Урок русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Уфимцева Наталья Яковлевна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_antonimy.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Антонимы

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1. Формировать лингвистическую компетенцию: умения и навыки подбирать антонимы и находить их в тексте.

2. Формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие использование в речи антонимов.

3. Формировать умения и навыки пользования словарем, познакомить со словарем антонимов.

Развивающие:

1. Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

2. Развивать творческое мышление, память, речь учащихся.

3. Развивать способности анализировать, сравнивать, строить аналогии.

Воспитательные:

1. Формировать отношение к языку как к основному средству общения.

2. Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности.

3. Воспитывать внимательное, доброе отношение друг к другу.

4. Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.

Оборудование урока:

1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаш.

2. “Школьный словарь антонимов русского языка” М.Р.Львова.

3. Материал для самостоятельной работы.

4. Презентация урока.

5. Индивидуальный рабочий лист.

6. Рабочий лист для работы в парах.

Ход урока

1. Организационный этап «Интрига»

-  Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?(клад - это богатство, деньги, золото)

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Готовы?  Тогда в путь!

2. Этап проверки домашнего задания

Начнем с простой загадки. Послушайте внимательно и хором скажите отгадку:

Звуки друг друга нашли,

Встали и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова…

Собираются звуки в… (слова ).

Значит сегодня мы снова будем говорить о словах. В каком разделе науки о языке изучается слово?(лексикология)  

Дома вы должны были повторить  теоретический материал этого раздела. Проверить, как вы подготовились, нам поможет знакомая игра  «Верно-неверно». Я буду читать утверждения. Если утверждение верно - вы поднимаете руку. Если нет – не поднимаете.

1.Лексикология - наука о языке, которая изучает словарный состав языка.(Да)

2. Значение слова –это его смысл. То, что означает слово, называется его тематическим значением. Нет (лексическое).

3.Слова с двумя или более лексическими значениями –это однозначные слова. Нет.

( многозначные)

4.Лексическое значение слова может быть прямым и переносным(да) Приведите примеры.

5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению называются синонимами.(нет) Омонимы

 6.Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи называются синонимами. Да

- А сейчас проверим, как вы усвоили теоретические понятия на практике. Внимание на слайд .

Задание на слайде 1(1 мин)

Устно образуйте словосочетания из  слов, данных в скобках. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова будут иметь переносное значение.

   Горький (перец, лекарство, доля),  потерять (терпение, перчатка, ключ), горячий (молоко, печь,  спор), разбить (чашка, надежда, ваза).

Задание на слайде 2 (1 мин)

Устно найдите омонимы.

А) Птичья клетка, потерять ключ, ручная вышивка, журчащий ключ.

Б) Включить плиту, хищная рысь, тень дуба, прямая линия, тень сомнения.

В) Играть в шашки, прямой ответ, встречный ветер, прямая линия.

Задание на слайде 3 (1 мин)

Игра «Четвертый лишний».

смелость           кричать         маленький        храбрость         молчать        большой

трусость            говорить      обширный

отвага                 болтать        крупный

Задание 4.

Я буду называть слово, а вы должны подобрать к нему синоним.

  • Большой- огромный, гигантский.
  • Печальный - грустный, скорбный, безутешный, огорченный, унылый, тоскливый.
  • Удача -  везение, фортуна.
  • Верный - надежный, преданный.
  • Искренний - бесхитростный, откровенный.
  • Скрывать - таить, прятать.
  • Миг – момент.
  • Иностранный – заграничный, зарубежный, иноземный, заморский, чужестранный.

- Замечательно! Материал усвоен, значит можно двигаться дальше.

3. Объяснение нового материала (6 мин.).

- Ребята,  знакомство с разделом «Лексикология»  помогает нам увидеть, какой необыкновенный и богатый наш язык. Для того чтобы познакомиться с новым понятием, мы попробуем сочинить стихи. Вам нужно добавить только одно слово, когда я остановлюсь…

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь: (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь: (близко).

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты:

(Нашёл).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты:

(Храбрец).

Теперь начало я скажу,-

Ну, отвечай: (конец).

Вот какую игру подарил нам поэт Джон Чиарди.

Но это не просто игра в умение сочинять стихи, искать к словам рифмы, но и вступление в грамматическую тему, без которой мы не узнали бы ещё об одном средстве выразительности нашей речи.

