Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Вдовина Екатерина Васильевна

Местоимение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_no3_po_russkomu_yazyku1.docx50.37 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект урока по русскому языку

Класс 6 Тема урока: «Относительные местоимения как средство связи в сложном предложение»».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

-сформировать представление о разрядах местоимений, их особенностях;

Задачи урока

Обучающие:

- повторить полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить признаки местоимения;

- научить выявлять относительные местоимения в сложных предложениях;

 - сформировать понятие о разрядах местоимений;

Воспитательные:

- формирование культуры слушания ответа одноклассников;

- формирование навыков аккуратной работы в тетради;

- формирование у учащихся умений формулировать полный и грамотный ответ по предмету;

Развивающие:

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие умения у учащихся аргументировать свое мнение;

- формирование умение анализировать свой устный ответ и ответ по предмету одноклассников;

Перечень оборудования:

Список литературы:

- Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М. : Просвещение, 2012. – 175с.

- Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Г. А. Богданова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 175с.

- Поурочные планы https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/14/urok-zaveshchanie.

- Поурочные разработки по русскому языку 6 класс: - М.: BAKO, 2013, - 320 с. – (в помощь школьному учителю)

Хронометраж (план) урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

1.Организационный этап

Слово учителя (приветствующее, ведущее)

1 мин.

2.Повторение изученного материала

Слово учителя (инструктирующее)

Беседа ( репродуктивная)

10 мин.

3.Изучение нового материала

Слово учителя (инструктирующее)

Беседа ( репродуктивная)

20 мин.

4.Закрепление изученного материала

Слово (обобщающее)

Беседа (проблемная)

7 мин.

5.Подведение итогов.

Слово (оценочное)

7 мин.

Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Организационн этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте теради с домашним заданием и положите на край стола, я пройду и проверю ее наличие.

У кого возникли трудности при выполнение домашнего задания?

Хорошо.

Откройте тетради и зипишите дату.

Образец оформления тетради.

Первое марта.

2. Повторение изученного материала.

3.Изучение новой темы

4. Обобщение пройденного материала.

5 Подведение итогов.

Метод:слово

Прием: инструктирующее

Ребята, а сейчас мы запишим предложение, выделим в нем местоимение и числительное.

Сделаем синтаксический анализ.

Моя собака съела полтора килограмма корма.

Беседа(репродуктивная

Какое местоимение в данном предлежение?

Какое числительное?

Метод: беседа

Прием: репродуктивная

Давайте вспомним, что такие числительное?

Какая эта часть речи?

Какие еще именные части речи вы знаете?

Молодцы, давайте просклоняем, числительное полтораста, полтора.

Метод:слово

Прием: сообщающее, инструктирующее.

Мы продолжаем знакомится с вами с разрадами местоимений. Прежде чем перейти к изучению нового разряда давайте с вами повторим что мы с вами уже знаем.

Какие разряды местоимений вы уже знаете?

В чем особенность этих разрядов?

Все верно, и тема урока у нас сегодня « Относительные местоимения как средство связи в сложном предложение».

Откройте тетради запишите тему урока.

Метод:слово

Прием: инструктирующее

Сейчас я вам буду читать предложение ваша задача, поставить местоимение СЕБЯ в нужном падеже, и указать падеж в котором вы поставили.

Проверяем...

Хорошо, молодцы.

Ребята подберите синоним к слову себялюбец?

Хорошо молодцы.

Ребята, а давайте теперь вспомним, Что такое фразеологизмы?

Давайте выполним упр. 449

Что необходимо в данном упражнение сделать?

Хорошо, один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Молодцы.

Метод:слово

Прием:инструктирующее

Попробуйте письменно составить фразеологизм включающие разные формы возвратного местоимения СЕБЯ.

На работу вам 2 минуты.

Хорошо, молодцы.

Метод:слово

Прием:инструктирующее

А теперь выполним небольшую самостоятельную работу на повторение относительные местоимение. На работу вам 5 мин.

Заканчиваем работу и сдаем листочки.

 Выполним еще небольшую работу письменно.

Я вам буду читать вопросительное предложение с вопросительным местоимением, вам необходимо, заменить вопросительное на относительное местоимение.

Ребята, кто не понял?

Кто сказал мяу?

Чем бы тебя угостить?

Какой у тебя номер вагона?

