МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
план-конспект урока по русскому языку


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

ФИО учителя

Трашкова Е.В.

Предмет

Русский язык

Класс

6  класс

Тема

Местоимение как часть речи

Место и роль учебного занятия в изучаемой теме

Урок «Местоимение как часть речи» является первым в серии уроков по изучению темы «Местоимение». На уроке происходит установление преемственных связей прежних и новых знаний о местоимении, осуществляется подготовка к изучению нового материала о данной части речи.

Цели и задачи

Цель: изучение местоимения как части речи.

Задачи:

Обучающая: усвоить лексическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимения в предложении;

воспитательная: в процессе работы с художественным текстом формировать интерес к изучению русского языка;

развивающая: развивать умения выделять главное, систематизировать материал, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся, навыки работы в  группе (команде).

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Обучающиеся научатся определять лексическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений,  отличать характерные признаки местоимения, находить местоимения в тексте, извлекать полезную информацию из лингвистического источника.

Совершенствовать навыки самооценки и взаимооценки участников совместной работы при решении учебных задач,  связывать цель деятельности с мотивом.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: определять и формулировать цели и проблему урока, извлекать информацию из лингвистических источников, отвечать на вопросы, используя теоретические знания и  собственный жизненный опыт, решать проблемы творческого и поискового характера, овладевать навыками устанавливать  логические связи, сравнения, анализа и  классификации по признакам.

Коммуникативные: вести диалог с членами микрогруппы, учиться слушать собеседника,  признавать и принимать  возможность существования различных точек зрения,  высказывать своё мнение и аргументировать его, создавать речевые конструкции в соответствии с поставленными задачами,

Образовательная технология

Технология развития критического мышления, «Перевернутый класс», ПМО.

Источники информации

- Русский язык.  6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. Часть 2 / В. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - М: Просвещение, 2012.

- Учебные материалы по русскому языку //http://www.gumfak.ru/russian.shtml

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация в PowerPoint «Местоимение как часть речи»

Образовательные ресурсы

Платформа «СберКласс»,  практический модуль «Морфология. Местоимение как часть речи». https://newschool.sberclass.ru/

Оборудование

Мультимедийная установка (проектор, экран), компьютер, ноутбуки.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

ПМО

1

2

3

4

Вызов

(2 мин.)

Проверка домашнего задания (5 минут)

Мотивация (5 минут)

Формулировка темы и постановка цели (5 минут)

Организовывает учебный процесс, создаёт рабочее настроение. С помощью учащихся формулирует цели и задачи занятия.

Настраивает детей на учебную деятельность путём создания проблемной ситуации.

Называет трех обучающихся, у которых домашняя работа проверена заранее.

Использование приема «Ключевые слова» 

Задание учителя: составить из данных слов словосочетания и расположить в определенной последовательности получившиеся понятия: общее, непостоянные, значение, грамматическое, синтаксическая, роль, морфологические,  признаки, постоянные.

Предлагает сделать вывод: какое отношение «ключевые слова» имеют к уроку?

Предлагает сделать вывод о том, что станет предметом изучения на уроке. Чтобы все узнать о местоимении, что  должны предпринять?

Даёт задание сформулировать цели урока.

Записывает тему урока:  «Местоимение как часть речи».

Задание:  методом «мозгового штурма» вспомнить имеющиеся знания о местоимении и заполнить кластер  «Местоимение».

Рассаживаются на свои места, проверяют готовность к уроку. В процессе совместного учебного взаимодействия, решают поставленные задачи. По окончании работы  формулируют вывод, отвечая на проблемный вопрос.

Индивидуально проверяют домашнюю работу по образцу, данному учителем. Подводят итог.

Обучающиеся составляют словосочетания, в ходе дискуссии располагают их в определенной последовательности.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Предлагают варианты темы урока.

Записывают тему в тетрадь

Формулируют цели.

Обсуждают свои предположения в группе,  совместно заполняют кластер (модель «хаос») и  делают общий вывод.

Итог:

Местоимение –  самостоятельная часть речи,  бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они,

изменяются по числам и падежам.

В ходе учебного взаимодействия формируются регулятивные

и личностные универсальные учебные действия

Вспоминают правила работы в группе, в паре. Правила работы с техникой.

Определение участников группы через выполнение задания «Найди ошибки». Модуль «Морфология. Разряды имен числительных»

Выполнение мотивирующего задания «Бессмыслица какая-то» на Платформе «СберКласс».

