Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кошовец Светлана Валерьевна

Однородные члены предложения как синтаксическое средство изобразительности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.tolstoy_posle_bala.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Однородные члены предложения как синтаксическое средство изобразительности (на примере рассказа Л.Н. Толстого "После бала")

  Экспрессивные возможности однородных членов предложения в рассказе  Л.Н. Толстова «После бала».

Цель урока: формирование представления  об экспрессивных возможностях  конструкций   с однородными членами предложения через анализ рассказа Л.Н.Толстого   «После бала».

Задачи урока:

  1. Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций   однородными членами в рассказе для выражения авторской идеи.
  2. Попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого,           погрузившись в его язык.
  1. Развивать исследовательские способности учащихся.
  2. Уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной  проблеме.

Оборудование: иллюстрации к рассказу «После бала», запись мазурки Ф.Шопена, презентация, распечатка стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта».

Ход урока.

  1. Организационно мотивационный этап урока.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

-Чтение стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»

Это утро, радость эта

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти нивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья.

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё-весна.

Сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения прекрасного поэта А. Фета.

- Как вы думаете, почему?  

- Скажите, пожалуйста, сколько предложений в этом стихотворении?    Одно. 

- Чем осложнено данное предложение? (В стихотворении поэт использовал однородные члены предложения, обобщающее слово всё).

- А что автор сумел выразить с помощью конструкции предложения с однородными членами предложения?

(Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движение человеческой души)

  1. Постановка цели и задач урока.

Подведение учащихся к формулировке проблемы урока. Какова проблема урока? Узнать, в каких эпизодах рассказа «После бала» встречаются конструкции предложений с однородными членами,  и выяснить их роль.

Почему из всего многообразия конструкций писатель использует предложения с однородными членами?

Обращение к печатной таблице.

            3.  Актуализация знаний. Систематизация знаний о художественном произведении.

А) Лингвистический эксперимент.

        На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Толстого «После бала». А как хорошо вы знаете это произведение, мы сейчас узнаем.

3.1. На доске предложение:  Она была  прелес..на высокая  стройная  грац..озная  и величестве..ая.

  • прочитать, соблюдая интонацию
  • определить конструкцию предложения (простое, сложное, осложнённое, доказать)
  • каким членом предложения являются однородные чл. предложения  ( именная часть составного именного сказуемого)
  • списать , расставив знаки препинания, вставив пропущенные буквы(вопросы по орфографии)

В. Только ли внешность Вареньки описывается в данном предложении (характер).

- Предложение какой синтаксической конструкции выбирает автор?

 (Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложения с однородными членами)

- Какую цель он преследует?

 (Это даёт ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера).

Словарная работа со словом величественная (печатная основа)

Понятие градации как  стилистической фигуры речи (печатная основа)

3.2. Вывод с помощью учителя: ненавязчиво, легко, виртуозно автор использует конструкцию О: О,О,О и О для создания образа в целом.

4.  Анализ эпизодов

1). Портрет Вареньки.

- Какой вам представляется героиня? (нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, звезда)

- А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому.

«Она была в … платье с …  поясом и в … перчатках, немного не доходивших до …, .. локтей, и в … башмачках.»

- Какие определения преобладают в предложении? (передающие цвет)

- Как называется такой приём?  (Цветопись)

-Является ли повтор слова белый речевой ошибкой? Нет

- С какой целью использует его Толстой? Белый цвет-олицетворение чистоты, света,  радости, подчеркивает ощущение праздника, передаёт душевное состояние рассказчика.

- А как ещё Толстой передаёт душевное состояния Ивана Васильевича? Через мазурку.

- Найдите в тексте это предложение. В чём его особенность?

«Я танцевал и кадрили …»

- Почему автор повторяет союз и? (мысль выражается эмоционально.)

Перестройте это предложение по схеме { о,о,о }

Что меняется?

Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению.

(Да, перечисление однородных членов без союзов более спокойное, с союзами – подчеркивается роль каждого однородного члена, усиливается выразительность речи.)

Такой прием называется многосоюзием.

Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, основанная на намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. (Словарь-справочник лингвистических терминов).

- Найдите примеры с многосоюзием в тех предложениях, которые вы записали в домашнем задании.

И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, все было мне особенно мило и значительно.

(конструкция с повторяющимся союзом, усиливающая роль каждого из однородных членов. Обобщающее слово стоит после однородных членов. Это тоже усиливает перечисление. Полнота и яркость описания.)

Итак, в душе Ивана Васильевича звучала музыка (музыкальный фрагмент, мазурка)

- Опишите прослушанную музыку, используя однородные члены, эмоциональные эпитеты.

Сообщение учеников

   (Там, где Висла сливается с Западным Бугом, на земле Мазовецкой, с давних пор жило смелое польское племя мазуров.  Это были лихие наездники и не менее лихие танцоры. Здесь и родился танец, который называют мазуркой. Многое в этом танце связано с образом блистательного кавалериста: особая выправка, пружинистый шаг, пришпоривающие удары каблуков.

      Мазурка (польск. mazurek) — польский народный танец, который характеризуется быстрым темпом и трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта Мазурка – легкая и жизнерадостная, лиричная и грациозная – отобразила в себе душу польского народа

      Мазурка – это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами.

     «Сколько в этом танце гордости, нежности и вызова, - писал Ференц Лист – В Польше мазурка – не только танец. Она род национальной поэмы, назначение которой – передать пламень патриотических чувств под прозрачным покровом народной мелодии».

Прекрасные, глубоко народные по духу мазурки для фортепиано писал замечательный польский композитор Шопен. В начале 19 столетия мазурка стала популярным бальным танцем. Модные парижские танцмейстеры поспешили придать ей салонный характер. В этом виде  мазурку танцевали и в петербургском свете. Но в русской провинции она сохранила подлинные народные черты.

- Что перебивает музыку, звучавшую у рассказчика в душе?

Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.

... не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.

- Как связаны однородные члены? ( намеренный пропуск соединительных союзов)

Еще один прием (запись в тетрадь по теории):

Бессоюзие (асиндетон) - стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для оживления и усиления речи.

- Что он дает здесь? (придает впечатление стремительности, быстрой смены картин)

- Приведите примеры предложений, в которых используется прием бессоюзия.

...увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне.

Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный.

(Речь рассказчика становится напряженной. Он неоднократно возвращается к одному и тому же, внося новые подробности. Такие повторения, нагромождения деталей убедительно передают душевное смятение рассказчика, нарастание охватившего его ужаса, которое передается читателю.)

- Какой еще прием использует Л.Толстой?

Сравните:

Мелодия мазурки – визгливая, неприятная музыка;

Белый, розовый – что-то черное, красное, неестественное.

(антонимичные эпитеты, прием антитезы)

Выводы:

- Какие же речевые эффекты предложений с однородными членами?( См. таблицу)

- Какие изобразительные средства языка, приемы, стилистические фигуры основаны на предложениях с однородными членами? ( Градация, многосоюзие, бессоюзие)

Заключительное слово учителя:

Чтобы не только почувствовать эстетические достоинства, но и понять глубоко и всесторонне содержание литературного произведения, необходимо относиться со вниманием и пониманием к языку.

Я надеюсь, что и проделанная работа на уроке помогла нам многое понять в характере рассказчика и в позиции автора в рассказе Л.Н.Толстого “После бала”.

Д.З. Написать сочинение   по высказыванию  русского  писателя Салтыкова-Щедрина, который   говорил: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...