МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
методическая разработка по русскому языку

Романова Алена Олеговна

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:  русский язык                                                                                                                            

 Класс ___5 д

Базовый учебник: __Русский язык. 5класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с  прилож. на электрон.    носителе. В 2 ч. / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред.  Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2019.

Тема урока:  «Фонетика. Гласные и согласные звуки»

Цель урока: создать условия для усвоения обучающимися  теоретических сведений о гласных и согласных звуках, их образовании, отличии от букв.

Задачи урока:

- дать общее понятие о фонетике как науке о языке, показать  роль звуков в словах, их образование;

- развивать умение различать буквы и звуки, творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;

- воспитывать интерес  к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока:  урок повторения знаний, полученных в начальной школе.

Необходимое оборудование: карточки для фронтальной и индивидуальной  работы,  мультимедийное оборудование, Платформа Сбер Класс.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

ПМО

Деятельность учеников

1.Организационный момент.

 Цель для учителя:  обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

(включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки  к изучению новой темы)

.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность.

Цель для учеников: проверить правильность выполнения синтаксического разбора предложения.

Задачи: уметь выполнять синтаксический разбор предложения

  3. Мотивационное задание

4. Выведение темы урока, постановка цели урока.

 Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность.

Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.

5.  Выстраивание траектории развития

6. Объяснение нового материала.

1) Работа в парах.

2)  Итоги работы групп. 

Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы записывать в схему.

Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему.

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы  

3) Индивидуальные выступления.   Цель для учителя: показать функцию звуков Цели для учеников: сделать выводы о роли и видах звуков. Задачи: формировать  умение работать в паре; отрабатывать  навык  анализировать  и делать выводы, обобщать.

7. Физкультминутка

Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.

8. Систематизация и обобщение знаний. 

Цель для учителя: закрепить  умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.

9. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.

Цель для учителя:  научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.

10.Задание на дом. 

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.

Регулятивные: коррекция, оценивание

Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения

Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.

Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.

Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.

Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Регулятивные: коррекция знаний.

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли, сотрудни

чают в паре.

Личностные: развивают навыки сотрудничества.

Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Организует работу, объясняет цели. Задание: Весна робко входит в тундру, оглядывается.

Пока осуществляется проверка, на интерактивной доске обучающиеся класса по очереди выполняют задания по разделу «Синтаксис» (6 заданий)

-Ребята, сегодня на уроке мы перейдем к изучению следующего раздела русского языка. Чтобы определить, что это за раздел и какая единица в нем изучается давайте выполним задание на Платформе СберКласс.

- Правильно вы определили, что речь пойдет о звуках. А как называется раздел языка, в котором изучаются звуки?

- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).

 - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

- Совершенно верно.  Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков  окружает нас. Звуки  бывают разные. Человек даже изобрёл аппараты, которые передают звуки. Они имеются в каждом доме. Назовите их ( Телефоны). Найдите другие слова с частью слова фон.

- Что общего?  Что их объединяет? (часть слова - фон)

 - Фон – это греческое слово.  Как вы думаете, что оно обозначает? (  Звук.)

- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).

- В русском  языке один из разделов науки о языке в своём названии тоже содержит часть слова  фон.  Назовите этот раздел. (Фонетика)

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Это слово пришло к нам из греческого языка

 

Итак, мы определили тему первого урока: «Звуки речи».

 Давайте каждый из вас в тетради запишет для себя цель.

  1. - Ребята, многим из вас не понятно, что такое фонетика. У вас на столах лежат листы с заданиями. Ознакомьтесь, письменно в тетради составьте план текста. Работаем в паре.

  1. Защита работ

  1. – Ребята к сегодняшнему уроку Конобаев Матвей и Янкова Светлана готовили для вас выступления. Ваша задача: внимательно прослушать сообщения и сформулировать вопрос по содержанию, записать его в тетрадь и задать докладчику

-Ребята, давайте подведем итог нашей работе. Посмотрите внимательно на записанную вами цель. Отвечая на мои вопросы, определите, достигли ли вы ее.

