Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Вдовина Екатерина Васильевна

Местоимение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_no2_po_russkomu_yazyku1.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Класс 6

Тема урока: «Относительные и вопросительные местоимения»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

-сформировать представление о вопросительных и относительных местоимений,о их особенностях;

Задачи урока

Обучающие:

- повторить полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи;

- формировать знания о разрядах и склонение местоимений;

Воспитательные:

- формирование культуры слушания ответа одноклассников;

- формирование навыков аккуратной работы в тетради;

- формирование у учащихся умений формулировать полный и грамотный ответ по предмету;

Развивающие:

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие умения у учащихся аргументировать свое мнение;

- формирование умение анализировать свой устный ответ и ответ по предмету одноклассников;

Перечень оборудования:

Список литературы:

- Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М. : Просвещение, 2012. – 175с.

- Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Г. А. Богданова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 175с.

- Поурочные планы https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/14/urok-zaveshchanie.

- Поурочные разработки по русскому языку 6 класс: - М.: BAKO, 2013, - 320 с. – (в помощь школьному учителю)

Хронометраж (план) урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

1.Организационный этап

Слово учителя (приветствующее, ведущее)

1 мин.

2.Повторение изученного материала

Слово учителя (инструктирующее)

Беседа ( репродуктивная)

10 мин.

3.Изучение нового материала

Слово учителя (инструктирующее)

Беседа ( репродуктивная)

20 мин.

4.Закрепление изученного материала

Слово (обобщающее)

Беседа (проблемная)

7 мин.

5.Подведение итогов.

Слово (оценочное)

7 мин.

Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Организационн этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя

Настраиваемся на урок, проверяем все необходимые пренадлежности на уроке, садитесь.

Открываем тетради записываем тему урока.

Образец оформления тетрадь

Относительные и вопросительные местоимения.

2. Повторение изученного материала.

3.Изучение новой темы

4. Обобщение пройденного материала.

5 Подведение итогов.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная

Прежде чем перейти к новой теме, давайте повторим, что вы знаете о местоимении, выполним небольшую самостоятельную работу.

Сейчас я вам раздам карточки с заданием, вам необходимо выполнить эти задания в тетрадь. На работу вам 5 мин.

Тема урока – «Вопросительные местоимения» - сама подсказывает, что это за местоимения и где они употребляются. Это местоимения, которые служат для выражения вопроса в вопросительных предложениях: Кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько?

 

Какие части речи отвечают на эти вопросы?

Разумеется, большинство из данных вопросительных местоимений может изменяться и склоняться. Придумайте примеры с вопросительными местоимениями: Кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько?

Ребята, а теперь подумайте какое из вопросительное местоимение не склоняется?

Правильно вопросительное местоимение Каков? Не склоняется. Хорошо молодцы.

Откройте учебник на стр 72- ой прочитаем теорию в параграфе 79- ом.

Метод:беседа

Прием: проблемная

Итак ребята какой можно сделать вывод?

Для чего служат вопросительные местоимения?

Где употребляется вопросительное местоимение который?

Хорошо, молодцы

Ребята, выполним упражнение 450 – ое. Что необходимо сделать в данном задание?

 Склоняем местоимение КТО? ЧТО? устно.

Просклонять слово птичий (пух) письменно.

Один работает у доски остальные в тетрадях.

Ребята, а теперь подумайте:

Что общего в правописании падежных форм прилагательного птичий и местоимения чей?

Правильно, давайте выделим окончание зеленым цветом.

А какие еще вопросительные местоимения склоняются как прилагательные?

Хорошо, молодцы ребята.

Обратите внимание на таблицу на стр. 73 – ей.

Склонение местоимения СКОЛЬКО.

Давайте устно просклоняем словосочетание сколько скворцов, сколько гостей, произнося правильно слово сколько.

Молодцы.

Ребята прочитайте теорию на стр 74-ой, какой мы можем сделать вывод?

Хорошо, давайте выполним упр. 454 – ое. Что необходимо сделать?

Один человек работает у доски, остальные в тетради.

Молодцы, ребята обратите внимание на слово в зеленой рамочке, запишите его в словарик.

Метод:слово

Прием: обобщающее

Итак ребята что нового мы изучили сегодня на уроке?

В чем особенность вопросительных местоимений?

В чем особенность относительных местоимений?

Какими членами предложения могут быть относительные местоимения?

Молодцы ребята, вы хорошо по работали. А теперь откроем дневники и запишим домашнее задание стр.75 – я упр. 455.

Прочитайте задания. Ребята, кто не понял, что необходимо сделать дома?