Составление Траектории развития.

5

6

7

8

9

Осмысление

(  12 минут)

Физ минутка (1 минута)

Проверка (3 минут)

Подведение итога. Возврат к поставленной цели (2 минуты)

Домашнее задание (2 минуты)

Предоставляет время для самостоя-тельной и групповой работы.

Предлагает представителям групп представить результаты своей работы. Учитель фиксирует на доске ответы детей.

Предлагает

продолжить заполнения кластера.

Предлагает вернуться к поставленной в начале урока цели и сделать вывод.

Стр. 66, упр. 436

Учащиеся приступают к совместной работе с использованием соответствующих источников.

Учащиеся выполняют задание в группе. Результат работы оценивает компьютер.

 

Под контролем учителя выполняют упражнения.

Представители каждой группы презентуют результат работы.

Продолжают заполнять кластер.  Создают новое понимание темы.

Учащихся индивидуально отвечают.

Итог:

1. Местоимение –  самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2. Местоимения бывают не только личными, имеют 9 разрядов.

3. Существует 4 группы местоимений по соотношению с др.частями речи.

4. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. Морфологические признаки местоимения чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

5. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. Синтаксические признаки местоимения чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

Продолжают заполнять кластер (модель «планета и ее спутники»).  Создают новое понимание темы.

Записывают домашнее задание в дневник

Регулятивные

Личностные

В группе: «Местоимение как часть речи»; в парах: «Что такое местоимение».

Спланировать модуль «Морфология. Местоимение как часть речи». Выполнить проверочную работу «Роль местоимения. 1 вариант»

10

Рефлексия

(3 мин.)

Организует рефлексию.

Предлагает закончить фразы:

Сегодня на уроке я…

Теперь я умею…

Я узнал(а) о местоимении …

Строят  законченное высказывание, используя клише для рефлексии.

Регулятивные

Личностные



Предварительный просмотр:

           

ПО ОБРАЗЦУ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ –РАССУЖДЕНИЕ «ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ?»

         Что такое добро? На первый взгляд, ответ на этот вопрос является очень простым, ведь каждый из нас знает, что такое хорошее поведение, доброе вежливое отношение к людям, добрые дела и поступки. Однако очень трудно ответить, что же такое добро поместив свой ответ в одно или несколько предложений.

         Я ДУМАЮ, что, рассуждая о добре, хочется вспомнить слова выдающегося писателя Марка Твена:” Добро - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой”. Конечно, это высказывание носит иносказательный характер: добро нельзя не увидеть, не услышать в прямом значении этих слов. Однако любой человек сможет понять его, почувствоваться, увидеть не глазами, но сердцем. Добро меняет людей, делает их счастливыми, наполняет жизнь радостью. Конечно, оно бывает разным: маленьким (например, человек придержал дверь лифта для другого человека или уступил место в автобусе) и большим (хирург спас чью-то жизнь). Но независимо от степени добра, оно навсегда остается в памяти людей. Иногда оно даже способно изменить жизнь человека, сделать его лучше.

        НАПРИМЕР, героиня рассказа Александра Солженицына «Матренин двор» - яркий пример доброты. От ее добрых поступков окружающий мир становится лучше. Она никому не отказывает в помощи, старается всех понять.

       ТАКИМ ОБРАЗОМ, добро — это неотъемлемая часть жизни человека. Оно делает нас лучше, нравственнее. Добро способно изменить человека, помочь пережить жизненные трудности, найти истинные пути.

ПО ОБРАЗЦУ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ –РАССУЖДЕНИЕ «ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ?

         Что такое добро? На первый взгляд, ответ на этот вопрос является очень простым, ведь каждый из нас знает, что такое хорошее поведение, доброе вежливое отношение к людям, добрые дела и поступки. Однако очень трудно ответить, что же такое добро поместив свой ответ в одно или несколько предложений.

         Я ДУМАЮ, что, рассуждая о добре, хочется вспомнить слова выдающегося писателя Марка Твена:” Добро - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой”. Конечно, это высказывание носит иносказательный характер: добро нельзя не увидеть, не услышать в прямом значении этих слов. Однако любой человек сможет понять его, почувствоваться, увидеть не глазами, но сердцем. Добро меняет людей, делает их счастливыми, наполняет жизнь радостью. Конечно, оно бывает разным: маленьким (например, человек придержал дверь лифта для другого человека или уступил место в автобусе) и большим (хирург спас чью-то жизнь). Но независимо от степени добра, оно навсегда остается в памяти людей. Иногда оно даже способно изменить жизнь человека, сделать его лучше.