- Что  изучает раздел «Фонетика»?

-На какие группы делятся звуки речи?

-Значит, какова цель нашего урока?

 

-Достигли ли мы целей урока?

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Что повторили, а что узнали нового?

-Какие умения вам пригодятся в дальнейшей жизни?

Спасибо всем за работу!

Потренируйтесь в произношении скороговорок, обращая внимание на приём зву́кописи, использованный в них. Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. Жужжит над жимолостью жук. Тяжёлый на жуке кожух. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. Тридцать три трубача тревожно трубили тревогу.

Ребята, на изучение данного раздела отведено 5 уроков. Давайте выстроим последовательность.

На Платформе они расположены в такой последовательности:

  1. Я могу различить звук и букву, описывать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги.
  2. Я могу различить способы обозначения [й'], мягкости согласных.
  3. Я могу распознать звуки по их признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.
  4. Я могу использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы.
  5. Я могу применять знание о правописании разделительных Ъ и Ь; Ы/И после Ц.

Но мы имеем полное право изучать их по- другому.

Прочитайте текст упражнения. Составьте его план. Перескажите товарищу, пользуясь планом. Выпишите из текста упражнения ответы на вопросы: Что является материалом для изучения в разделе «Фонетика»? Что нам важно понять при изучении фонетики?

Язык существует в двух формах: в устной и письменной. Причём устная форма намного «старше» письменной, поскольку записывать свою речь люди научились гораздо позже, чем говорить. Фонетика изучает устную, то есть звучащую, сторону языка: звук, слог, ударение и интонацию.

Когда мы говорим, мы на самом деле произносим звуки, соединённые в слова.

Звук — самая маленькая единица языка, но от него очень многое зависит. Звуки — кирпичики, из которых мы строим свою речь. Потеряем или заменим один из кирпичиков — и слово может полностью поменять свой смысл. Например, заменив в слове «гора» звонкий звук [г] на глухой [к], мы получим слово «кора». В то же время в слове «ничего» на месте буквы «г» мы произносим звук [в], но смысл слова от этого не меняется. То есть не все слова мы произносим в точности так, как они пишутся. Изучая фонетику, мы стараемся понять, какие именно звуки мы произносим и слышим и как мы их соединяем, чтобы получилось слово.

См. Приложение 2

  1. В модуле «Фонетика» оформить свой план
  2. Выполнить тест «Лексика. Слово в языке». 1 вариант

5 обучающихся, у которых выполненное домашнее задание было проверено учителем до урока, проверяют и оценивают задание у своей группы учеников (5 человек выбирают самостоятельно)

   

Ребята пробуют произносить скороговорки. Определяют, сто такое звукопись. Размышляют, над какой единицей будут работать на последующих уроках.

- Фонетика

-Нет

-Звуки речи

 Магнитофон – аппарат для магнитной записи  и воспроизведении  звука; микрофон – прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния

- Часть слова – фон

-Звук.

-Фонетика

Траектория развития 5д класса (оформляется на стенде):

  1. Я могу распознать звуки по их признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.
  2. Я могу различить звук и букву, описывать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги.
  3. Я могу различить способы обозначения [й'], мягкости согласных.
  4. Я могу применять знание о правописании разделительных Ъ и Ь; Ы/И после Ц.
  5. Я могу использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы.

Ребята формулируют письменно цели, делятся с классом. (Например: Что изучает «Фонетика», Какие бывают звуки, Как отличать согласные звуки от гласных? Сколько звуков в русском языке?)

Читают текст, составляют совместно с соседом по парте план.

Две пары защищают свою работу (результат высвечивается на экран через документ-камеру)

Выступление докладчиков. Работа по вопросам.

Обучающиеся перечитывают записанную в начале урока цель.

