Тема: «Имя прилагательное. Обобщение»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Анастасия Алексеевна Мазовская

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Имя прилагательное.  Обобщение»

Цели:

1) Обучающая- проверить в занимательной форме уровень сформированности у учащихся языковой и лингвистической компетенций по теме «Имя прилагательное», диагностировать устойчивые положительные результаты учащихся по пройденным темам, 

2) Развивающая - совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, способствовать развитию мыслительной деятельности и орфографической зоркости учащихся,

3)Воспитывающая - продолжать формирование у школьников мотивации к изучению   русского языка, воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Задачи урока:

Знать:

  • Определение имени прилагательного;
  • Разряды прилагательного;
  • Степени сравнения;
  • Морфологические признаки прилагательного;

           Уметь:

  • Определять разряды прилагательных;
  • Правильно употреблять прилагательные в речи;
  • Указывать морфологические признаки;
  • Правильно писать прилагательные, объясняя в них орфограммы;
  • Уметь определять синтаксическую роль прилагательных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._imya_prilagatelnoe._obobshchenie._6_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хабоцкая основная общеобразовательная школа»

Конспект урока в 6 классе

по теме

«Имя прилагательное. Обобщение»

Выполнила: Мазовская Анастасия Алексеевна,

учитель русского языкаи литературы

2023 год

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Имя прилагательное.  Обобщение»

Цели:

1) Обучающая- проверить в занимательной форме уровень сформированности у учащихся языковой и лингвистической компетенций по теме «Имя прилагательное», диагностировать устойчивые положительные результаты учащихся по пройденным темам,  

2) Развивающая - совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, способствовать развитию мыслительной деятельности и орфографической зоркости учащихся,

3)Воспитывающая - продолжать формирование у школьников мотивации к изучению   русского языка, воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Задачи урока:

Знать:

  • Определение имени прилагательного;
  • Разряды прилагательного;
  • Степени сравнения;
  • Морфологические признаки прилагательного;

           Уметь:

  • Определять разряды прилагательных;
  • Правильно употреблять прилагательные в речи;
  • Указывать морфологические признаки;
  • Правильно писать прилагательные, объясняя в них орфограммы;
  • Уметь определять синтаксическую роль прилагательных.

Планируемые  результаты:
Предметные: развитие умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать прилагательные; развитие умения видеть орфограммы в прилагательных, выбирать написание в соответствии с правилом, правильно выделять суффиксы прилагательных, развитие умения использовать их  в речи, развитие творческих способностей детей.

Метапредметные: владение навыками лингвистического анализа; умения анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности, развитие логического мышления, внимания, памяти, формирование умения определять цель предстоящей деятельности,  целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
Личностные – формирование способности к самооценке, воспитание интереса к изучению русского языка, толерантности, любви к  природе.

Тип урока: комбинированный (систематизация, обобщение, контроль).

Форма урока: нестандартный, урок – путешествие.

Основной метод: эвристический (частично-поисковый).

Ход урока

 I.Организационный этап.

-Здравствуйте, садитесь.   Я рада встрече с вами, надеюсь, мы сегодня с вами хорошо поработаем. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт радость общения каждому из нас. Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были активными, внимательными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными.

II. Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Используя полученные на предыдущих уроках знания, расскажите им о себе. Подберите слова, которые характеризуют вас. Какие вы ученики? (Умные, настойчивые, упрямые, внимательные, скромные, тихие, красивые)

 -  Можно ли объединить эти слова по какому-либо признаку, что общего у этих слов? (Эти слова обозначают признак предмета и являются именами прилагательными.)

- Подумайте, для чего мы сегодня о них вспомнили? (Наверное, эта будет тема нашего урока?)

- Хорошо, ребята, а сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока.    (Ответы детей)

- Да, все верно, мы сегодня с вами будем работать по теме «Имя прилагательное». (Слайд 1)

 III.Сообщение темы и цели урока.

- У нас будет необычный урок. Посмотрите на экран, что мы сегодня с вами будем делать? (Ответы обучающихся)

Совершенно верно, мы будем путешествовать по удивительной стране, которая называется «Имя прилагательное».  А увезет нас в эту страну веселый паровозик под названием «Обобщение» (Слайд 2)

 - Это значит, что тема нашего урока… (Ответы обучающихся).

