Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Федорова Ирина Евгеньевна

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastnyy_oborot.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка в 7 классе

Тема урока «Причастный оборот».

Дидактическая цель урока: дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим изображением причастного оборота в предложении.

Коррекционная цель урока: развивать умения логически излагать свои мысли, выделять главное, обобщать.

Воспитательная цель урока: продолжать формировать культуру учебного труда, воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель. - Здравствуйте! Какое настроение? Подготовим своё рабочее место.

 2. Повторение изученного по данной теме.

Учитель. - Давайте повторим материал о причастии. Каждый из вас сейчас получит задание.

Восполните недостающее в определении причастия.

Причастие - ________, оно обозначает признак ________ и отвечает на вопросы ________. Причастия бывают совершенного и _________ вида, настоящего и ________ времени. Причастие изменяются по числам, _______ и только в единственном числе по _______. В предложениях причастия обычно бывают _______.

Ученики заполняют карточки с заданием.

Учитель. - Делаем самопроверку, сверяем свой вариант ответа с правильным, который находится на доске. Каждый ученик оценивает свою работу по следующим критериям:

 0 ошибок - «5»

 1 ошибка – «4»

 2-3 ошибки – «3»

 4-5 ошибок – «2»

Учитель. -Кто справился на «5», «4», «3»? Молодцы! Давайте еще раз все вместе прочитаем это правило.

3. Объяснение нового материала:

Учитель.- А теперь обратимся к теме нашего урока. Открываем тетради, записываем число и тему.

- Сформулируйте цель урока.

- Обратимся к словосочетаниям, которые даны на магнитной доске. Уберите те, в состав которых не входит причастие.

Шумный поток, осенний день, белый платок, торопливая походка, горячая сковорода, лучший класс, зимний лес, плывущий человек, плывущий в лодке.

 На доске остаются словосочетания: плывущий человек, плывущий в лодке.

Учитель.- Записываем эти словосочетания в тетрадь (учитель записывает на доске).

Плывущий (какой?) человек (х)

Плывущий(х) (в чём?) в лодке

Учитель.- Обозначим главное и зависимое слово в этих словосочетаниях.

- Что называем главным словом? (Слово, от которого ставим вопрос)  -Что называем зависимым словом? (Слово, к которому ставим вопрос).

- Как может выступать причастие?

- Делаем вывод: причастие в словосочетании может зависеть от существительного, а может подчинить его себе.

- Что происходит в результате этого? Открываем учебник (стр.31) и читаем правило.

- Что мы будем называть причастным оборотом? (Причастие с зависимыми словами).

- Каким членом предложения  является причастный оборот? (Определением).

- Определим роль причастного оборота в предложении.

-  Записываем предложение:

Плывущий в лодке человек греб широко и размашисто.

- Найдите в предложении причастный оборот. Каким членом предложения он является? (Определением).

- Найдите слово, от которого зависит причастный оборот? Это определяемое слово. (Одновременно с объяснением делаем графические обозначения).

4. Закрепление изученного.

 Учитель. - 1) Распределите данные словосочетания по группам:

  причастие + существительное(х)      причастие(х) + существительное

Бегущий мальчик, любящий животных, падающие листья, падающие с клёнов, поющая девушка, поющая с увлечением, исполненный ученицей, нарисованная карандашом, задержанный враг, засеянное горохом, задержанный пограничником.

- Какую группу словосочетаний мы можем назвать причастными оборотами? (Причастие с зависимым словом).

 Физкультминутка. Называем только причастные обороты (используем словосочетания из предыдущего упражнения). Один ученик отвечает, все остальные проверяют и выполняют задание:

 если правильно –  все встают,

 если неправильно –  все сидят.

Правильный ответ:

Любящий животных,

падающие с клёнов,

поющая с увлечением,

исполненный ученицей,

нарисованная карандашом,

задержанный пограничником,

засеянное горохом.

2)Учитель.- К данным словосочетаниям подобрать определяемые слова (устно).

Любящий животных – человек

Падающие с клёнов – листья

Поющая с увлечением – девочка

Исполненный ученицей – танец

Нарисованная карандашом – картина

Задержанный пограничником – нарушитель

Засеянное горохом – поле

3) Выполнение разноуровневых заданий (выдаются карточки с заданиями).

1 уровень (для более слабых обучающихся).

Задание. Вставьте в предложение причастный оборот.

Образец. Собака залилась громким лаем (встретившая нас). Собака, встретившая нас, залилась громким лаем.

1. Дорогу занесло снегом (ведущую к избушке).

2. В избушке было холодно (стоявшей под горой).

3. Дочь лесника увидела небольшого лосёнка (собиравшая землянику).

2 уровень (для более сильных обучающихся).

Задание. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов.

1. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

2. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

3. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

Проверка выполнения заданий.

4) Учитель. - Продолжим работу над умением выделять причастные обороты и разговор о судьбах людей, служивших человечеству. Речь пойдет об известном художнике – воине, художнике – путешественнике Василии Васильевиче Верещагине. Он храбро воевал. И написал картины против войны. Он объехал весь мир. И погиб как герой.

- На листах с заданием даны небольшие репродукции картин. После выполнения задания мы составим небольшую выставку работ художника на магнитной доске.

- Прочитайте предложения про себя. Из данных предложений нужно составить текст. Прочитаем 1,2,3,4, предложения.

5. Самостоятельная работа.

Учитель.- Списываем текст, вставляем пропущенные буквы, подчеркиваем причастные обороты.

Верещагин – первый художник, пок...завший всю суровость и ж...стокость в...йны.

Ра...им утром 13 апреля 1904 года бр...неносец «Петропавловск», ше...ший на бой с японск... эскадрой и нарвавшийся на мину, мгновенно п...шёл ко дну.

Е...о называли художником – воином.

Вместе с к...мандой п...гиб и нах...дившийся на борту к...рабля художник Василий Васильевич Верещагин, ст...явший в м...мент взрыва на палуб... и делавш...й зарисо...ку начавш...ся боя.

- Сколько причастных оборотов в тексте? (6) Назовем их.

6. Рефлексия педагогической деятельности.

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Что такое причастный оборот?

- Чем он является в предложении?

- Что вам показалось трудным в данной теме?

7. Оценки за работу на уроке.

8. Домашнее задание.

Упражнение 68 страница 32 (по заданию учебника).

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...