

«Угадай слово»  (устно).

Цыплят по осени …

Не зная броду …  в воду.

После дождя в лесу … грибами.

А за окном то…,  то…

СЛАЙД  2.

«Угадай слово»  (устно).

Цыплят по осени считают.

Не зная броду не суйся  в воду.

После дождя в лесу пахнет  грибами.

А за окном то дождь,  то снег.

3.Работа по группам. Разноуровневые задания.

Беседа.

--Какие предложения перед вами?

--По каким признакам вы определили, что они односоставные?

--Охарактеризуйте каждый вид односоставных предложений, приведите примеры.

1 группа (средняя)—определённо-личные?

2 группа (средняя)—неопределённо-личные?

                                     обобщённо-личные?

3 группа(сильная)—безличные предложения?

4 группа(слабая)—назывные предложения?

4.Анализ—исследование текстов по группам. Подготовка проектов.

(20 минут)

Тексты разноуровневые.

СЛАЙД  3.

План  анализа.

1.Все ли типы односоставных предложений встретились в заданном тексте?

2.Каких нет? Как определили?

3.Определите, чем выражены главные члены предложения.

4.Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

5.Есть ли в предложениях обращения? Какова их роль?

6.Выделите все имеющиеся орфограммы.

 7.Объясните все имеющиеся пунктограммы.

8.Найдите по одному словосочетанию с различными видами связи.

ТЕКСТЫ  ДЛЯ  ГРУПП.

1 группа.

Тут стоишь себе на берегу один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: «Летите!  Летите!»

                                                                                  (М. Пришвин,)

2 группа.

Длинная зимняя ночь, и особенно в деревне, где ложатся рано, бока пролежишь, дожидаясь белого дня.Я всегда просыпался часа за два до зари и любил встречать без свечки зимний рассвет. На дворе была тишина. Спокойно, тихо и светло.

                                                                               (С. Аксаков.)

3  группа.

Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.

Сумрак ночи прячется в лесах.

Из долин зелёных утром веет.

Веет юной радостью с полей.

Льётся, как серебряное пенье,

Звон костёла, славя воскресенье.

Разгорайся, новый день, светлей.

Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь—день радости и счастья.

                                (И. Бунин.)

4 группа.

Рокотанье. Нагнетанье.

Семафоры. И кусты.

Чей-то храп. И бормотанье.

Бутерброды. И мосты.

                              ( И. Игин.)

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Гимнастические упражнения).

6. Защита проектных работ по группам.

От каждой группы представитель даёт ответы на поставленные вопросы,  по результатам защиты проектной работы оценка ставится отвечающему и, соответственно, всем членам группы.

7.Итак, ребята, у нас осталось пять минут, и давайте вспомним и закрепим изученное, решив кроссворд.

Кроссворд  «Узнай термин по определению».

По горизонтали.

1.Предложения с одним главным членом.

2.Члены предложения, распространяющие его структуру.

По вертикали.

1.Второстепенный член, отвечающий на вопросы косвенных падежей.

2.Главный член предложения, называющий предмет.

3.Главный член предложения, указывающий на действие.

4.Члены предложения, составляющие основу.

8.Домашнее задание.  Составьте текст по теме «Зима», используйте в нём как можно больше односоставных предложений. Повторите теорию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....

Урок-исследование "Предложения с обращениями"

Предстваленный конспект урока позволяет совместить изучение нового материала и использование здоровьесберегающих технологий на уроке русского языка в 8 классе по программе В.В.Бабайцевой и др....

Урок-исследование по теме "Односоставные предложения"

Урок повторения и систематизации материала по теме "Односоставные предложения" в 8 классе.Работа учащихся в группах....

Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»

Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов  художественных произведений....

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...

Урок-исследование по теме "Односоставные предложения"

Распространение педагогического опыта. Урок русского языка в 8 классе....