Каковы ваши планы?

Который час?

Чья это проделка?

Сколько сегодня уроков?

Хорошо молодцы.

Метод:слово

Прием:обобщающее

Метод:беседа

Прием:репродуктивная

Что такое местоимение?

К какому разряду относятся местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА

Как изменяется местоимение?

Какими членами предложения могут быть местоимения?

Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?

Какие разряды вы знаете?

В чем их особенность?

 

Метод:слово

Прием: оценочное

Молодцы ребята, вы хорошо сегодня поработали.

Отметки за урок получают……

Образец записи в тетради:

Моя собака съела полтора килограмма корма.

Устные ответы учеников:

Местоимение моя – личное

Числительно полтора - колличественное

Слушание

Прием: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание

Устные ответы учеников:

Числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число а также порядок предметов при счете.

Эта часть речь именная.

Существительное, прилагательное.

Образец записи в тетради:

И.п. полтораста                           И.п полтора

Р.п. полутораста                          Р.п полутора

Д.п. полутораста                         Д.п полутора

В.п. полтораста                           В.п полутора

Т.п. полутораста                         Т.п полутора

П.п. полутораста                         П.п полутора

Устные ответы учеников:

Личные, вопросительные, относительные, возвратное местоимение себя.

 

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово. Местоимение 3-го лица ОН изменяется по родам.

Взвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа, не имеет рода и часла.

В предложение является дополнением

Вопросительные местоимения – служат для выражения вопроса. Местоимение КТО и ЧТО не изменяются по родам и числам.

Относительные местоимения – употребляются без вопроса для связи простых предложений, в составе сложных.

Образец оформления тетрадь

Относительное местоимения как средство связи в сложном предложение.

Образец записи в тетради:

1.Себе – д.п.

2. себя – р.п.

3. себе – т.п

4. с собой – т.п.

5. себе – д.п

Устные ответы учеников:

Эгоист

Устные ответы учеников:

Фразеологизм -  лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение.

Образец оформления в тетради:

1.Этот человек себе на уме.

2. Все устроилось само сабой.

3.Наездник не скоро пришел в себя после того как упал с лошади.

4. Читай про себя.

5. После болезни мальчик на себя не похож.

Письменные ответы учеников:

Себе дороже; Себе на уме; Говорит сам за себя; быть вне себя;

Выйти из себя; взять себя в руки.

Образец записи в тетради:

Теперь я знаю, кто сказал мяу

Ядумаю, сем бы тебя угостить

Посмотри, какой у тбя номер вагона

Поделитесь, каковы вашы планы.

Скажите, пожалуйста, который час.

Признавайтесь, чья это проделка.

Я не помню, сколько сегодня уроков.

Устные ответы учеников:

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их

Эти местоимения относятся к личным. 

Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.

Личные, вопросительные, относительные, возвратное местоимение себя.

 

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово. Местоимение 3-го лица ОН изменяется по родам.

Возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа, не имеет рода и часла. Указывает на того о ком говарят.

В предложение является дополнением

Вопросительные местоимения – служат для выражения вопроса. Местоимение КТО и ЧТО не изменяются по родам и числам.

Относительные местоимения – употребляются без вопроса для связи простых предложений, в составе сложных.

Приложение №1

К доске пойдет:

Надя, Ульяна, Варя.

Никита. Паша.

Спросить 2-3 человека

Приложение №2

Приложение №1

1.Вернулся Иван  - царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар – птицу, - а (..) – невесту, Елену Прекрасную.

2. Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросиля с (...) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.

3. «сколько ни держать при (...), думает царь, - а отдавать надобно: дела неминучее!

4.-Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмет тебя с (...) в подземное царство.

5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести (...) домой.

Приложение №2

Самостоятельная  работа  

1.Укажите начальную форму местоимений, разряд.

     Передо мной, у вас, с нами, за тобой, с собой, к ним, скольх (учеников), к себе

2. Поставьте местоимения, данные в скобках в нужном падеже.

   Я грущу по (вы), тоскуешь по (мы), скучаю по( вы)

3. Запишите местоимение ОН с предлогами с, на, в, за, под и местоимения Я с предлогами  к, с, перед, под.

4. Сделайте синкасический разбор предложения, определите синтаксическую роль местоимения. Составьте схему предложения.

     Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...