Конспект открытого урока по теме "Наклонение глагола" в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Никулина Виктория Эдуардовна
Тема урока: Наклонения глагола. Цели урока: сформировать навыки находить и различать формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное), опознавать их в тексте. Тип урока: урок открытия нового знания. Урок способствует формированию ключевых компетенций: в предметной области: языковая компетенция (знание самого языка, норм языка, обеспечивающие понимание чужой речи и создание своей, орфографическая грамотность), в плане продолжения образования и эффективного самообразования: учащиеся проанализировали деятельность на уроке с помощью критериев оценивания и сумели определить область своих знаний; развитию качеств личности: коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов, критическое мышление (при составлении плана). самостоятельность и ответственность (при решении проблем), рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу (карта самооценки), толерантность при общении (работа в парах, группах); расширению общекультурного кругозора (при выполнении задания по группам, работа в парах (нормы и правила общения). Урок помогает обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении (критерии самооценки), в решении значимых для них проблем в умении находить и различать формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное), опознавать их в тексте. Содержание урока соответствует программному материалу и принципам научности, системности, оптимальности, доступности, последовательности изложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Русский язык

Учитель: Никулина Виктория Эдуардовна

Образовательная организация: МБОУ г. Иркутска СОШ № 46

Класс: 6А

Тема: Наклонение глагола.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель преподавателя:

-повторить изученный материал по теме «Глагол»;

-познакомить учащихся с понятием «наклонения глагола»;

- научить находить и различать формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное), опознавать их в тексте; проводить классификацию, делать выводы;

Цель для учащихся:

- вспомнить особенности глагола как часть речи;

- познакомиться с понятиями «наклонение глагола»;

- научиться находить и различать формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное), опознавать их в тексте;

- уметь составлять предложения, используя различные формы наклонения, определять их роль в речи.

Планируемые результаты :

 Предметные результаты:

- познакомятся с понятием «наклонение глагола»; научатся распознавать глаголы в различных формах наклонения;  получат знания об изменении глаголов в различных формах наклонений.

Метапредметные результаты:

  Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

  Регулятивные:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности  выделять главную информацию, систематизировать ее и представлять в графическом виде, анализировать языковой материал, группировать слова по предлагаемым признакам, обобщать, строить логически обоснованные рассуждения.

   Коммуникативные:

- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  Личностные:

- формирование  ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.

  Методы и приемы работы: эвристический метод (создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, индивидуальная работа), репродуктивный метод (сообщение учителя, пропедевтическая беседа).

Дополнительные ресурсы: интерактивная доска, презентация «Наклонение глагола», учебные тексты, раздаточный материал (для  парной, индивидуальной работы).

Основные ресурсы : Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык . 6 класс - М. Просвещение, 2020 г.

Электронно-образовательные ресурсы: обучающий ролик, физминутка.

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивационный этап

Вступительное слово.

Добрый день, ребята!

 Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Всё ль в порядке

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!

Желаю вам интересных открытий на уроке. 

Учащиеся приветствуют учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: осознают учебно-воспитательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.   Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

2.

Выявление места и причины затруднения

Внимательно прочитайте!

Сегодня я узнаю…

Сегодня мы узнаем…

Я узнал бы…

Мы узнали бы…

Узнай…

Я уже знаю..

Мы уже знаем…

Перед вами в данных выражениях    употреблены глаголы разных форм. Разделите их на три группы.

Как называются глаголы в каждой из групп?

 - Что вы поняли, наблюдая за этими выражениями?

 - Молодцы!

-По какому признаку вы распределили глаголы?

Оказывается, помимо тех признаков глагола, что мы перечислили в начале урока, есть еще один признак – наклонение.

Запишем тему урока. Какие цели вы поставите?

-Почему у нас не получилось сразу одинаково распределить глаголы на группы?

Работа в группах

Выписывают глаголы, пытаются распределить их по группам.

Выдвигают предположение.

Учащиеся отвечают: здесь один глагол в разных формах, можно понять, что в первом и втором выражении глагол в форме будущего времени, в шестом и седьмом - настоящего времени.

По отношению к действительности: действительное, возможное, обязательное  к  выполнению.

Учащиеся формулируют тему урока, осуществляют целеполагание:

-Познакомиться с понятиями «наклонения глагола»

- Научиться находить и различать формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное).

Не знаем, по какому принципу делить.

Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности, имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: понимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.

Построение выхода из проекта

Давайте предположим, что необходимо узнать для достижения нашей цели?

Что будем делать самым первым? Замечательно. Затем?

Составим план.

Используйте опорные фразы:

1. Вспомним, что…

2.Узнаем … и их отличительные...

3. Найдем информацию  в …

4. Научимся находить…и различать…

Молодцы!

А как мы узнаем, что достигли цели?

По каким критериям? (шаблон таблицы на слайде).

Приложение 1

 

Молодцы! Эти же критерии послужат нам и системой оценивания.

Формулируют поставленные задачи, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно - следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

1.Вспомним, что знаем о глаголе.

