Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Вдовина Екатерина Васильевна

Повторение изученного материала по теме: "Местоимение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_6_klass.docx58.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Класс 6

Тема урока: «Повторение изученного по теме: «Местоимение»».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок - практикум

Цель урока:         

- повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении;

- знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания;

-совершенствование использования в речи имен и местоимений;

Задачи урока

Обучающие: 

- повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме.

- уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения.

- распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях.

- расширять лексический запас учащихся.

Повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме.

Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения.

Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях.

Расширять лексический запас учащихся.организовать  учебную  деятельность  учащихся,  направленную  на

освоение знания правописания неопределённых местоимений;

  организовать учебную деятельность, направленную на освоение  

алгоритма выбора дефисного и раздельного написания

неопределённых местоимений  и понимание  логики его построения; 

  организовать учебную деятельность, направленную  на формирование  

умения правильно выбирать орфограмму при правописании

неопределённых местоимений.

Воспитательные:         

- формирование культуры слушания ответа одноклассников;

- формирование навыков аккуратной работы в тетради;

- формирование у учащихся умений формулировать полный и грамотный ответ по предмету;

- пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;

- воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки.

Развивающие:

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие умения у учащихся аргументировать свое мнение;

- формирование умение анализировать свой устный ответ и ответ по предмету одноклассников;

- развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;

- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать;

- вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.

Хронометраж (план) урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

1.Организационный этап

Слово учителя (ведущее)

Беседа (репродуктивная)

1 мин.

2. Актуализация

знаний

Слово учителя (сообщающее, инструктирующее)

Беседа ( репродуктивная)

10 мин.

3. Постановка учебной цели

Слово учителя (инструктирующее)

Беседа ( репродуктивная)

20 мин.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Первичное закрепление знаний.

Слово (обобщающее)

Беседа (проблемная)

5 мин.

5. Физ. минутка (пауза релаксации)

Слово (инструктирующее, оценочное)

2 мин.

6. Применение знаний и умений

Слово (инструктирующее, оценочное)

2 мин

7. Рефлексия деятельности.

Слово (обобщающее)

2 мин

8.Домашнее задание.

Слово (обобщающее)

2 мин

Ход урока

Этап урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

2.

Актуализация

знаний

Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте перечислим их…

- Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…

– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

отвечают на поставленные вопросы

3.

Постановка учебной цели.

Сказка (на доске) ребенок у доски корректирует запись

Жили-были мы с тобой,

Кто(то) с кем(то),

Некто с нами,

Кто ни (с) кем и сам (с) собой,

Этот, наш, любой, который.

Жили-были кто?

--О ком эта сказка? Почему нельзя определить?

Слова какой части речи преобладают в этом тексте?

- Сформулируйте тему нашего урока, если уже заканчиваем изучать еще одну часть речи Местоимения и будем готовиться к самостоятельной и контрольной работе? (Сегодня мы повторим, обобщим и расширим знания о местоимении)

Попробуем вместе сформулировать цель урока, что необходимо вспомнить, на что обратить особое внимание при подготовке к самостоятельной и контрольной работе? Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.

- Итак, записываем тему урока: Повторение темы «Местоимение»

Записывают тему урока

Формулируют цель урока

- вспомнить разряды местоимений

-определить роль местоимений в речи

- как различить личные и притяжательные местоимения?

- когда пишется Е , а когда И в неопределённых местоимениях-какие местоимения пишутся через дефис?

- как склоняется возвратное местоимение?

- как правильно: « по вас или по вам»?

- правильно употреблять местоимения при составлении речевого высказывания;

Ученики записывают тему урока в тетрадях предлагают цели

4.

Обобщение и систематизация знаний.

Первичное закрепление знаний.

Выполнение заданий по карточкам

5.

Физ. минутка (пауза релаксации)

1.Тест. ( раздаточный материал)

2.Синтаксический разбор предложений

Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.

Найдите в предложении местоимения, определите их синтаксическую роль.

Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово « в нем»? Для чего?

1.Кто быстрее? За 1 минуту написать название всех разрядов.

2.Ответьте на вопросы – шутки:

  1. Какое местоимение можно записать одной буквой (я)
  2. Какие два местоимения мешают транспорту? (я-мы)
  3. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
  4. Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ты-ква)


3.Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ – Д.п.
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ – Р.п.
3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ – П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
СОБОЮ – Т.п.

4.  Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт

.

Физминутка (повторение слитного и раздельного написания):

Слитно – хлопаем;
раздельно – приседаем;
через дефис – руки вверх.

Некто, кое о чем, кое-чему, кое с кем, что-нибудь, некоторый, чьи-нибудь, кое из кого, не у кого, никому, кое-кому, несколько.