        НАПРИМЕР, героиня рассказа Александра Солженицына «Матренин двор» - яркий пример доброты. От ее добрых поступков окружающий мир становится лучше. Она никому не отказывает в помощи, старается всех понять.

       ТАКИМ ОБРАЗОМ, добро — это неотъемлемая часть жизни человека. Оно делает нас лучше, нравственнее. Добро способно изменить человека, помочь пережить жизненные трудности, найти истинные пути.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:  русский язык                                                                                                                            

 Класс ___5 д

Базовый учебник: __Русский язык. 5класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с  прилож. на электрон.    носителе. В 2 ч. / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред.  Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2019.

Тема урока:  «Фонетика. Гласные и согласные звуки»

Цель урока: создать условия для усвоения обучающимися  теоретических сведений о гласных и согласных звуках, их образовании, отличии от букв.

Задачи урока:

- дать общее понятие о фонетике как науке о языке, показать  роль звуков в словах, их образование;

- развивать умение различать буквы и звуки, творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;

- воспитывать интерес  к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока:  урок повторения знаний, полученных в начальной школе.

Необходимое оборудование: карточки для фронтальной и индивидуальной  работы,  мультимедийное оборудование, Платформа Сбер Класс.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

ПМО

Деятельность учеников

1.Организационный момент.

 Цель для учителя:  обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

(включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки  к изучению новой темы)

.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность.

Цель для учеников: проверить правильность выполнения синтаксического разбора предложения.

Задачи: уметь выполнять синтаксический разбор предложения

  3. Мотивационное задание

4. Выведение темы урока, постановка цели урока.

 Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность.

Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.

5.  Выстраивание траектории развития

6. Объяснение нового материала.

1) Работа в парах.

2)  Итоги работы групп. 

Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы записывать в схему.

Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему.

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы  

3) Индивидуальные выступления.   Цель для учителя: показать функцию звуков Цели для учеников: сделать выводы о роли и видах звуков. Задачи: формировать  умение работать в паре; отрабатывать  навык  анализировать  и делать выводы, обобщать.

7. Физкультминутка

Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.

8. Систематизация и обобщение знаний. 

Цель для учителя: закрепить  умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.

9. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.

Цель для учителя:  научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.

10.Задание на дом. 

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.

Регулятивные: коррекция, оценивание

Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения

Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.

Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.

Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.

Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Регулятивные: коррекция знаний.

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли, сотрудни

чают в паре.

Личностные: развивают навыки сотрудничества.

Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Организует работу, объясняет цели. Задание: Весна робко входит в тундру, оглядывается.

Пока осуществляется проверка, на интерактивной доске обучающиеся класса по очереди выполняют задания по разделу «Синтаксис» (6 заданий)

-Ребята, сегодня на уроке мы перейдем к изучению следующего раздела русского языка. Чтобы определить, что это за раздел и какая единица в нем изучается давайте выполним задание на Платформе СберКласс.

- Правильно вы определили, что речь пойдет о звуках. А как называется раздел языка, в котором изучаются звуки?

- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).

 - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

- Совершенно верно.  Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков  окружает нас. Звуки  бывают разные. Человек даже изобрёл аппараты, которые передают звуки. Они имеются в каждом доме. Назовите их ( Телефоны). Найдите другие слова с частью слова фон.

- Что общего?  Что их объединяет? (часть слова - фон)

 - Фон – это греческое слово.  Как вы думаете, что оно обозначает? (  Звук.)

- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).

- В русском  языке один из разделов науки о языке в своём названии тоже содержит часть слова  фон.  Назовите этот раздел. (Фонетика)

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Это слово пришло к нам из греческого языка

 

Итак, мы определили тему первого урока: «Звуки речи».

 Давайте каждый из вас в тетради запишет для себя цель.

  1. - Ребята, многим из вас не понятно, что такое фонетика. У вас на столах лежат листы с заданиями. Ознакомьтесь, письменно в тетради составьте план текста. Работаем в паре.