2.Узнаем виды наклонений и их отличительные черты.

3.Найдем информацию в учебнике.

4. Научимся находить и различать формы наклонения глагола

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

4.

Реализация построенного проекта

Приступим к реализации цели нашего урока. Вы сейчас узнали, что глаголы изменяются по наклонениям. Сколько их, как они называются и как отличить одно наклонение от другого, мы узнаем в процессе нашей совместной деятельности. Для этого вернемся к предложениям, с которыми мы работали в начале урока.

Прочитайте предложение, в котором глагол узнать обозначает действие, возможное при определенных условиях. Выясним, что знаем о глаголе.

Для этого выполним задание.

Задание 1.

Определите морфологические признаки глаголов:

Сегодня я узнаю наклонения глагола.

Мы уже знаем наклонения глагола.

Задание 2.

Прочитайте предложение, в котором глагол узнать обозначает действие, возможное при определенных условиях.

-Как можно назвать наклонение глагола, которое обозначает действие, желаемое или возможное при определенных условиях?

- Приведите свои примеры.

-Назовите глаголы  в предложении

 (Узнай вид наклонения глагола.) и скажите, какие действия они обозначают?

-Другими словами, эти глаголы обозначают действия, которые кто-то повелевает выполнить. В связи с этим скажите, как называется это наклонение глагола?

Приведите свои примеры.

- А у глагола узнай можете ли вы определить время? Это глагол в форме повелительного наклонения, которое предстоит изучить на следующих уроках.

Прочитайте оставшееся предложение.

Я уже знаю наклонения глагола.

- Какое действие  обозначает глагол?

Да, а этом предложении с помощью глагола знаю говорящий показывает свое действительное отношение, т.е. говорящий изъявляет свое отношение.

 -Как называется наклонение глагола, которое показывает, что говорящий считает действие реальным фактом.

- Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название?

Попробуйте выделить корень в слове изъявительное.

Подберите  однокоренные слова

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

   - Прочитайте значение слова изъявить в словаре С. Ожегова ( на слайде).

Изъявить – высказать, выразить.

 Дополните знания материалом учебника на стр. 117.

Дополняет выводы учеников: категория наклонения показывает, как соотносятся действие и действительность.

Задание 3. Обобщим те существенные признаки, которые мы определили. Выполним задание.

Распределите глаголы: знал бы, знаю, знал, знала бы, знай, попросил бы,  попросила бы, попрошу, попросил, попроси. Определи наклонение глаголов, их морфологические  признаки.

Действие реально – на самом деле происходило, происходит или будет происходить.

Действие произошло бы при определенных условиях.

Действие, которое просят, приказывают, требуют произвести.

Молодцы!

   Принимают участие в работе,   под руководством педагога выполняют задание.  Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задание 1.

Определите морфологические признаки глаголов:

Сегодня я узнаю- пр.вр., ед.ч., м.р.

Мы уже знаем- н.вр., 2 л., мн.ч.

Я узнал бы наклонения глагола.

Мы узнали бы наклонения глагола.

Наклонение глагола, которое обозначает действие, желаемое или возможное при определенных условиях, можно назвать условным.

Приводят примеры.

Эти глаголы обозначают действия, которые кто - то просит или требует выполнить.

Это наклонение глагола называется повелительное.

Приводят свои примеры.

Нет. Глагол узнай обозначает не реальное действие, а действие, которое кто-то приказывает выполнить, то есть возможное. Следовательно, время здесь  не определяется.

Здесь говорящий утверждает, что он действительно знает.

Наклонение глагола, которое показывает, что говорящий  считает действие реальным фактом, называется

    изъявительным.

В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах.

Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.

Приходят к выводу: если глагол обозначает действие, которое происходит в момент речи, до момента речи или после момента речи, то такая форма и называется изъявительное наклонение.

Глаголы изменяются по временам, лицам и числам( в н.и б. врем) , родам и числам ( в пр.вр.). По отношению к действительности есть глаголы, при использовании которых мы осуществляем действие при условии, приказе.

Действие реально – на самом деле происходило, происходит или будет происходить.

Действие произошло бы при определенных условиях.

Действие, которое просят, приказывают, требуют произвести.

попрошу попросил

знаю

знал

попросил бы  попросила бы, знал бы

знала бы

попроси

знай

Выполняют задание, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Какой пункт плана нам необходимо выполнить?(4.Научимся находить и различать формы наклонения глагола). Для этого мы выполним

1. упр.586 на стр.118

Учитель контролирует правильность приемов работы. Организует и сопровождает деятельность детей.

Дополняет ответы учащихся.

- Какой формы глагола не представлено? Образуйте сами.

Молодцы!

2. Запишите предложение в тетради:

"Поиграйте, ребята, на улице", - сказала мама. Мы с Колей очень обрадовались. Продолжалась бы такая жизнь всегда!

Задание: выписать глаголы, попробовать записать во всех трех наклонениях. 

Работаем в парах.

Что мы выяснили?

     Выполняют упражнения, задают вопросы для уточнения информации, отвечают на вопросы.

