Игра-конкурс "Знатоки русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Методическая цель: формирование устойчивого интереса обучающихся к изучению русского языка посредством игровой технологии

Цель:развивать в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся

Задачи  игры:

1.      повысить мотивацию к учебе;

2.      воспитывать культуру бережного отношения к языку;

3.      развивать  у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

4.      воспитывать у обучающихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Оформление:

Оформленная доска, стенгазеты обучающихся, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Условия игры. В игре принимают участие  команды обучающихся 5-ых классов. За каждый конкурсучастникам присваивается определенное количество баллов. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_5_klass.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 135»

         

УТВЕРЖДАЮ

Директор  школы                                                                                                                       ___________/Е. Полянина

                                                                                         «28 » ноября 2017 г.

Сценарий внеклассного мероприятия

для 5-ых классов.

Игра-конкурс «Знатоки русского языка»

Дата: 06.12.17

Методическая цель: формирование устойчивого интереса обучающихся к изучению русского языка посредством игровой технологии

Цель: развивать в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся

Задачи  игры:

  1. повысить мотивацию к учебе;
  2. воспитывать культуру бережного отношения к языку;
  3. развивать  у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  4. воспитывать у обучающихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Оформление:

Оформленная доска, стенгазеты обучающихся, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Условия игры. В игре принимают участие  команды обучающихся 5-ых классов. За каждый конкурс участникам присваивается определенное количество баллов. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Применяемые образовательные технологии

№ п|п

Наименование современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока (занятия, мероприятия), на которых технология применяется)

1

Технология развивающего обучения

Организационно-мотивационный этап

2

Игровая технология 

Конкурсные задания

3

Технология сотрудничества

Решение конкурсных заданий в группах

4

ИКТ

Просмотр серии киножурнала «Ералаш», презентация  

5

Технология проблемного обучения

Конкурс капитанов.

Ход мероприятия

  1. Вступление

     Ведущий: Добрый день, дорогие гости и участники нашего мероприятия. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка. Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. А открыть наше мероприятие хотелось бы словами поэта С. Данилова:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

                                                     Это потому, что я владею

Русским величавым языком.

А известный писатель А. Н. Толстой так писал про родной язык: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». Как вы понимаете его слова?

2. Организационно-мотивационный этап (применение технологии развивающего обучения)

Ведущий: Дорогие друзья! Мы отправляемся в наше увлекательное путешествие по просторам родного языка. Приложение. Презентация. Слайд 1. Интересный, и в тоже время, нелегкий путь нас ожидает. Вас ждут логические задачки, грамматические трудности, заданиями на быстроту и сообразительность, каверзные вопросы.

Позвольте представить вам наших главных путешественников, которые помогут нам в конце нашего путешествия определить победителя нашей игры (представление членов жюри )

А сейчас познакомьтесь с нашими игроками:

Команда «Грамотеи», их девиз:

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Команда «Лингвисты», их девиз:

Соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями,

Пусть борьба кипит сильней,

И наша дружба крепнет с ней.

3. Конкурсные задания (применение игровой технологии)

Ведущий: Давайте начнем наше соревнование с разминки.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)

1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10.    Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.    Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

 КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках) Приложение. Презентация. Слайд 2.

Ведущий: Молодцы ребята! Проявили свою ловкость, быстроту и смекалку. Мы продолжаем наше путешествие. Следующее задание, которое встретится у нас на пути, называется «Фонетические пропорции». Ребята, у вас на столах карточки с заданиями. На выполнение отводится три минуты. По истечению времени, капитаны команд должны представить свои ответы членам жюри.

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл).

1)      А / Я = О / ?(Ё)

2)      М / М’ = Р / ? (Р’)

3)      В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4)      ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?(ШЕЙ)

5)      ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?(ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл).

*Толь – пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

 

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах) Приложение. Презентация. Слайд 3.

Ведущий: Наш путь увлекателен и занимателен. Но для того, чтобы продолжить наше путешествие, нам необходимо продемонстрировать знания по морфемике и словообразованию. Соберите слова, которые спрятались в других словах. Читайте задание внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

 

Игра со зрителями (устно)

(правильный ответ – 1 балл)

1.      Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.      Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

3.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

4.      Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

5.      Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

6.      Неопределённая форма глагола (инфинитив).