  1. Защита работ

  1. – Ребята к сегодняшнему уроку Конобаев Матвей и Янкова Светлана готовили для вас выступления. Ваша задача: внимательно прослушать сообщения и сформулировать вопрос по содержанию, записать его в тетрадь и задать докладчику

-Ребята, давайте подведем итог нашей работе. Посмотрите внимательно на записанную вами цель. Отвечая на мои вопросы, определите, достигли ли вы ее.

- Что  изучает раздел «Фонетика»?

-На какие группы делятся звуки речи?

-Значит, какова цель нашего урока?

 

-Достигли ли мы целей урока?

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Что повторили, а что узнали нового?

-Какие умения вам пригодятся в дальнейшей жизни?

Спасибо всем за работу!

Потренируйтесь в произношении скороговорок, обращая внимание на приём зву́кописи, использованный в них. Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. Жужжит над жимолостью жук. Тяжёлый на жуке кожух. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. Тридцать три трубача тревожно трубили тревогу.

Ребята, на изучение данного раздела отведено 5 уроков. Давайте выстроим последовательность.

На Платформе они расположены в такой последовательности:

  1. Я могу различить звук и букву, описывать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги.
  2. Я могу различить способы обозначения [й'], мягкости согласных.
  3. Я могу распознать звуки по их признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.
  4. Я могу использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы.
  5. Я могу применять знание о правописании разделительных Ъ и Ь; Ы/И после Ц.

Но мы имеем полное право изучать их по- другому.

Прочитайте текст упражнения. Составьте его план. Перескажите товарищу, пользуясь планом. Выпишите из текста упражнения ответы на вопросы: Что является материалом для изучения в разделе «Фонетика»? Что нам важно понять при изучении фонетики?

Язык существует в двух формах: в устной и письменной. Причём устная форма намного «старше» письменной, поскольку записывать свою речь люди научились гораздо позже, чем говорить. Фонетика изучает устную, то есть звучащую, сторону языка: звук, слог, ударение и интонацию.

Когда мы говорим, мы на самом деле произносим звуки, соединённые в слова.

Звук — самая маленькая единица языка, но от него очень многое зависит. Звуки — кирпичики, из которых мы строим свою речь. Потеряем или заменим один из кирпичиков — и слово может полностью поменять свой смысл. Например, заменив в слове «гора» звонкий звук [г] на глухой [к], мы получим слово «кора». В то же время в слове «ничего» на месте буквы «г» мы произносим звук [в], но смысл слова от этого не меняется. То есть не все слова мы произносим в точности так, как они пишутся. Изучая фонетику, мы стараемся понять, какие именно звуки мы произносим и слышим и как мы их соединяем, чтобы получилось слово.

См. Приложение 2

  1. В модуле «Фонетика» оформить свой план
  2. Выполнить тест «Лексика. Слово в языке». 1 вариант

5 обучающихся, у которых выполненное домашнее задание было проверено учителем до урока, проверяют и оценивают задание у своей группы учеников (5 человек выбирают самостоятельно)

   

Ребята пробуют произносить скороговорки. Определяют, сто такое звукопись. Размышляют, над какой единицей будут работать на последующих уроках.

- Фонетика

-Нет

-Звуки речи

 Магнитофон – аппарат для магнитной записи  и воспроизведении  звука; микрофон – прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния

- Часть слова – фон

-Звук.

-Фонетика

Траектория развития 5д класса (оформляется на стенде):

  1. Я могу распознать звуки по их признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.
  2. Я могу различить звук и букву, описывать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги.
  3. Я могу различить способы обозначения [й'], мягкости согласных.
  4. Я могу применять знание о правописании разделительных Ъ и Ь; Ы/И после Ц.
  5. Я могу использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы.

Ребята формулируют письменно цели, делятся с классом. (Например: Что изучает «Фонетика», Какие бывают звуки, Как отличать согласные звуки от гласных? Сколько звуков в русском языке?)

Читают текст, составляют совместно с соседом по парте план.

Две пары защищают свою работу (результат высвечивается на экран через документ-камеру)

Выступление докладчиков. Работа по вопросам.

Обучающиеся перечитывают записанную в начале урока цель.

- Звуки речи

-Гласные и согласные.

- знать как образуются звуки, роль звуков в словах;

-научиться  различать звуки и буквы,

Записывают задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФИ ученика

Замечания

Отметка

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Прочитайте текст. Выпишите случай, когда буквы е, ё, ю, я дают один звук, и те случаи, когда эти буквы дают два звука. Подберите к каждому пункту свои примеры. Проверьте друг у друга запись в тетради и примеры. Все ли примеры соответствуют заданию?

