Урок русского языка в 5 классе "Морфемика"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

5 класс, русский язык, ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ikt-uroka.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Глухова Алла Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Митяевская средняя школа

Сакского района Республики Крым

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: русский язык, урок рефлексии (закрепления и совершенствования знаний)

Тема: «Морфемный разбор слова»

Название: «Законы морфемики»

Продолжительность: 45 минут

Класс: 5 класс

Оборудование: интерактивная доска или проектор с экраном для презентации PowerPoint

Конспект урока

Цель – обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика».

Задачи:  

  1. дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;
  2. совершенствовать навык морфемного разбора слова;
  3. развивать навык осмысленной работы с текстом;
  4. способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению кругозора;
  5. развивать у пятиклассников навык участия в коллективной учебно-исследовательской деятельности.

Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения и интереса к достижениям отечественной науки;
  • формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты: получение/закрепление знаний по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова», повторение основной лингвистической терминологии и ключевых понятий.

Ожидаемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

  • развитие интереса к познавательной деятельности;
  • развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • развитие навыка анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач;
  • развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Этап урока

Учитель

Учащиеся

УУД

Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы

Сегодня мы будем заниматься наукой (слайд 1).

- С какими науками вы знакомы?

- Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи?

Лингвистика, как и другие области научного знания, имеют законы. Мы сегодня попытаемся сформулировать эти законы в области морфемики.

Поможет нам в этом предмет, лежащий в «чёрном ящике».

Угадайте по лексическому значению слова, что скрывает «чёрный ящик».

В ящике находится «научное справочное пособие о разных областях знания, пред-назначенное для широкого круга читателей».

Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать морфе-мику и должны будем открыть её законы. Помогать нам в этом будет энциклопедия. Сформулируете вопросы, на которые нам необходимо будет ответить в ходе урока (ключевые слова даны на слайде 2).

- Математика, биоло-гия, география, физика, химия и др.

- Лингвистика (языко-знание).

- Это энциклопедия.

- Какие существуют законы морфемики?

- Как нам может помочь энциклопедия?

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Решение первого блока учебных задач и формулировка «I закона морфемики»

Учитель организовывает осмысленное чтение учащимися энциклопеди-ческой статьи об А.С. Попове по рабочему листу.

- Текст читаем с карандашом в руке. Что подчёркиваем?

- Посмотрите на экран (слайд 3): мы сжали содержание текста, подчёркивая главное. В каких случаях нам пригодится умение находить в тексте главное и сокращать его объём?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

- Подчёркиваем главное в каждом абзаце.

- Так перерабатывать текст необходимо при подготовке пересказа по любому предмету, при подготовке к изложению на уроках русского языка

САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Познавательные

Регулятивные

- Мы познакомились с биографией выдающегося русского физика. Что изучает физика как наука?

- У единиц языка тоже есть определённые свойства. Так, слова в языке бывают изменяемыми и неизменяемыми.  

Как неизменяемость слова влияет на его строение?

- Устно заполните сегменты схемы (слайд 4).

- Заполните пропуски в формулировке «I Закона морфемики» на рабочем листе.

- Физика – наука о свойствах тел (массе, объёме, температуре и т.д.)

Изменяемые слова (существ., прилаг., глаголы) имеют окончание; неизменяемые (наречия, служебные части речи, некоторые существительные и прилагательные) окончания не имеют.

Запись «I Закона морфемики» на рабочем листе.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

- Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 5 ПРЕЗЕНТАЦИИ

САМОКОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Регулятивные

Решение второго блока учебных задач и формулировка «II закона морфемики»

ФИЗМИНУТКА

- Устно составьте связный текст о Д. Менделееве для энциклопедии (слайд 6).

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

- Что изучает химия? (на слайде молекула глюкозы)

- Из каких структурных элементов состоит слово? Как называются эти элементы?

- В каком термине нет называемой им морфемы?

- Если бы мы изобразили слово так, как изображают атом, какую морфему мы бы сделали ядром слова?

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ

САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

- Химия изучает вещества, их свойства и состав.

- Слово состоит из морфем: приставки, корня, суффикса, окончания, основы (слайд 7).

- В слове «суффикс» нет суффикса.

- Корень.

Личностные

Коммуникативные

На экране последовательно будут появляться слова (слайд 8).

Если слова однокоренные по отношению к первому слову   в столбце, нужно хлопнуть.

Если слова не являются однокоренными, нужно топнуть.

Учащиеся выполняют упражнение

Регулятивные

- Разберите слова по составу (слайд 9)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

- Заполните пропуски в формулировке II закона.

1 ученик у доски выполняет разбор слов

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ КЛАССОМ

САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Запись «II Закона морфемики» на рабочем листе.

Регулятивные

Решение третьего блока учебных задач и формулировка «III закона морфемики»

- В энциклопедиях часто бывает представлена не только текстовая информация.

- Перед вами таблица                          (слайд 10). Как бы вы озаглавили колонки?

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный?

- А ещё учёный должен много знать и интересоваться трудами своих предшественников.

Я вас хочу познакомить                      с трудом выдающегося лингвиста А.Н. Тихонова – «Школьным словообразо-вательным словарём русского языка», книгой, которая будет полезна любому человеку, изучающему морфемику.

По материалам этого словаря я составила упражнение.

Работа с табличной информацией.

 

- Изобретатели и изобретения.

- Трудолюбие, любозна-тельность, умение в заурядном видеть необычное и т.д.

Познавательные

Личностные

- Из предложенных в таблице морфем составьте как можно больше слов с корнем -УМ-. Выполняем упражнение в парах.

- Сравните результаты работы с данными словаря (на слайде 11)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

РАБОТА В ПАРАХ

САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Регулятивные

Заполните пропуски в формулировке «III Закона морфемики» на рабочем листе.

Запись «III Закона морфемики» на рабочем листе.

Регулятивные

Подведение итогов урока

Домашнее задание

  • Какие законы мы сформулировали?
  • Чем закон отличается от правила? Почему правила разбора по составу мы назвали законами?

- Что нового позволила узнать энциклопедия?

Это поможет вам, ребята, сделать в жизни свои небольшие открытия, и мы, надеюсь, прочитаем о вас на страницах энциклопедий (слайд 12).

А чтобы у вас были успехи в области лингвистики, я попрошу вас дома выполнить несколько заданий олимпиадного характера.

А сейчас сложите все баллы, которые вы выставляли себе за выполнение заданий в ходе урока. На числовой прямой отметьте получившийся результат (слайд 13). Он позволит мне понять, насколько хорошо каждый из вас усвоил материал.

 

 Спасибо за урок!

- Закон нельзя нарушать.

- Мы узнали много нового о выдающихся русских учёных, посмотрели на лингвистику с позиций других наук

САМООЦЕНКА

Личностные

Регулятивные

Источники:

  1. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение – 2007.
  2. https://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...