Посмотрите внимательно на слова, которые встретились в стихотворении.

- На какой вопрос отвечают слова в этих парах, какой частью речи они выражены? ---Одинаковы ли они по написанию? (Нет).

А каково лексическое значение этих слов относительно друг друга? (Противоположное). Вот о таких словах мы и будем с вами говорить.

Кто-нибудь знает, как называются такие слова? (Антонимы). Тема нашего урока “Антонимы”.

Запишите в тетради число, классная работа и тема урока: Антонимы.

Попробуйте сформулировать цели урока.

1. Научиться находить …………в тексте.

2. Подбирать ………….. к словам.

3. Узнать о роли ………..... в речи.

Учитель делает вывод:

- И поскольку с антонимами вы уже знакомы из курса начальной школы, сегодня нам предстоит обобщить и закрепить наши знания об антонимах.

- На какие слова похоже слово «антоним»?

- Слово антоним похоже на слова синоним, омоним. Чем? (У них одинаковая вторая часть).

- Что означает вторая часть этих слов-терминов? (онима- по-гречески означает — имя, слово).

- А если к этому добавить первую часть анти (что значит против, противоположный), то и получится слово антоним.

- Опираясь на эти сведения, попробуйте дать определение антонимам. (Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением).

Проверим, правильно ли мы дали определение по учебнику. Читаем определение.

Вопросы для выявления особенностей антонимов:

1) Могут ли антонимы существовать по одному? (Само по себе слово антонимом не является. Оно будет им только в антонимичной паре)

2)Может ли антонимичная пара состоять из разных частей речи? (например наречие «грустно» и существительное «весельчак» будут антонимами?)

3)Всегда ли антонимы будут иметь разные корни? (Нет, приведите пример однокорневых и разнокорневых антонимов)

- Давайте обобщим ещё раз, чем же характеризуются антонимы? ( кому сложно, можно смотреть на слайд)

Особенности антонимов :

1. Существуют в антонимической паре (правда - ложь).

2. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи (плакать – смеяться).

3. Различают однокорневые (входить – выходить, прилив – отлив) и разнокорневые антонимы.

Физкультминутка "Игра - изобрази антоним "

Я произношу фразу и выполняю действие, а вы, называя для него антоним, выполняете противоположное действие.

Уч.: Руки опускаю(руки вниз)

Дети: -Руки поднимаю.

Уч.: - Руки - вперед.

Дети: - Руки–назад.

Уч.: -Руки- вниз.

Дети: - Руки – вверх.

Уч. : - Хлопок влево.

Дети: - Хлопок вправо.

Уч.: - Открыть глаза.

Дети: – Закрыть глаза.

Уч.: - Встать у парты.

Дети: - Сесть за парту.

4. Закрепление нового материала

Задание 1. Потренируемся в подборе антонимов(1 мин)

   Север - … юг

Высокий - … низкий

   Ул..теть - … прилететь

Зав..зать - … развязать

   Светлый - …темный

   Вред - …польза

   Т..жёлый - легкий

Рассмотрите рисунки, подберите антонимы. Прокомментируйте  орфограммы. Подпишите части речи.

Задание 2. Работа в парах

 Заполнение таблицы “Синонимы – антонимы”.

- Заполните таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.

Слова

Синонимы

Антонимы

Мрак

тьма

Свет

Торопиться

спешить

медлить

Боязливый

пугливый

смелый

Смеяться

хохотать

плакать

 Игра «Плетение паутинки»(2 мин)

                    Ранний                  тусклый

                    Яркий                  поздний

                    Вверх                    далеко

                    Близко                  вниз

                    Жара                      холод

Задание 3. Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно на рабочих  листах, не забудьте подписать свой рабочий листок. Найдите задание 1:

Из ряда предложенных слов выберите антонимичные пары и запишите их, но будьте очень внимательны, задания у каждого ряда будут разные

1 ряд – выписывает антонимы только глаголы и наречия;

2 ряд – антонимы существительные;

3 ряд – антонимы прилагательные.

Рабочий лист

Друг, развязать, десять, длинный, чистый, ложь, рано, враг, завязать, тихоумныйкороткий, вход, правда, глупыйгрязный, дом, поздно, синий, выход, громко, Анна.