Гласные звуки могут быть ударными и безударными

В русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Наиболее чётко мы произносим гласные под ударением, поэтому и слышим их в ударном положении отчётливо. В безударных слогах гласные звуки произносятся ослабленно, поэтому в безударном положении стираются различия между [о] и [а] и между [э] и [и]. То есть в безударных слогах в устной речи вместо [о] и [э] мы слышим звуки, которые больше похожи на [а] и [и]: года — [гада+], беру — [б’иру+]. Поэтому в безударном положении звуки [о] и [э] встречаются редко.

Мы уже знаем, что буквы я, е, ё, ю, и, когда находятся после парных согласных, указывают на мягкость этих согласных: сядь [с’ад’]. Но если эти же буквы находятся в других позициях в слове, они имеют другое звуковое значение — они обозначают сразу два звука: [й’] + гласный звук.

Буквы я, е, ё, ю обозначают два звука — [й’] + гласный звук, если находятся:

а) в начале слова: яма [й’а+ма], ест [й’эст], ёж [й’ош], юг [й’ук];

б) после другого гласного: стоять [стай’а+т’], боец [бай’э+ц], поёт [пай’о+т], боюсь [бай’у+с’];

в) после ъ или ь: ладья [лад’й’а+], съезд [сй’э+ст], льёт [л’й’от], вьют [в’й’ут].

Буква и обозначает два звука [й’и], если находится после ь: свиньи [св’и+н’й’и].

Буквы е, ё, и после непарных по твёрдости/мягкости звуков [ч’], [щ’], [ж], [ш], [ц] не указывают на их мягкость, так как [ч’] и [щ’] всегда мягкие, а [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые.

2. Прочитай текст. Составь ментальную карту этого текста и текста предыдущего упражнения. Обменяйтесь своей картой с картой своего одноклассника. По какой из них легче ориентироваться в материале модуля? Выбери одну из карт и по ней перескажи фрагмент текста, в котором дана звуковая характеристика согласных.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Важным признаком согласных звуков, помимо глухости/звонкости, является твёрдость/мягкость.

Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Сравни: [та] — [т’а], [ла] — [л’а], [ма] — [м’а]. Твёрдость или мягкость согласного может различать смысл слов: [лук] лук — [л’ук] люк, [вес] вес — [вес’] весь. Большинство согласных являются парными по твёрдости/мягкости:

[б] — [б’]

[в] — [в’]

[г] — [г’]

[д] — [д’]

[з] — [з’]

[к] — [к’]

[л] — [л’]

[м] — [м’]

[н] — [н’]

[п] — [п’]

[р] — [р’]

[с] — [с’]

[т] — [т’]

[ф] — [ф’]

[х] — [х’]

Шесть согласных звуков являются непарными: непарные твёрдые [ж], [ш], [ц] и непарные мягкие [ч’], [щ’], [й’].

В русском алфавите нет специальных букв, обозначающих парные мягкие согласные.

Предположим, нам известна первая буква в слове — м. Как её прочитать — как [м] или как [м’]? Мы узнаем это, только увидев следующую за м букву.

Мы пишем:

ма — мя

му — мю

мэ — ме

Мы произносим:

[ма] — [м’а]

[му] — [м’у]

[мэ] — [м’э]

Твёрдость или мягкость парного согласного звука обозначается с помощью следующей за ним гласной или мягкого знака. У непарных твёрдых [ж], [ш], [ц] и непарных мягких [ч’], [щ’], [й’] следующая гласная твёрдости или мягкости не показывает.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23 с УИИЯ», город Нижневартовск

Трашкова О.В.

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

 

       В каком случае учитель хочет использовать на своих уроках новые методы, приемы, пытается иначе, чем обычно, организовать учебную деятельность? Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к самообразованию, и любопытство перед неизведанным.