- Звуки речи

-Гласные и согласные.

- знать как образуются звуки, роль звуков в словах;

-научиться  различать звуки и буквы,

Записывают задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФИ ученика

Замечания

Отметка

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Прочитайте текст. Выпишите случай, когда буквы е, ё, ю, я дают один звук, и те случаи, когда эти буквы дают два звука. Подберите к каждому пункту свои примеры. Проверьте друг у друга запись в тетради и примеры. Все ли примеры соответствуют заданию?

Гласные звуки могут быть ударными и безударными

В русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Наиболее чётко мы произносим гласные под ударением, поэтому и слышим их в ударном положении отчётливо. В безударных слогах гласные звуки произносятся ослабленно, поэтому в безударном положении стираются различия между [о] и [а] и между [э] и [и]. То есть в безударных слогах в устной речи вместо [о] и [э] мы слышим звуки, которые больше похожи на [а] и [и]: года — [гада+], беру — [б’иру+]. Поэтому в безударном положении звуки [о] и [э] встречаются редко.

Мы уже знаем, что буквы я, е, ё, ю, и, когда находятся после парных согласных, указывают на мягкость этих согласных: сядь [с’ад’]. Но если эти же буквы находятся в других позициях в слове, они имеют другое звуковое значение — они обозначают сразу два звука: [й’] + гласный звук.

Буквы я, е, ё, ю обозначают два звука — [й’] + гласный звук, если находятся:

а) в начале слова: яма [й’а+ма], ест [й’эст], ёж [й’ош], юг [й’ук];

б) после другого гласного: стоять [стай’а+т’], боец [бай’э+ц], поёт [пай’о+т], боюсь [бай’у+с’];

в) после ъ или ь: ладья [лад’й’а+], съезд [сй’э+ст], льёт [л’й’от], вьют [в’й’ут].

Буква и обозначает два звука [й’и], если находится после ь: свиньи [св’и+н’й’и].

Буквы е, ё, и после непарных по твёрдости/мягкости звуков [ч’], [щ’], [ж], [ш], [ц] не указывают на их мягкость, так как [ч’] и [щ’] всегда мягкие, а [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые.

2. Прочитай текст. Составь ментальную карту этого текста и текста предыдущего упражнения. Обменяйтесь своей картой с картой своего одноклассника. По какой из них легче ориентироваться в материале модуля? Выбери одну из карт и по ней перескажи фрагмент текста, в котором дана звуковая характеристика согласных.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Важным признаком согласных звуков, помимо глухости/звонкости, является твёрдость/мягкость.

Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Сравни: [та] — [т’а], [ла] — [л’а], [ма] — [м’а]. Твёрдость или мягкость согласного может различать смысл слов: [лук] лук — [л’ук] люк, [вес] вес — [вес’] весь. Большинство согласных являются парными по твёрдости/мягкости:

[б] — [б’]

[в] — [в’]

[г] — [г’]

[д] — [д’]

[з] — [з’]

[к] — [к’]

[л] — [л’]

[м] — [м’]

[н] — [н’]

[п] — [п’]

[р] — [р’]

[с] — [с’]

[т] — [т’]

[ф] — [ф’]

[х] — [х’]

Шесть согласных звуков являются непарными: непарные твёрдые [ж], [ш], [ц] и непарные мягкие [ч’], [щ’], [й’].

В русском алфавите нет специальных букв, обозначающих парные мягкие согласные.

Предположим, нам известна первая буква в слове — м. Как её прочитать — как [м] или как [м’]? Мы узнаем это, только увидев следующую за м букву.