- Откройте тетради. Запишите число и тему урока «Имя прилагательное. Обобщение». 

- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Ребята формулируют цель урока).

-  Да, ребята, вы правы, сегодня мы с вами повторим и закрепим изученные орфограммы по данной теме. (Слайд 3).

-Сейчас мы с вами находимся на станции «Классная» и пора бы уже отправиться в путешествие. Но перед отправлением нужно получить билет. А билет вы получите, если ответите на вопрос на обратной его стороне.

Молодцы! Хорошо справились с заданием, билеты получили все! Наш веселый паровозик уже заждался, занимайте свои места, и мы с вами отправимся в путешествие».

2.  - Наша 1-я станция «Сравнительная» (Слайд 4)

А что здесь интересного? (Устная работа)

- Образовать от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения (Слайд 5)

1) Добрый (добрее, более добрый, добрейший, самый добрый)

2) Красивый (красивее, более красивый, красивейший, самый красивый)

3) Яркий (ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий)

- Найдите и исправьте ошибки в словообразовании (Слайд 6)

Более вкуснее, мельче, тончайший

Слаще, самый красивейший, более точен

Менее нужная, слабейший, более легче

- Проверим.

- Давайте подытожим, как же образуются степени сравнения?

- А можно ли образовать степени сравнения от слова стеклянный?

(Нет, нельзя, потому что это относительное прилагательное, а степени сравнения есть только у качественных прилагательных.)

3. Ответ на этот вопрос помогает нам перебраться на следующую станцию «Разрядную» (Слайд 7).

На этой станции мы вспомним разряды имён прилагательных с помощью игры «Конструктор». (Работа в парах)

- У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у вас получились признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. (Распределите признаки по разрядам)

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком.

Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета.

Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й.

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не-

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных.

(Проверим себя по учебнику – параграфы 58 – 60, стр. 16 - 21)-(САМОПРОВЕРКА)

-Итак, давайте ещё повторим эти признаки.

ФИЗМИНУТКА

-  Мы с вами очень долго ехали, засиделись, пора немного отдохнуть. За окном станция «Физминутка». Посмотрите, сколько выпало за окном снега, и сейчас мы с вами выйдем из вагона и поиграем «В снежки» (Слайд 8)

-Я бросаю «снежок» кому-нибудь из вас, называю имя прилагательное, а вы должны определить его разряд.

Олений рог (притяж.)            

лёгкий портфель (качеств.)                                                      

 сегодняшний день (относит.)

ужасный вид (качеств.)              

 отцов костюм (притяж.)                              

 белый снег (качеств.)

деревянная ложка (относит.)      

сельский житель (относит.)              

4. Следующая станция «Небольшая» (Слайд 9) 

- На этой станции мы будем работать по карточкам, два пассажира нашего поезда будут выполнять задание у доски, остальные в тетрадях. (Ребята выполняют задание)

- А сейчас мы все вместе проверим выполнение задания.

- Какая орфограмма живёт здесь?

Карточка № 1

(Не) широкая, а узкая река; ничуть (не) лёгкая ноша; (не) ряшливый; (не) добрый.

Карточка № 2

(Не) правдивый, а лживый; нисколько (не)интересная книга; (не) брежный вид; (не) интересный фильм.

-Ну что, кто хочет рассказать правило?

5.  Продолжим   наше путешествие, и наш поезд прибывает на станцию «Оранжевая». (Слайд 10)

- С какой орфограммой нам придётся встретиться здесь? Когда в суффиксах прилагательных пишется Е, а когда О? (Работа с сигнальными карточками)

- Я сейчас буду читать словосочетания, а вы с помощью сигнальных карточек должны показать, какая буква пишется в суффиксах прилагательных.

В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге, свинцовая туча, плюшевый медвежонок, ключевой водой, песцовый воротник.

-Подытожим.

6. Продолжаем наше путешествие и попадаем на станцию «Железнодорожная» (Слайд 11)

- Как вы думаете, что мы будем повторять? (По цепочке у доски)

-Раскрыть скобки и устно объяснить орфограмму.