- Давайте проверим нашу работу 

Проверь себя

1 ряд: развязать - завязать, рано – поздно, тихо - громко

2 ряд: друг-враг, ложь – правда, вход - выход

3 ряд: длинный – короткий, чистый – грязный, умный - глупый

К каким словам вы не подобрали антонимы?

Какой можем сделать вывод? Почему? (Оказывается, не все слова имеют антонимы)

Вывод учитель: Нет антонимов у имен собственных, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый - черный), прилагательных, образованных от названия металлов.

5. Знакомство со “Школьным словарём антонимов русского языка”

- Если вы затрудняетесь подобрать антоним к слову, необходимо воспользоваться словарём. Ребята, мы с вами уже знакомы с различными словарями. Какими именно? (Толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов).  Существует и словарь антонимов. Посмотрите на “Школьный словарь антонимов русского языка” Михаила Ростиславовича Львова. В словаре собраны наиболее употребляемые антонимы, объединенные в пары, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот так выглядит словарная статья в этом словаре:

Щедрый - скупой. Щедрый человек – скупой человек. Щедрый на слова – скупой на слова. Люди, знавшие Репина недостаточно близко, считали его скупым. Действительно, он тратил на себя очень мало, но зато был щедр для других. К.Чуковский. Илья Репин.

В словарных статьях раскрывается значение антонимов, приводятся примеры из произведений художественной литературы, показывающие употребление антонимов.

6.  Антонимы для  многозначных слов

 Сколько антонимов у слова “мягкий”, “лёгкий”. Подберите антонимы к выделенным словам.

Легкая   задача –  

Легкая ноша –      

Мелкий дождь –

Мелкий пруд –

Слабый голос –

Слабые знания –

Старый охотник –

Старый дом –

Вывод: при подборе антонимов следует учитывать многозначность слова. Если у слова несколько значений, то и антонимов будет несколько.

7. Использование антонимов в поэтических текстах

- Антонимы часто используют и в поэтических текстах.

Чем ночь темней,
тем ярче звезды
 (А. Майков)

Так мало пройдено дорог,
так много сделано ошибок
 (С. Еcенин)

- Найдите в стихотворениях слова с противоположным значением.

- Как называется этот художественный приём в литературе (антитеза).

- Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной

8. Подведение итогов урока, домашнее задание

А сейчас давайте вернемся к целям урока. Удалось ли нам их достичь?

У нас все получилось, потому что все были внимательны, работали дружно.

Клад, который мы нашли- это наши знания, которые сегодня преумножились.

Закончите предложения, которые вы видите на слайде.

Домашнее задание. На выбор

 1. Изучить теоретический материал, выполнить упр. 372

 2. Подобрать 5-7 пословиц с антонимами и записать их.

 3. Сочинить сказку про антонимы

Дополнительный материал.  Отгадайте загадки

- Немного отдохнем и на загадки дадим отгадки. Запишите пары антонимов и объясните орфограммы в отгадках.

Я - антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна.
Да и в школе я нужна.
Называюсь…(тишина).

Я - антоним к слову “лето”,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я… (зима).

Я – антоним к слову “смех”,
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды неудач,
Догадались? Это…(плач)

2. Найдите и выпишите   пары слов, которые соответствуют модели антонимов.  

Любишь брать - люби и отдавать.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Неверный друг - опасный враг.

Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

На чужом  несчастье счастье не построишь.

Битый небитого везет.

Работа в парах

Заполнение таблицы “Синонимы – антонимы”.

- Заполните таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.

Слова

Синонимы

Антонимы

Мрак

Весело

Боязливый

Смеяться

 Игра «Плетение паутинки»

                    Ранний                  тусклый

                    Яркий                  поздний

                    Вверх                    далеко

                    Близко                  вниз

                    Жара                      холод

Индивидуальный рабочий лист

Задание 1. Из ряда предложенных слов выберите антонимичные пары и запишите их, но будьте очень внимательны, задания у каждого ряда будут разные

1 ряд – выписывает антонимы только глаголы и наречия;

2 ряд – антонимы существительные;

3 ряд – антонимы прилагательные.

Друг, развязать, десять, длинный, чистый, ложь, рано, враг, завязать, тихо, умный, короткий, вход, правда, глупый, грязный, дом, поздно, синий, выход, громко, мечтать.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...