Мы пишем:

ма — мя

му — мю

мэ — ме

Мы произносим:

[ма] — [м’а]

[му] — [м’у]

[мэ] — [м’э]

Твёрдость или мягкость парного согласного звука обозначается с помощью следующей за ним гласной или мягкого знака. У непарных твёрдых [ж], [ш], [ц] и непарных мягких [ч’], [щ’], [й’] следующая гласная твёрдости или мягкости не показывает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи: подготовка к итоговому собеседованию 9 класс

Слайд 2

Цели: ЗНАТЬ УМЕТЬ НАУЧИТЬСЯ ПОКАЗАТЬ

Слайд 3

Проблемный вопрос Какая проблемная задача стоит перед нами на уроке?

Слайд 4

Прочитайте фамилии, верно поставив ударения в словах: Иван Горо́хов , Еле́на Исинба́ева , Вале́рий Никола́евич Бру́мель , Шаварш Карапетян, Алекса́ндр Миха́йлович Опеку́шин , Влади́мир Куц, Ю́рий Па́влович Лобачёв, Никола́й Ефи́мович Андриа́нов , Наде́жда Проко́фьевна Су́слова , Людми́ла Тибря́ева , Алекса́ндра Гри́на и Жю́ля Ве́рна

Слайд 5

Задания итогового собеседования

Слайд 6

Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру?

Слайд 7

Признаки выразительного чтения: 1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора; 2)умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 3)чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

Слайд 8

Способы цитирования: ПРЯМАЯ РЕЧЬ Пушкин отмечал : «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен». КОСВЕННАЯ РЕЧЬ А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою». ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ По словам А. М. Горького , «искусство должно облагораживать людей».

Слайд 9

План описания фотографии: 1. Общее представление фотографии (что изображено). 2. Фон (пейзаж, погода, окружающая обстановка). 3. Передний план (кто изображен, опишите позу, внешний вид, портрет…) 4. Задний план (опишите, что видите на заднем плане). 5. Впечатление о фотографии.

Слайд 11

Тема 1. Зима. Вы любите зиму? Как вы обычно проводите зимние каникулы? Какие события, происходящие зимой, вам особенно памятны?



Предварительный просмотр:

Включите цитату в пересказ. Вы можете использовать любые способы цитирования. (Желательно не повторяться!)

1.Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Екатерины II Великой: «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят».

 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. В. Гоголя: «Архитектура — та же летопись. Она говорит миру, когда уже молчат и песни и предания».

3. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова И. Гёте:

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память».

4.Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Аристофана, древнегреческий драматурга: «Поэт должен скрывать дурное и не представлять его на сцене. Как детей наставляет учитель, так поэт должен наставлять взрослых…»

5. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова из постановления I Учредительного конгресса олимпийского движения:

«Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни».

6. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Нади Рушевой: «Я свои рисунки заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

7. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Леонида Михайловича Рошаля: «Я всю жизнь лечил и буду лечить детей вне зависимости от национальности, религий и страны проживания».

8. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Павла Степановича Нахимова: «Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и примером  — последний есть вернейший».

9. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Павла Степановича Нахимова: «Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и примером  — последний есть вернейший».

10. Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Васи́лия Фёдоровича Оша́нина, крупного русского энтомо́лога и путешественника, о Петре́ Петро́виче Семёнове-Тян-Ша́нском: «Это был редкий пример человека, сумевшего с пользой прожить свою долгую жизнь, не зарывшего ни одного из отпущенных ему талантов, много и успешно поработавшего для блага всех людей и их прогресса!»

11. Перескажите прочитанный Вами текст о Николае Николаевиче Раевском, включив в пересказ слова А. С. Пушкина: «Свидетель Екатерининского века, памятник двенадцатого года, человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привлекает к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества».

12. Перескажите прочитанный Вами текст об Ива́не Макси́мовиче Подду́бном, включив в пересказ слова польского писателя Зби́гнева Войцехо́вского:

«Он с лёгкостью кидал на лопатки сильнейших борцов планеты, с честью демонстрируя всему миру богатырскую силу русского человека».

13. Перескажите прочитанный Вами текст о Наде́жде Проко́фьевне Су́словой, включив в пересказ слова писателя Фёдора Миха́йловича Достое́вского: «В жажде высшего образования она проявила серьёзность, терпение и представила пример величайшего мужества».

