Урок по теме "Безличное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок составлен по технологии смешанного обучения "Ротация станций". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bezlichnye_predlozheniya_rotatsiya_stantsiy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Безличные предложения»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: 

1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

2) Развивать память, речь, образное мышление.

3) Использовать воспитательный потенциал текстов русских писателей при формировании понятия о безличных предложениях.

4) Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

Результаты:

- предметные: познакомить учащихся с безличными предложениями, научить отличать безличные предложения от других видов односоставных предложений;

- метапредметные: побуждать учащихся применять для решения учебных задач мыслительные операции: анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать выводы (познавательные УУД)

- помочь сформулировать цель деятельности на уроке и составить план действий на уроке, побуждать оценивать свои действия и действия товарища, использовать саморегуляцию (регулятивные УУД)

- вступать в диалог, выдвигать версии, выражать собственные мысли (коммуникативные УУД)

- личностные: воспитывать умение преодолевать трудности, стремиться к т руду, осознавать необходимость учиться.

Оборудование: раздаточный материал на 3 группы, проектор, мультимедиа, компьютеры.

Ход урока:

  1. Мотивационный этап

 Доброе утро, посмотрите на доску. Перед вами записаны предложения. Определите грамматические основы. Назовите односоставные предложения. Какие предложения вам не известны? (учитель распределяет предложения по типу односоставных предложений: двусоставное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, ?).

1.  Зимняя стужа хозяйничает в лесу.  

2. Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой.

3.  Искрится и переливается снег в лунном свете.

4. За окном завьюжило.

5. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

6. Сегодня в столовой давали кашу.

7. Мне нездоровится.

Определите тему и цель урока. Действительно, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с односоставными предложениями.  Последний тип – безличные.

  1. Организация работы

Работать сегодня будем по станциям. Красная группа – работа с компьютером. Синяя группа – групповая работа. Зеленая группа – работа с учителем. В течение всего урока вы будете станции менять, схема движения на доске. Количество времени на станции ограничено.

  1. Работа по станциям

Красная группа:

Задание для станции «Работа за компьютером»:

  1. Посмотрите видео, запишите таблицу с примерами, выделите грамматическую основу.

Урок 29. безличные предложения. инструкция - Русский язык - 8 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

  1. Задание для станции «Групповая работа»:

1.Докажите, что пред вами текст.

2.Найти в тексте безличные предложения, сколько их? Чем выражено сказуемое?

3.Сделать вывод о функции безличного предложения в художественной речи.

К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись ароматом новой соломы, бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студёной заре необыкновенно ясно. Темнеет. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое  семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, добредешь до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

И. Бунин. «Антоновские яблоки»

3. Задание для станции «Работа с учителем»:

Обобщите материал, изученный на уроке.

Синяя группа:

  1. Задание для станции «Групповая работа»:

Посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении.

Перед вами предложения. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами у вас на столах. Чем выражено сказуемое в безличном предложении         

Безличный глагол ( с –ся и без –ся)         

1.Думается в основном о конце света.

Личный глагол в безличном значении.         

2. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

Инфинитив         

3. Идти дальше некуда.

Слово категории состояния на -о         

4. На душе было легко и радостно.

Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом         

5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.         

6. Нет сна, есть видимость его.

Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.         

7. В номере было вымыто.

2.  Задание для станции «Работа с учителем»:

Фронтальный опрос:

Безличное предложение – это односоставное предложение?

Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами?  

Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение?

Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?

Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было?

Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?

-Назовите способы выражения сказуемого в безличном предложении.

3. Задание для станции «Работа за компьютером»:

Решите тест. Урок 29. безличные предложения. инструкция - Русский язык - 8 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru) 

Зеленая группа

 ночи становится очень холодно и росисто. – инфинитив и слово категории состояния; Темнеет. – безличный глагол; Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. – безличный глагол. Вывод: )

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса п…веяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось. 

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В воздухе пахнет сосновой см…лой.

  1. Задание для станции «Работа за компьютером»:

Решите тест. Урок 29. безличные предложения. инструкция - Русский язык - 8 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

  1. Задание для станции «Групповая работа»:

Какое сырое утро!

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

– О чём этот текст?
– Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
– В каком стиле написан текст?
– Какая часть речи наиболее часто употребляется? 
 
– Почему такое обилие глаголов?  
– А по составу какие предложения преобладают в тексте? Назовите.

  1. Физминутка

Физминутку провести после прохождения 2 станций.

  1. Рефлексия

- Какую вы поставили цель сегодня на уроке?

- Достигли результата?

- Как это сделали? Что помогло?

- Оцените себя.

6. ДЗ. (на выбор)

1) Упр. 199 или упр. 204.
2) Выпишите безличные предложения из «Капитанской дочки» Пушкина (8 предложений) (для сильной группы). Укажите способ выражения сказуемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"

Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...

Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "

Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО...

Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...