Урок русского языка в 8 классе «Обращение и знаки препинания при нём».
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Федорова Ирина Евгеньевна

Урок русского языка для обучающихся 8 класса по теме "Обращение и знаки препинания при нём"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Тема «Обращение и знаки препинания при нём»

Цель урока:

- обобщить и развить известные обучающимся сведения об обращении; продолжить работу по выработке пунктуационного навыка.

Задачи:

- образовательные: повторение сведений об обращении, известных по курсу 5-7 класса в процессе выполнения тренировочных, контрольных упражнений с использованием межпредметных связей; познакомить обучающихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями, правилами интонирования предложений с обращениями;

-развивающие: развитие устной и письменной речи, пунктуационных навыков, внимания, логического мышления; развитие аналитических способностей учащихся (умения сравнивать, выделять, обобщать); развитие умения применять полученные знания на практике, развитие речевой культуры;

-воспитательные: воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку; воспитание стремления к системным знаниям по предмету и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитание интереса к предмету.

Оборудование: учебник русского языка 8 класса под редакцией Л.А.Тростенцовой; тетради, ручки, карандаши; карточки с тестовыми заданиями, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, интернет-ресурсы.

Тип урока: повторение с элементами изучения нового материала

Ход урока:

I. Организационный момент. Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.

- Я желаю вам, дорогие мои восьмиклассники, чтобы доброе настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II. Основной этап.

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса.

-Напомните, какой раздел русского языка вы изучаете на протяжении всего курса 8 класса? (Синтаксис). Все понятия в кроссворде связаны с этим разделом. Работа считается выполненной, если все строки по горизонтали будут заполнены. После заполнения кроссворда, вы сами сможете назвать мне тему урока, прочитав выделенное слово.

-Обращаю ваше внимание на то, что мы работаем в парах.

о

б

с

т

о

я

т

е

л

ь

с

т

в

о

п

о

б

у

д

и

т

е

л

ь

н

о

е

о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

з

а

п

я

т

а

я

п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е

д

о

п

о

л

н

е

н

и

е

с

и

н

т

а

к

с

и

с

т

и

р

е

с

к

а

з

у

е

м

о

е

1.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?

2.Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.

3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

4.Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.

5.Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.

6.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

7.Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

8.Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?

9.Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

- Назовите мне ключевое слово данного кроссворда. Обучающиеся называют ключевое слово.

Проверка кроссворда. Слайд 1.

Оценка работы группы : «5»-все правильно, «4»- 1-2 пропуска ответа или неточность в ответе, «3» - более 4 неточностей.

2.Целеполагание.

-Итак, тема нашего урока – «Обращение и знаки препинания при нем». Слайд 2.

- С понятием обращение вы уже знакомы. Ребята, исходя из темы урока, какую цель вы сегодня поставите перед собой? Слайд 3.

Цель: повторить и углубить знания об обращении, находить их в тексте и употреблять в речи.

Ответы учащихся… (учиться употреблять обращения)

3.Повторение. Ребята, для того, чтобы наша работа принесла  хорошие результаты, постараемся сейчас выяснить, что вам уже известно об обращении. Попытаемся ответить на следующие вопросы. (Обучающимся выдаются опорные таблицы.) Слайд 4

1. Что такое обращение?

2. Чем выражаются обращения?

3. Какова основная интонация обращений?

4. Какое место в предложении может занимать обращение?

5. Какие знаки препинания ставятся при обращении?

6. Какова синтаксическая функция обращений?

Учитель подводит итог: Обращения не являются членом предложения. К ним нельзя поставить вопрос ни от одного члена предложения.

4. Выборочный диктант (диктовать парами)

Задание: Записать только те предложения, где есть обращения, расставить знаки препинания.

1. Сыпь ты ,черемуха, снегом. 2. Сыплет черемуха снегом.

1.Спой мне, иволга, песню. 2. Плачет где-то иволга.

1. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 2.Мой друг никогда мне ничего не объяснял.

Проверка: обучающиеся называют правильные ответы, затем сверяют со слайдом 5 презентации.