7.      Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

8.      Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).

9.      Часть слова без окончания (основа).

10.    Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).

11.    Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

12.    Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).

КОНКУРС 4. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Ведущий: Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык. Приложение. Презентация. Слайд 4.

 

Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное – призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык – в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш – враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание – золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них – обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

 

Фразеологизмы:

Тянуть за язык – вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык – заставить говорить.

Находить общий язык – договариваться.

Прикусить язык – замолчать.

Придержать язык – помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык – замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами – молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык – недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох – клятвенного заверение в том, что сказанное мной – правда.

Язык без костей – кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык – заставляют молчать.

Укоротить язык – заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли – не позволять говорить лишнее.

Длинный язык – кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык – манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен – кто-то не умеет свободно излагать свои мысли. (За правильный ответ 2 балла)

 

Пословицы:

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово – серебро, молчание – золото.

 

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

Физкультминутка. (Применение технологии ИКТ)

Просмотр серии киножурнала «Ералаш» «Русский язык»

 

КОНКУРС 5. «Части речи» (устно) Приложение. Презентация. Слайд 5.

Ведущий: Команды путешественники успешно справились с заданием и мы двигаемся дальше. Образуйте от имен прилагательных однокоренные имена существительные, наречия и глаголы

Храбрый-

Сильный-

Гордый-

Мудрый-

Грубый-

Веселый- (правильный ответ – 3 балла).

 

КОНКУРС 6. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах) Приложение. Презентация. Слайд 6.

Ведущий: А нас ждет следующий конкурс. Составьте предложение, выполнив задание (правильно построенное предложение – 3 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

 

Игра со зрителями. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1.      В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

2.      Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)

3.      Чем похожи существительные ножницыбрюкичернила? (они употребляются только во множественном числе)

4.      Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

5.      Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения)

6.      Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

7.      Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы)

8.      Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)      

КОНКУРС 6. Конкурс капитанов (Домашнее задание, чтение наизусть ) Максимальная оценка 5 баллов. (Применение технологии проблемного обучения)

Ведущий: Здорово поработали! А теперь снова в путь. Сейчас я приглашаю выйти к доске капитанов команд. Они представят на суд жюри оду русскому языку. Итак, мы начинаем.                      

                        Как я люблю тебя, о мой родной язык!

                   Язык славян, язык Руси великой.

                   Ты в сердце каждого проник,

                   В тебе печать святого лика.

                   Ты благозвучен, ты красив,

                   Ты – дух народа, дух свободы.

                   В тебе – любовь, в тебе – порыв,

                   Преодолеешь все невзгоды!

                   В любое время, все века

                   Ты пробивал себе дорогу.

                   Судьба твоя, ох, нелегка,

                   И подтвержденье тому – годы.

                   Но верю я в твою звезду,

                   Которая всегда счастлива.

                   И вижу я твою судьбу –

                   Судьбу великого прорыва.

                   Царить ты будешь на века,

                   Тебе подвластно всё на свете.

                   Сыны прославили тебя,

                   Твои талантливые дети.

 

КОНКУРС 9. «Составьте текст из предложений» (задание на скорость и правильность). (5 баллов)  Приложение. Презентация. Слайд 7.

Ведущий: Ребята, совсем недолго осталось нам путешествовать по увлекательной стране «Русский язык». И я предлагаю вашему вниманию следующее задание.

У вас на столах карточки с заданиями. Составьте из предложений текст.

Текст №1

 И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

 Голова сказала: «Разойдемся!».

 Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

 Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

 Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

 Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с   места не тронешься».

Текст №2

 Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

 Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

 Они сказали: «Он велел делить все пополам».

 Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

 Они пошли судиться к соседу.

 У одного отца было два сына.

 Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4.Рефлексия. Подведение итогов (применение технологии критического мышления)

(Подведение итогов, вручение наград).

Ведущий: Ребята, я надеюсь, наше путешествие вам понравилось! А сейчас слово предоставляется жюри (выступление жюри)

У каждого из вас на столе есть наклейка – смайл. Если вам было весело, интересно, познавательно, то уходя вы можете приклеить смайл на цветной лист на доске.

Ведущий: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...