конспект урока
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум

Обучение написанию сочинения-рассуждения по тексту (задание 27 ЕГЭ)

Учитель русского языка и литературы

Косякова О.Ф.

ГБОУ РФМЛИ – 2019 г.

Цели урока:

образовательные: обучение анализу текста публицистического стиля; подготовка к написанию сочинения-рассуждения;

развивающие: формировать умение определять основную проблему текста, авторскую позицию; умение создавать систему аргументов; стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;

воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Сообщение темы и целей урока.

-Здравствуйте, ребята! «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека. Сегодня на уроке я постараюсь указать вам ту пристань, тот путь, по которому вам следует двигаться. Тему сегодняшнего урока я предложу сама, а вы попробуйте объяснить выбор этой темы и определить цели урока. Вы знаете, что выполнение задания с развернутым ответом - задания 27- является самым трудным этапом всей экзаменационной работы (высший балл-24). Сегодня на уроке мы с вами будем совершенствовать навык написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, а все полученные на нем знания и умения вы сможете успешно использовать на ЕГЭ во время написания сочинения.

3. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала, актуализация знаний.

Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля подчинено определенному алгоритму. Вспомним этапы написания сочинения- рассуждения по прочитанному тексту.

Алгоритм написания сочинения - рассуждения

1. Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.

2. Прокомментируйте проблему.

3. Сформулируйте позицию автора.

4. Формулируем собственную позицию и приводим аргументы.

5. Заключение.

Давайте обратимся к формулировке задания 27. Обратите внимание на первую фразу: «Напишите сочинение по прочитанному тексту» и на последующую: «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже путь к успеху. А правильно понять текст – задача непростая (проблема не сформулирована или сформулирована неверно - работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов).

4. Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего СССР».

- Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя-публициста Олега Павлова, который затрагивает тему Великой Отечественной войны. Ежегодно 9 Мая мы отмечаем годовщину Победы в Великой Отечественной войне, память о которой священна. Но в последние годы стали появляться материалы, имеющие своей целью исказить образ русского солдата-победителя. Мне бы хотелось предложить вам посмотреть один сюжет.

- Какие чувства вы сейчас испытали? (Чувство возмущения, обиды, поражены увиденным, недоумеваете, как можно так поступать с памятниками героям, как можно нацистов возводить в ранг героев?) Наверное, именно такие же чувства заставили публициста Павлова написать данный текст.

5. Чтение текста.

В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками, другими книгами о войне. Среди этих книг выделялось несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История Второй Мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.

Вторая Мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени, смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.

… Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Степан Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем— национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.

Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами собственных нравственных уродов.

(О. Павлов)

6. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

Один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:

1) о каком-либо факте, событии, человеке;

 2) цели его создания;

 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам).

Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

Давайте снова обратимся к тексту и выделим ключевые слова.

1 абзац. Какие слова являются ключевыми?

 «История Второй Мировой войны». Разорван был на куски весь мир».

2 абзац.

 «Вторая Мировая война – своя у каждого народа. Но чуждое и родное смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века…»

3 абзац.

«Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем. Дед обворован уже после смерти».

4 абзац.

«Священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов».

- О чем же этот текст?

(горькие размышления автора о том, что священная для нас Великая Отечественная война «сброшена в конце века со многих  пьедесталов» и «обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»;  значительно принижена роль советского народа в победе).

Формулировка проблемы

Мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. И первый наш шаг – «сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста». Проблема - это вопрос, над которым рассуждает автор, предмет обсуждения.

- Над какими вопросами размышляет автор? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным?

 («Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?»)

- Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее.

1 способ: Современный писатель-публицист О. Павлов поднимает проблему осквернения памяти о Великой Отечественной войне.

2 способ: «Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?» Именно эти вопросы волнуют известного публициста О. Павлова.

(Справка: праведный - проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости).

Составление комментария проблемы

Вспомним, что комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

- К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

- Актуальная ли эта проблема в наши дни? (Актуальна, потому что в последнее время она является одной из центральных проблем, освещаемых в СМИ и на телевидении).

- Почему эта проблема привлекла внимание автора? Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что Великая Отечественная война священна для русского народа и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попытка унизить наше национальное достоинство).

- На каком материале автор рассматривает проблему? (Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни).

- Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично.)

Формулировка авторской позиции

- Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Он возмущен тем, что происходит, и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма. Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, использует при этом ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» собственными нравственными уродами).

- Какова же авторская позиция? (Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением тысяч русских людей, которые идут на преступления ради наград).

- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо?

(Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко в предложении: священная война со злом сброшена в конце века со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов)

- Согласны ли вы с мнением автора? (Да!)

Аргументация собственного мнения

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию.

- Давайте вспомним, какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (из художественной литературы и из жизненного опыта)

В начале урока мы посмотрели видеосюжет. Конечно, этот показ был неслучайным. Материал, который вы увидели, является яркой иллюстрацией к проблеме, которую поднимает автор. Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции?

Реальные факты:

Латвия: в 1997 году взорван Монумент Победы.

Литва (Каунас): снесен памятник «Танк на пьедестале».

Украина: разрушено более 10 памятников партизанам на кургане Славы под Симферополем.

 В 2007 г. демонтирован памятник Воину – освободителю на холме Тынисмяги.

Эксгумированы останки советских воинов, захороненных у подножия памятника.

 Останки Василия Волкова, погибшего в 1944 году в боях за Таллинн, были перезахоронены в 2007 году в Кашине, на родине солдата.

Новосибирск: в ноябре 2010 из-за медалей убиты 83-летний ветеран Великой Отечественной войны и его супруга.

Москва: в апреле 2010 года в собственной квартире убиты пожилые супруги, ветераны Великой Отечественной войны.

Ставрополь: в декабре 2012 года был убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны. Из его дома были похищены награды, мобильный телефон и 500 рублей.

7. Подведение итогов урока.

Закончена работа над прочитанным текстом. Вам останется самостоятельно поработать над заключением и написать сочинение.

8. Рефлексия.

– Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?

– Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?

- Ребята, этот урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперты, проверяющие ваши сочинения, увидели в вас людей эрудированных, мыслящих, владеющих речью и умеющих вступить в диалог с автором.

9. Домашнее задание: написание сочинения-рассуждения.

Рабочие материалы __________________________(Фамилия, Имя учащегося, класс)

ПРОБЛЕМА

Автор текста предлагает задуматься над проблемой…

В тексте (ФИО автора) рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

…Именно эти вопросы волнуют (ФИО автора).

КОММЕНТАРИЙ

Тип проблемы:

• философская,

• социальная,

• политическая,

• нравственная,

• экологическая,

• эстетическая.

Проблема (какая?) – актуальная, злободневная, важная, сложная, глубокая, острая и т.д.

Эта проблема особенно актуальна в наши дни, так как…

Почему эта проблема привлекла внимание автора?

На каком материале автор рассматривает проблему? Для чего он это делает?

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор возмущен тем, что…

Автор старается привлечь внимание читателей к проблеме, используя…

Автор осуждает (кого, что, за что)…

Автор, рассуждая над проблемой, …

Автор приходит к выводу (что?)...

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении:

«_».

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Народная мудрость гласит: «…».

ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

Таким образом, …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...