      Учителя по-разному воспринимают новое. Кто-то говорит, что это все уже давно известно, описано в классических педагогических трудах. Другие скептически полагают, что в условиях нашей традиционной классно-урочной системы вряд ли получится реализовать все идеи программы. Третьи требуют пойти к первоисточникам теории. В нашем случае возникают вопросы: Что такое критическое мышление, почему это называется педагогической технологией, есть ли аналоги в отечественной и зарубежной науке, какое место технология развития критического мышления занимает в разнообразных классификациях и системах? Но есть и те, кто хочет сразу попробовать в своей практике этот подход. Они обычно просят познакомить их с конкретными примерами удачных уроков по предмету. Эксперименты развиваются по-разному. Кому-то не приходится прикладывать особых усилий, потому что обычно он и работает в такой логике. Для других подобный эксперимент как игра с новыми правилами, не всегда понятными и трудно выполнимыми. Попробуем понять, в чем причина таких трудностей.

      Нередко когда учитель ведет урок, но имеет перед собой достаточно ясный план, где все его действия и действия учеников расписаны как по содержанию, так и по времени. Схема задается в самом начале, а любые отступления от нее воспринимаются как срыв. Поэтому иногда так сильно раздражают «отвлекающие» вопросы учеников, их медлительность при написании письменной работы или даже просто шум в классе. Задача успеть все намеченное сковывает. И кто из нас, учителей, задумывается, а что думают наши ученики, Какие цели они ставят перед собою на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему неинтересно. А кому-то новая тема просто не нравится. Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность  представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию. В технологии развития критического мышления через чтение и письмо (или сокращенно - РКМЧП) – это первая задача, которую решает класс (заметим, не учитель, а все вместе). Самое трудное для учителя принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные. Лучше – письменно их зафиксировать. Иногда вскрываются противоречия в точках зрения.  Когда видны противоречия или понятно, что собранной информации недостаточно, у ребят возникает стремление это преодолеть. По существу, они сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

       Первый этап работы в нашей технологии называется стадия вызова (evocation stage). Кому-то из читателей этот этап наверняка знаком. С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». Все это так. Вместе с этим технология РКМЧП предлагает разнообразный набор приемов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Учителя подкупает в этих приемах прежде всего их простота в комплексе с осознанием их значения для реализации поставленной цели.

        Когда у школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие на стадии вызова проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний, противоречий, появившихся вследствие высказывания различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией. В классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение. Вместе с тем в режиме технологии РКМЧП у ученика на этом этапе уже возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Когда ученики читают текст (учебный, научно-популярный, художественный), слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же, а не столько учителем вопросы. Учитель может предложить ученикам во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне не понятно), записывать в одну колонку основные слова, подтверждающие высказанные во время стадии вызова версии или позволяющие разрешить возникшие тогда противоречия, а также ключевые слова, характеризующие новую для каждого ученика информацию. То же самое можно делать и во время объяснения учителя. Особенно ценны вопросы, которые рождаются у учеников. Для начала можно предложить использовать для их формулирования ключевые слова (что? почему? каким образом? чем вызвано? и т. д.), а со временем ученики сами без помощи учителя смогут сформулировать простые и сложные вопросы. В процессе знакомства с содержанием художественного произведения на уроке (особенно, если речь идет о ярком сюжетном тексте) школьники с помощью вопросов, которые формулируют учитель и они сами, ищут ответы в самом произведении, оперируя цитатами и текста.

В любом случае, ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных вопросов.

      Вторая стадия называется осмысление содержания (realization of meaning). Нередко те учителя, которые используют в работе технологию РКМЧП, уменьшают долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Более того, они предлагают учащимся (особенно в старших классах) альтернативные источники информации. В любом случае, большинство учителей отмечают, что ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения.

        Как часто бывает, на уроке не хватает времени на то, чтобы оценить, что школьники смогли понять и усвоить по теме урока. Учителя полагаются на то, что они смогут сделать это самостоятельно дома. На следующем уроке идет проверка знаний и умений по пройденному материалу. Вместе с тем третья стадия работы по методике развития критического мышления через чтение и письмо – стадия рефлексии (reflection) необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

      Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но подобный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуризируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для понятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае, этап рефликации активно способствует развитию навыков критического мышления.

      На стадии рефликации ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

      Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к  более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.

 



Предварительный просмотр:

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение)

Класс: 6б

Планируемые результаты:

Предметные: повторить материал об однородных членах.

Знать: что такое однородные члены

Уметь: находить однородные члены предложения в тексте; расставлять знаки препинания при однородных членах; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения.

Метапредметные:

Личностные: сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Познавательные: преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами изучения

Коммуникативные: проявление активности для решения познавательных задач.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи, корректировать собственную деятельность

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивационный этап.

