Урок русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Учитель: Попова Г.Ю.

Цели урока: 

познавательные:

-  создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание),  умения работать с алгоритмом морфологического разбора, применять полученные знания на практике;

личностные:

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение  проводить самооценку.

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в группе.

регулятивные:

- развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозирование  предстоящей  работы;

- осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

Формы обучения: групповая,  фронтальная, индивидуальная, работа в  группе. 

Методы обучения:  словесные,  наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся:

 морфологическому разбору имени прилагательного

Получат возможность научиться:

- безошибочно применять  алгоритмы и правила при решении учебных задач. 

Тип урока: обобщение знаний и рефлексия.

Оборудование:  раздаточный материал.

                                                                                            Эпиграф (зачитать):

                                                                                           Я – часть речи интересная,

                                                                                           Широко в миру известная:

                                                                                          Опишу любой предмет –

                                                                                          В этом равных со мной нет.

                                                                                          Речь со мною выразительна,

                                                                                          И точна, и удивительна.

                                                                                          Чтоб красиво говорить,

                                                                                         Мною нужно дорожить!(слайд №1)

Ход урока:

1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. 
Учитель: 
Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли в школу на урок?
Слова какой части речи вы использовали в своих ответах?

2. Фронтальный опрос:

Что же такое прилагательное? Дайте точное определение этой части речи (слайд №3): 

1) Что обозначает имя прилагательное?

2) На какие вопросы отвечает?

3) Как изменяются имена прилагательные?

4)  Какую форму могут иметь имена прилагательные?

5) С какой частью речи согласуются прилагательные?

6) Каким членом предложения являются? (слайд №4)

Проблемный вопрос:  А  как  вы  думаете, с  какой  целью  мы  с  вами  повторили  морфологические  признаки  имени  прилагательного?   Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи?

Формулирование темы и целей урока: Давайте уточним тему нашего урока.

3. Синтаксическая 5-минутк

 Велика роль прилагательных и в художественной литературе: они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы.  Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту (на доске)

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

( «Жаворонок» В. Жуковский).

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину? 

Самостоятельно
1) Определите количество грамматических основ в предложении.

2) Какими членами предложения являются прилагательные?

На  доске:

- Выписать словосочетания (прил. + сущ.)

4. Морфологический разбор прилагательного.

А теперь рассмотрим алгоритм морфологического разбора прилагательного.

План разбора(на доске)
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: начальная форма (Им.п., ед.ч.), краткая или полная форма; род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль.

На доске разбор: тёмный лес.

5. Самостоятельно

А теперь самостоятельно по рядам запишите предложения (1 человек с каждого ряда у доски), найдите словосочетание с прилагательным и проведите его морфологический разбор.

1-ый ряд: Приятно побродить в лесу, подышать свежим воздухом.

2-ой ряд: В осеннем лесу растёт много грибов.

3-ий ряд: Птичка сидела на верхушке большой ели.

Проверим все вместе.

6.Физкультминутка

- Вы, наверное, устали?

- Да!

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

7Игра: «Найди лишнее»
Представьте, что мы прибыли на экскурсию на остров Прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным: 
веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, озеро, волна, играют, радостные 

8.  Разгадать  шарады, но не забывайте, зашифрованные слова должны быть прилагательными (на доске)

1) Суффиксы взяты из слова «значительный»,
Корень из слова «переполненный»,
Приставка и окончание – из слова 
«исключительный».  

2) Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,
Приставку – в слове 
«выписать»,
Корень – в слове «преподносить». 

3) Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,
Приставка та же, что и в слове 
«приезд»,
Корень тот же, что и в слове 
«подлежащее».

9. Тест. Закрепление материала (самостоятельно, на партах)

1-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

а) предмет;       б) признак;       в) действие.

2- Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, жёлтый, белый;

в) медленный, верность, жёлтый, белый;

г) медлительность, белый, верность, жёлтый.

3- Укажите род прилагательных в предложении:  В весеннем лесу песню раннюю запел жаворонок звонкий. Выберите подходящую строку: а), б) или в):

а) весеннем (ср.), раннюю (ж.), звонкий (м.);

б) весеннем (м.), раннюю (ср.), звонкий (м.);

в) весеннем (м.), раннюю (ж.), звонкий (м.);

4- Определите падеж прилагательных в предложении: На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою. Выберите подходящий ответ: а), б) или в):

а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.);

б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.);

в) зелёной (П.), небольшой (В.), необычной (Т.);

Ответы: 1-б, 2-б, 3-в, 4-в.

Проверим вместе и поставим оценку самим себе.

10. Рефлексия: отметьте на листиках

1-Урок:      интересный,  яркий,  полезный,  скучный

2-Узнали что-то новое:      да,     нет.

11. Подведение итогов:

Итак, сегодня на уроке мы с вами были прилежными, исполнительными и выносливыми. Что нового вы узнали на уроке? Какие у вас возникли вопросы? Понравился ли урок? Какое задание было сложным для вас? Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение? 

12. Выставление оценок

13. Домашнее задание: Порядок разбора стр.94-95, контрольные вопросы стр.96, упр.599 разборы прилагательных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...