Бледно - лиловый кустарник, широкоплечий юноша, русско - ненецкий словарь, юго-западный ветер, сельскохозяйственная выставка.

7. Следующая станция «Закодированная» (Слайд 12)

Здесь поселились прилагательные с Н и НН.

Кодированный диктант.

- Я читаю слова, а вы в тетрадях пишите только одну или две буквы НН.

Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный, травяной, ветреный, ранний, деревянный, змеиный.

  1. нн, 2)н, 3)н, 4)нн, 5)н, 6)н, 7)нн, 8)нн, 9)н). Взаимопроверка. (Слайд 13 -ответы)

8.  Наше путешествие продолжается. Мы прибыли на станцию «Суффиксальная» (Слайд 14) (фронтальная работа)

 - Я буду читать существительные, а вам надо образовать имена прилагательные и объяснить правописание.

 Пират (пиратский), ткач (ткацкий), богатырь(богатырский), рыбак(рыбацкий), матрос (матросский).

9. Итак, мы продолжаем наш путь и попадаем на станцию «Синтаксическая». (Слайд 15)

- Как вы думаете, с каким заданием нам придётся встретиться на этой станции?

- Совершенно верно, вам необходимо определить синтаксическую роль прилагательных.      

                 Вода в озере холодная.

                 Ослепительно красив зимний наряд тундры.

                 На синем горизонте клубится дымок над стойбищем оленеводов.                  

10. Мы подходим к концу нашего путешествия, попадаем на станцию «Морфологическую». (Слайд 16) 

 - Какое задание здесь затаилось?

 - Из предложений предыдущего задания выпишите прилагательные и выполните морфологический разбор. (Работа по рядам)

Красив – прил.

  1. Наряд (каков?) красив н.ф. красивый
  2. Пост. – качеств., непост. – кр.ф., ед.ч.. м.р.
  3. Наряд (каков?) красив

Холодная – прил.

  1. Вода (какая?) холодная н.ф. – холодный
  2. Пост. – качеств., непост. – полн., ж.р., ед.ч.
  3. Вода (какая?) холодная

Синий – прил.

  1. На горизонте (каком?) синем н.ф. – синий
  2. Пост. – качеств., непост. – м.р., ед.ч., П.п.
  3. На горизонте (каком?) синем

- Ребята, а кто мне скажет, для чего нужны прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают её выразительнее.)

- А как называются образные определения, выраженные прилагательными? (Эпитеты)

11. Итог урока. Итак, вот и подходит к концу наше путешествие. Мы возвращаемся из нашего увлекательного путешествия на станцию «Классная» (Слайд 17).

–  Что сегодня на уроке мы повторили?

(Имена прилагательные, их правописание, употребление в речи)

12. Рефлексия: Я предлагаю вам выразить свое впечатление от урока при помощи разных форм прилагательных.

Наш урок был какой? (интересный, полезный)

Настроение – какое? (отличное, приподнятое)

Учительница - какая? (креативная, умная, добрая)

Сегодня на уроке были ученики какие? (активные, любознательные)

Я хочу вам подарить комплименты: вы были активные, внимательные, умные, красивые, воспитанные!    

- Ребята, я довольна тем, как вы сегодня работали, и поставлю такие оценки _____ (слайд 18)     

13. Домашнее задание. Контрольные вопросы: с 39 упр. 390

Дополнительное задание: Написать сочинение-миниатюру   о зимней природе, используя имена прилагательные.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"(обобщение)

Проверочная  работа по русскому языку в 6 классе...

Прилагательное. Обобщение.

ТЕМА: ,,Имя прилагательное как часть речи.  Обобщение изученного.,,     Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.Задачи: Обучающ...

Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное. Обобщение" 6 класс. Конспект и презентация

Обобщающий урок по имени прилагательному в шестом классе....

Презентация к уроку по теме "Имя прилагательное. Обобщение"

Презентация к уроку-путешествию в 6 классе по теме "Имя прилагательное. Обобщение"...

Урок в 6 классе Тема: Имя прилагательное. Обобщение изученного.

Предлагаю вам методическую разработку урока. Этот конспект разработан для обобщения знаний учащихся по данной теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" На уроке мы повторим всё, что зн...