Прочитаем текст вместе.

Если бы задаться целью и вывести породу кошек-бандитов, то идеалом ее, несомненно, был бы бабушкин кот Мартик — наш воркующий проходимец. Он удивительно всеяден и обходит разве только одно железо: ест сырую картошку, щавель, горох, потроха дичи, ягоды, конфеты, кабачковую икру, горчицу...

Трех месяцев отроду он научился открывать лапой створки кухонного буфета, годовалым стал грозой погребов и подполий, держа в состоянии боевой готовности окрестных жителей. Он выработал совершенные приемы воровства и действует там, где его меньше всего ожидают: добирается до свиных туш, подвешенных под самые потолки, вылазит из подполий и погребов, обляпанный рыбьей чешуей (рыбу любит безумно!).

Персонально для Мартика у меня припасен патрон, заряженный утиной дробью (разумеется, по просьбе соседей). Все это, однако, не мешает ему по утрам вот уже который год спокойно провожать меня на утиные перелеты, а самому строить еще более далеко идущие планы, помаргивая чистейшими глазами авантюриста.

П. П. Маракулин

- Как относится автор к пушистому собрату? Как объясните наличие патрона, припасенного автором «персонально» для своего любимца?

- Попробуем рассказать о Мартике.

- Что вытворяет котище? Чем питается? Охарактеризуем предприимчивого товарища.

- Какие синтаксические конструкции мы использовали, чтобы охарактеризовать Мартика?

- А для чего нам нужно знать об однородных членах?

- Итак, записываем тему урока.

3. Актуализация знаний.

- Вспомните, какие члены предложения называют однородными?

(отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения; являются одинаковыми и равноправными членами предложения; могут быть связаны союзами или интонацией перечисления; однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения; при однородных членах могут быть обобщающие слова, они являются общим названием для всего, что обозначают однородные члены, отвечают на тот же вопрос, что и однородные члены)

- На примере схем из упражнения 88 расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.

4. Повторение и формирование знаний.

Деление учащихся на группы по уровню восприятия.

Группа 1 (высокий уровень восприятия)

Задание. Проиллюстрируйте каждую схему своими примерами.

1.          ,   ,

2.   , но

3.   , а  

4.    и  

5.    или  

6.  ,   и  

7.   , и , и

8.  и , и  , и

9.    и    ,    и  

Группа 2 (средний уровень восприятия)

Задание. К каждой группе слов подберите одно с общим для них значением. Как называются такие слова? Составьте с каждой группой слов предложения, добавив слово с общим значением так, чтобы оно стояло перед однородными членами / после однородных членов. Составьте схемы.

1. Чашка, тарелка, сковородка, кастрюля, чайник.

2. Платье, юбка, костюм, пальто, шуба, халат.

3. Подснежник, фиалка, одуванчик, колокольчик, астра.

4. Сосна, ель, кипарис, дуб, берёза, липа.

Группа 3 (средний уровень восприятия)

Задание. Проанализируйте предложения, сделайте вывод, что соединяет союз. Графически обозначьте грамматические основы предложений и однородные члены предложения. Составьте схемы. Расставьте знаки препинания.

1. Огни вспыхивали пламенели дрожали и быстро гасли.

2. Легкая синева спустилась на землю и в этой синеве жарко заблистало солнце.

3. Дюймовочка склонила голову на грудь птички но вдруг испугалась.

4. Солнце село но облака ещё сияли золотом.

Группа 4 (низкий уровень восприятия)

Выпишите союзы

Найдите и подчеркните однородные члены

Составьте схемы однородных членов

Александр очень торопился, но опоздал.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Летом картофель цветет белыми, фиолетовыми и синими цветками.

Кот ходил по дому и саду.

Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

Рыбаки наблюдали море, ветер и тучи.

5. Изучение нового материала.

        Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза. Из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Этот маленький человечек извлекал из инструмента мощные, смелые, полные звуки. Лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело. Глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими.

- Определите тему текста и основную мысль.

(тема – игра мальчика, основная мысль – влияние музыка на человека)

- С помощью чего автор передает душевное состояние мальчика?

Однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, интерьера, черт характера, внешности или отдельных предметов.

6. Тестовый контроль. Самооценка.