14. Перескажите прочитанный Вами текст об А.М. Родченко, включив в пересказ слова русского советского писателя Льва Абрамовича Кассиля: «Где бы ни работал Родченко, он всегда оставался верен себе, своему долгу, своим творческим принципам».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Былины Урок литературы в 7 классе

Слайд 2

Содержание Определение былины Особенности былины Основные циклы былин Киевский цикл былин Новгородский цикл былин Отражение сюжетов былин в искусстве Задания по былинам Тест на знание былин

Слайд 3

Определение былины Былины (от слова «быль») – произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Слайд 4

Особенности былины Существует с давних времен Описание подвигов богатырей Былине не свойственна точная передача исторических фактов Былина запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах Песенно-стихотворная форма Былину «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей Есть зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты

Слайд 5

Основные циклы былин Киевский цикл Новгородский цикл

Слайд 6

Киевский цикл былин Действие происходит в Киеве или около него В центре повествования стоит князь Владимир Основная тема – защита Русской земли от кочевников

Слайд 7

Киевский цикл былин Герои Герои киевского цикла – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга и Микула, Дюк

Слайд 8

Новгородский цикл былин Герои новгородского цикла – Садко, Василий Буслаев Затронуты социальные темы Действие происходит в Новгороде Садко у Морского царя

Слайд 9

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1898 год

Слайд 10

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Иван Яковлевич Билибин «Вольга и Микула»

Слайд 11

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Рерих «Заморские гости», 1901 год

Слайд 12

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Рерих «Микула Селянинович», 1910 год

Слайд 13

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Каранзин «Садко – богатый гость»

Слайд 14

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Л.Фомичев «Илья Муромец и калики перехожие» «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Слайд 15

Отражение сюжетов былин в искусстве Музыкальная страничка Римский-Корсаков Николай Андреевич – опера «Садко» Гречанинов – опера «Добрыня Никитич» Мусоргский Модест Петрович – «Картинки с выставки» («Богатырские ворота»

Слайд 16

Отражение сюжетов былин в искусстве Кинематограф Художественные фильмы : «Илья Муромец» «Садко» Мультипликационные фильмы: «Алёша Попович и тугарин змей» «Добрыня Никитич и змей горыныч» «Илья Муромец и Соловей -разбойник»

Слайд 17

Задания по былинам Словарная работа Объяснить значения слов: Ой, вы гой еси Калика перехожий Покляпая береза Живот Сыть Дорога заколодела

Слайд 18

Задания по былинам 1. Из каких традиционных частей состоит традиционная былина? 2. Назовите черты сходства и отличия сказки и былины. 3. Где родился Илья Муромец?

Слайд 19

Задания по былинам Определите особенности киевского и новгородского циклов былин: Подвиги совершаются во имя князя, у которого богатыри стоят на службе. Герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Помощники герою – калики. Герои – Василий Буслаев, Садко. Место основных действий – Киев. В одной из былин герою помогает Святой Николай. Богатырям противопоставлен Соловей-разбойник, Калин-царь. Герою противопоставлен Морской царь. Место основных событий – Новгород. Подвиги совершаются не для защиты Родины от захватчиков, а по зову сердца.

Слайд 20

Тест по теме «Былины» Город, в котором произошел первый бой Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? А) Чернигов Б) Киев В) Новгород Поступки Ильи Муромца направляются: А) Чувством ответственности перед Родиной Б) Личной выгодой В) Тщеславием

Слайд 21

Тест по теме «Былины» 3. Главный защитник справедливости на Руси: А) Алеша Попович Б) Добрыня Никитич В) Илья Муромец 4. Сын Змея и земной женщины: А) Соловей-разбойник Б) Микула Селянинович В) Вольга

Слайд 22

Ответы к тесту 1. А 2. А 3. В 4. В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...