Глагол не могу обозначает действие, которое происходит на самом деле в настоящий момент. Ела, сказала- происходило, а помогу- действие будет происходить. Это глаголы изъяв.накл., употребленные в форме н.. пр., буд. врем. Разденьте- приказ, мн.ч.

Отсутствует глагол в форме усл. накл. (примеры: ела бы, сказала бы).

Выполняют задание, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Поиграйте - поиграем- поиграли бы; сказала- сказала бы- скажи; обрадовались – обрадовался бы- обрадуйся; продолжалась бы- продолжалась- продолжайся

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Физкультминутка

 Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, то поднимите правую руку;

─ если услышите глагол в условном наклонении –левую руку;

─ если в повелительном наклонении – обе руки:

  •   бегут, торопятся ручьи (правая)
  •   я решил бы, если б не устал (левая)
  •   садись напротив меня (обе )
  •   люблю тебя, Петра творенье (правая)
  •   если бы вы протянули руку, то заметили бы (левая)
  •   появляется травка (правая)
  •   потянитесь к солнцу (обе)

Проверка и оценивание знаний, умений, навыков

Выполняют движения в

 соответствии с текстом.

6.

Включение в системе знаний и повторение

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений.

Выполните задания (по группам) ( на слайде).

1. Определите наклонение глаголов, морфологические признаки.

1. В гостях веди себя культурно, сдержанно.

2. Воспитанный гость обязательно спросит, куда ему сесть.

3. Мальчики сначала усаживают девочек.

4. Было бы неприлично выходить из-за стола во время еды.

2. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:

нарисуйте, сказал бы, вижу, попросил

 бы, брошу, поработал, поработай,

 ехал бы, лечу, буду шагать, прилягу,

дыши, прилягу, ляг.

Проверка заданий по эталону на слайде.

Молодцы!

Выполняют задание, высказывают

 и обосновывают свою точку

зрения.

1. В гостях веди (пов.накл..) себя культурно, сдержанно.

2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл.), куда ему сесть.

3. Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.) девочек.

4. Было бы (усл.накл.)неприлично выходить из-за стола во время еды.

Изъявительное наклонение: брошу, вижу, ехал, лечу, буду шагать, прилягу

Повелительное наклонение: нарисуйте, поработай, дыши, ляг

Условное наклонение: сказал бы, попросил бы, ехал бы

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7.

Рефлексия

Наш урок подошёл к концу, пора подвести его итоги Какой у нас был план?

Все пункты плана мы достигли?

Оцените каждый себя в соответствии с выделенными нами критериями в листе самооценки. (на листочках).

Отметка «5» - 9 баллов

Отметка «4» - 7-8 баллов

Отметка «3» - 5-6 баллов

Приложение 1.

Подсчитайте баллы.

Дополнительные вопросы( за правильный ответ- 1 доп.балл

1. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы? Ходите, держите, носите, остановите.  (Изменить ударение).

2. Образуйте повелительное наклонение глаголов: вылезать, ехать, лечь. (Вылезай, езжай, ляг).

3. В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка? (Ванька-встанька).

Работают с листом самооценки

Регулятивные:

- умение планировать, контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;          

-формировать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции.

8.

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание по 3-ем группам:

1.Те, кто набрал 8-9 баллов и поставил «5» за лист самооценки, я предлагаю вам пофантазировать и написать небольшие сочинения на темы (по выбору):

«Если б я был президентом». Задача – показать свои желания, фантазии.

«Я – президент». Задача – показать, что все твои действия были, есть и будут на самом деле.

2.Те, кто набрал 7-6 баллов и поставил «4», выполните упр. 589  на стр. 119.

3.Те, кто набрал менее 6 баллов и поставил «3», вы должны на основе правила в учебнике и тех выводов, которые мы сделали сегодня на уроке, составить алгоритм применения данного правила таким образом, чтобы он был для Вас понятен.

Вы сегодня отлично поработали, достигли всех поставленных целей!

Задание дается по группам.

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание

Регулятивные:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;          

-формировать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции.

Приложение 1

Критерий

Характеристика

Балл

Достижение цели

Я знаю формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное)

2 балла

Я путаюсь при определении форм наклонения глагола

1 балл

Я не знаю формы наклонения глагола

0 баллов

При применении правила нахожу и различаю формы наклонения глагола

Всегда правильно

2 балла

Иногда ошибаюсь

1 балл

Не могу найти слово

0 баллов

Могу составить предложения, используя различные формы наклонения и  определить их роль в речи

Всегда правильно

2 балла

Иногда ошибаюсь

1 балл

Не могу правильно применить правило

0 баллов

Отметка «5» - 9 баллов.   Отметка «4» - 7-8 баллов.   Отметка «3» - 5-6 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока для учащихся 2 класса

Тип урока сюжетно - игровой, наиболее актуальный в начальной школе. Для поднятия эмоционального фона урока подготовительная часть проводится под музыку. При совершенствовании навыков ловли мяча исполь...

Конспект открытого урока по химии 9 класс

Урок по химии 9класс. Тема урока : "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».

Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление  пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....