ТЕСТ  

1 Укажите правильную формулировку.  Однородные члены  отвечают…

    А. на разные вопросы

    В. на один и тот же вопрос

    С. на какие хотят

2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены …

    А. относятся к одному и тому же члену предложения

    В. читаются без перечислительной интонации

    С. относятся к разным членам предложения

3. Найдите предложение с однородными членами

  1. Хохот  и песни слышались повсюду.
  2. На весенней лужайке расцвели колокольчики.
  3. Мы любим свою Родину.

4. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:

      А. Няня надевает Марине  сапоги.

      В. Девочка капризничает,  шалит, болтает ногами.

       С. Прогулка отменяется.

5. Найдите предложение с однородными подлежащими:

  1. Ослепительное солнце заглянуло в окно.
  2. В лесу живут разные звери.
  3. В лесу весело поют соловьи и кукушки.

 

6. Найдите предложение с однородными сказуемыми

  1. Звезда горит и светит в темноте
  2. Травка зеленеет , солнышко блестит
  3. Над озером стоял туман

7. В предложении (По морям плавают пассажирские и грузовые суда.) однородными   членами являются:

  1. подлежащее
  2. определение
  3. сказуемое

8. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

  1. Захотел медведь меду, и полез на дерево.
  2. Травка зеленеет , и  солнышко блестит.
  3. Мы любим зимой кататься на лыжах.

7. Итог урока. Рефлексия.

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…

8. Домашнее задание.

Упр. 91, или подобрать несколько предложений из художественной литературы, где однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, интерьера, черт характера, внешности или отдельных предметов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе

Слайд 2

Буквы О-А в корне -раст- , -ращ-, -рос-. Тема урока:

Слайд 3

Сформулируйте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока

Слайд 4

Что должны знать уметь

Слайд 5

Цели урока: 1. Познакомиться с правописанием букв А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. 2. Уметь правильно писать слова с этими корнями. 3. Развивать орфографическую зоркость.

Слайд 6

(перед ст и щ ) (перед с ) р а ст и выр а щ енный выр о с р о с ли А О

Слайд 7

Запомни! Слова-исключения. Р о сток Р о стов р о стовщик Р о стислав Отр а сль

Слайд 8

Р о сток Значение слова по словарю Ушакова : РОСТОК 1. Стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня. 2. Отрезок ветки с почками для посадки, черенок . 3. перен. Признак начинающегося развития чего-нибудь .

Слайд 9

Р о стов (Р о стислав ) Росто́в — город Российской Федерации , районный центр Ярославской области . Расположен в 53 км к юго-западу от Ярославля , на берегу озера Неро . Площадь города составляет 32,0 км², население — около 30 000 человек. Жители Ростова именуются ростовцами , а не ростовчанами (ростовчанами именуются жители Ростова-на-Дону ). Название города традиционно, хотя и не очень уверенно, связывают со славянским личным именем Ростислав .

Слайд 10

Р о стовщик Значение слова по словарю Ефремовой: Ростовщик - Тот, кто дает деньги в рост, в долг, под большие проценты. Ростовщичество было известно с древнейших времен ( до появления денег). Первые ссуды давали и возвращали натуральными продуктами. Например, зерном или скотом.

Слайд 11

Отр а сль О́трасль (по словарю Ожегова)— отдельная сфера науки , знаний , производства . Примеры отраслей: Отрасль экономики Отрасль права Отрасли промышленности Отрасль производства Нефтяная отрасль Газовая отрасль Атомная отрасль Сельскохозяйственное машиностроение

Слайд 12

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Словообразовательная цепочка»

Слайд 13

«Словообразовательная цепочка» Расти-растение-растениевод-растениеводческий

Слайд 14

А теперь, ребята, проверьте свои знания!

Слайд 15

ДА НЕТ росток Ростов Ростислав ростовщик отрасль МОЛОДЕЦ! Я рад за тебя!

Слайд 16

Домашнее задание Выбирай!!! 1. Упр.453 2. Карточка-диктант (10 слов) Творческое задание: 3.Сочинение-рассуждение «Как подрасти…» ( www . nolplus . ru / all _ of _ the _ children ) 4. Составь игру «Третий лишний» (группа «Игроки»)

Слайд 17

Подведем итоги Достигли ли вы поставленной цели? - С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? - Что понравилось на уроке? - Что показалось трудным? - Оцените свою работу на уроке.

Слайд 18

М О Л О Д Ц Ы!!! ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...