Повторяют теоретический материал

( выполняют упражнение)

Один обучающийся работает у доски ( синтаксический разбор)

Ответ обучающегося

Повторяют по таблице разряды местоимений

Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях

Отвечают на вопросы

Работают самостоятельно с целью повторения и определения разрядов местоимений с самопроверкой

6.

Применение знаний и умений

Контроль и усвоение

Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным? Как отличить вопросительные местоимения от относительных? (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков )

(Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Вопросительные мы используем, чтобы заменить в вопросе то слово, которое нам неизвестно, а относительные местоимения мы используем в сложном предложении).
5.Группы должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Например:
Кто едет на велосипеде?
 (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде.
 (Кто – относительное местоимение.)

  1. Повторим орфографию. Вспомним основные орфограммы по теме «Местоимение.
  2.  Обведите правильный вариант ответа:

1. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

  1. (Кое)(у)каких, кто (нибудь), (кое)(при)ком.
  2. Кое(какой), что(либо), чей(то).
  3. (кое)(над)чем, (кое) (с) (кем), что (то)
  4. Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого.

2. В каком примере на месте пропуска пишется НЕ?

  1. н…кого не уговорил
  2. н… на что смотреть
  3. н… к кому не обратился
  4. н… в чем не помог.

3. В каком примере на месте пропуска пишется НИ?

  1. н… в чем разочаровываться.
  2. н…чем не удивил.
  3. н.. для кого стараться.
  4. н…чего спросить.

7.Задание: Определить значение фразеологизмов.
Сам с усами (Нисколько не хуже других.)
Сам не свой (Расстроен, потерял душевное равновесие.) 
Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)
Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)

8..Задание: восстановить пословицы.

  1. (Что посеешь), то и пожнешь.
  2. (Каков вопрос), таков и ответ.
  3. (Не все то золото), что блестит.
  4. (Не за свое дело не берись), а за своим делом не ленись.
  5. (Кто соврет раз), тому больше не поверят.
  6. (Кто ищет), тот всегда найдет.
  7. (Каково поле), таковы и всходы.
  8. (Не всякий умен), кто с головой.
  9. (Чего себе не хочешь), того и другому не желай.
  10. (Дома ешь, что хочешь), а в гостях, что дают.

7.

Рефлексия деятельности.

Итак, ребята, я думаю, что урок не прошел даром. Вы убедились, что местоимение играет важную роль в языке, вы самостоятельно и объективно смогли оценить себя. Не будете нарушать правила правописания местоимений и будете правильно употреблять их в речи.

В начале урока мы поставили перед собой определенные цели. Удалось ли их достичь?

 Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок. Лист самооценки.

Отвечают на вопросы

8.

Домашнее задание.

Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме «Местоимение». Урок окончен.

Запись учащимися задания в дневники.

Раздаточный материал

Задание № 1. Тест

Тест на повторение по теме «Местоимение».

1.а) Местоимение-это самостоятельная часть речи, которая называет предмет, признак, количество.

б) Местоимение-это служебная часть речи, которая называет предмет, признак, количество.

в) Местоимение-это служебная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество.

г) Местоимение-это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество.

2. Непостоянные признаки местоимения:

а) Род

б) Число

в) Падеж

г) Зависит от того, какую часть заменяют.

3. Постоянные признаки местоимения:

а) Разряд

б) Число

в) Падеж

г) Род

4. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
г) к нам, нами, этот, никто

5.Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
г) имя числительное

6.Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа
б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н 
в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа
г) местоимения 3 лица не склоняются

7.Укажите неверное утверждение.
а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных
б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа
в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо
г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам

8.Продолжите фразу.
Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…
а) определением
б) дополнением
в) обстоятельством
г) сказуемым


Задание № 2 . Самостоятельная работа.

Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.

Задание № 3 . Работа в паре.

а)Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт

б)Вспомним основные орфограммы по теме «Местоимение. Обведите правильный вариант ответа:

1. Строение какого местоимения соответствует схеме ¬hello_html_e460d5b.png hello_html_m6dc75d91.png?

  1. что – то
  2. кое – какой
  3. чей – нибудь
  4. кто - либо

2. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

  1. (Кое)(у)каких, кто (нибудь), (кое)(при)ком.
  2. Кое(какой), что(либо), чей(то).
  3. (кое)(над)чем, (кое) (с) (кем), что (то)
  4. Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого.

3. В каком примере на месте пропуска пишется НЕ?

  1. н…кого не уговорил
  2. н… на что смотреть
  3. н… к кому не обратился
  4. н… в чем не помог.

4. В каком примере на месте пропуска пишется НИ?

  1. н… в чем разочаровываться.
  2. н…чем не удивил.
  3. н.. для кого стараться.
  4. н…чего спросить.

Задание 4. Работа в группе .

а) _Определи значение фразеологизмов.
Сами с усами 

Сам не свой 

Сам по себе 

Само собой 

б ) Восстанови пословицы.

Задание 5. Рефлексия.

Вырази свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...