5. Задание на магнитной доске. Все встают около своих мест. Учитель каждому раздает листочки с обращениями. Задание: вставить в предложения обращения и выразительно прочитать строки из стихотворений С.Есенина и А.Пушкина.

1. Выходи, мое сердечко,

Слушать песни гусляра. (С.Есенин)

2. Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет! (С.Есенин)

3. Серебристая дорога,

Ты зовёшь меня куда? (С.Есенин)

4. Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин)

5. Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! (А.Пушкин)

6.Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.Пушкин)

7. Не шуми, осина, не пыли, дорога. (С.Есенин)

8. Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы. (А.Пушкин)

9. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня. (А.Пушкин)

10. Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной. (А.Пушкин)

6. Обращения в речи.

- Скажите, где нам нужны обращения? В разговоре, для привлечения внимания, в письмах. Сейчас мы редко пишем  письма. А вот посмотрите, как это делали в 18-19 веке.

1. Задание (выполняют устно). Читают выразительно примеры и называют обращения.

1.Сиятельнейший граф, милостивый государь, я намерен, издать сочиненную мною трагедию.

2.Не удивляйся, душа моя, что я целый месяц не писал тебе.

3.Мне жаль, милый почтенный друг, что наделал эту тревогу.

4.Всемилостливейшая государыня императрица! Дерзаю вторично прибегнуть к милосердию вашему.

5. Государь мой, батюшка! В своих последних письмах я подробно обрисовал вам жалкое положение, в котором нахожусь.

- Перед вами три иллюстрации. Выберите высказывания, которые бы подошли к этим иллюстрациям. (1,2,5)

2. А какова жизнь обращений сегодня?

 Рассказ подготовленного ученика.

- В большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков, например: в Польше - пан и пани, в Италии - сеньор и сеньора, во Франции - мадам, месье и т.п.

 Есть ли традиционные обращения в нашей стране?  Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто  используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?»,  «Извините, который час?»- и т.д. Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.

-Прочное усвоение темы «Обращение» поможет вам успешно выполнить одно из заданий при сдаче экзамена в форме ОГЭ. Давайте посмотрим, как формулируется это задание и как его нужно выполнять. Открываем вариант 22  вопрос №10 стр.133, вариант 29 вопрос №10 стр.175

- В художественных произведениях обращения помогают создать образ литературного героя. С помощью обращений  могут быть выражены добрые чувства: любовь, нежность, ласка, признательность, иногда – злость, недовольство, гнев, строгость, раздражение, насмешку, лесть.

Класс делится на две группы. Задание: выбрать и заполнить примерами:

1) обращения с положительной оценкой героя, предмета, события;

2) обращения с отрицательной оценкой героя, предмета, события.

1. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

2. Смилуйся, государыня рыбка.

3. Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу...

4. Воротись, дурачина, ты к рыбке, поклонись ей, выпроси избу.

5. Ах ты, мерзкое стекло, это врешь ты мне назло.

- Из каких произведений строки? Из сказок Пушкина.

-Прочное усвоение темы «Обращение» поможет вам успешно выполнить одно из заданий при сдаче экзамена в форме ОГЭ. Давайте посмотрим, как формулируется это задание и как его нужно выполнять. Открываем вариант 22  вопрос №10 стр.133, вариант 29 вопрос №10 стр.175

-Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока. Как вы считаете, удалось ли вам достичь ее?

Подведение итога урока. Слайд 6

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Выставление оценок обучающимся за работу на уроке с комментариями.

Домашнее задание. Слайд 7

1) Упр. 344 стр. 197- на «4»;

2) Выписать из художественных произведений 5-7 предложений с обращениями, объяснить знаки препинания, указать их эмоциональную функцию – на «5».

Рефлексия в конце урока.

- Вы сегодня многие задания выполняли в группах. Оцените работу соседа по парте, выбрав 1 фразу:

-Ты молодец.

-Я доволен твоей работой на уроке.

-Ты мог бы поработать чуть лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Русский язык 8 класс "Обращение и знаки препинания при нём"

В данном уроке изложен материал по теме "Обращение и знаки препинания при нём"....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....