Отметки за урок получают….

 

Слушание

Прием: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание

Устные ответы учеников:

Именные части речи: существительные, прилагательные, числительные.

Кто стучится в дверь ко мне?

Что такое, что случилось?

В котором часу ты вернешься?

Каков ответ этой задачи?

Не склоняется: Каков?

Чтение теоритической части.

Устные ответы учеников:

 Вопросительные местоимения КТО и ЧТО не изменяются по родам и числам.

Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса.

Который употребляется в предложение: Который час.

Чтение задания.

У стные ответы учеников:

И.П Кто? Что?

Р.П. Кого? Чего?

Д.П. Кому? Чему?

В.П. Кого? Что?

Т.П. Кем? Чем?

П.П. О ком? О чем?

Образец оформления в тетради:

И.П. (чей?) птичий пух

Р.П. (чьего?) птичьего пуха

Д.П. (чьему?) птичьему пуху

В.П. (чьего?) птичий пух

Т.П. (чьим?) птичьим пухом

П.П. ( о чьем?) О птичьем пухе

Устные ответы:

И у прилагательных и у местоимений одинаковые окончания.

Вопросительные местоимения КАКОЙ? КОТОРЫЙ? склоняются как прилагательные.

Устные ответы учеников:

И.П. сколько скворцов, сколько гостей

Р.П. скольких скворцов, скольких гостей

Д.П. скольким скворцам, скольким гостей

В.П. сколько скворцов, сколько гостей

Т.П. сколькими скворцами, сколькими гостями.

П.П. о скольких скворцов, о скольких гостей.

Устные ответы учеников:

Местоимения КТО,ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО являются относительными, усли они употребляются без вопроса.

Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.

Образец оформления в тетради:

  1. Что произошло  лесу?
  2. Какие цветы растут на поляне?
  3. Сколько птиц прилетело в наши края?
  4. Какой птице принадлежит голос?
  5. Кто прилепил гнездо на сучке берез?
  6. Чье это гнездо висит, точно плетеная корзиночка?

ИНСТРУМЕНТ.

Устные ответы учеников:

Сегодня мы изучили вопросительные и относительные местоимения.

Вопросительные местоимения употребляются в вопросительном предложение, служат для выражение вопроса.

Относительные местоимения употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных.

Относительными местоимениями могут быть разными членами предложения.

 

Приложение №1.

Приложение №1

Задание для самостоятельной работы.

Задание №1

Прочитай загадки, спиши ,вставляя в местоимениях пропущенные буквы.Подчеркни местоимения, укажи лицо.

Ты за ней, а он от т_бя, ты от н_ё, а она за т_бой. (тень) 

У н_ё стальные зубы. С не_ дружат лесорубы (пила) 

Кто м_ня тронет, тот заплачет (лук)

Задание №2

Определи лицо и число местоимений. Подбери к местоимениям подходящие по смыслу предлоги

С тобой … меня … вам

… тебя … мне … нас

… тебе … мной …вами

Задание№3

Спиши, заменяя выделенные имена существительные местоимениями в том же падеже. Подчеркни местоимения.

Родина начинается на пороге твоего дома. Родина огромна и прекрасна. Мы любим Родину. А любить Родину -значит жить с Родиной одной жизнью. Родина –мать, умей за Родину постоять!

Задание №4

К данным глаголам припиши местоимения 3-го лица единственного (или множественного) числа, употребляя местоимения с предлогами. Подчеркни местоимения.

Подошел к нему, возвратился (с кем?), посмотрел (на кого?), вспомнил (о ком?), говорил (при ком?), спросил (у кого?)

Задание №5

Напиши предложения, употребляя вместо вопроса местоимение ты в нужном падеже

Мама- самый светлый, самый дорогой (кому?) человек. Мама учит (кого?) добру, первым играм, объясняет всё, что(кому?) непонятно. Когда (кто?)болен, она не спит ночами и сидит возле (кого?) Везде и всегда (с кем?) мама.

Приложение №2

Индивидуальная работа  

1.Укажите начальную форму местоимений, разряд.

     Передо мной, у вас, с нами, за тобой, с собой, к ним, скольх (учеников), к себе

2. Поставьте местоимения, данные в скобках в нужном падеже.

   Я грущу по (вы), тоскуешь по (мы), скучаю по( вы)

3. Запишите местоимение ОН с предлогами с, на, в, за, под и местоимения Я с предлогами  к, с, перед, под.

4. Сделайте синкасический разбор предложения, определите синтаксическую роль местоимения. Составьте схему предложения.

     Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...