Методическая разработка раздела "Причастия"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Крюкова Людмила Владимировна

Один из разделов курса русского языка в 7 классе «Причастия» - один из самых сложных разделов для изучения, т.к. эта часть речи совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. У семиклассников на этот момент ещё не в полной мере сформировался взгляд на русский язык как на единую систему, поэтому к изучению данного раздела необходимо подойти творчески, чтобы суметь заинтересовать обучающихся, и предметно, чтобы показать роль причастий и частоту их употреблений в речи. Этим целям служит обращение в качестве дидактического материала к литературным текстам, а также к текстам других учебных предметов. Актуальность этой темы можно объяснить ещё и тем, что в ОГЭ и ЕГЭ достаточно заданий, посвящённых темам этого раздела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdel_prichastiya.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хохольского муниципального района Воронежской области «Хохольский лицей»

Методическая разработка раздела  программы учебного предмета «Русский язык»

«Причастие».

7 класс.

Разработала учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хохольский лицей»

Р.п. Хохольский – 2020-2021

1. Пояснительная записка.

1.1. Характеристика учебной программы.

Раздел «Причастие» изучается в 7 классе и является частью рабочей  учебной программы, составленной на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

 Один из разделов курса русского языка в 7 классе «Причастия» - один из самых сложных разделов для изучения, т.к. эта часть речи совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. У семиклассников на этот момент ещё не в полной мере сформировался взгляд на русский язык как на единую систему, поэтому к изучению данного раздела необходимо подойти творчески, чтобы суметь заинтересовать обучающихся, и предметно, чтобы показать роль причастий и частоту их употреблений в речи. Этим целям служит обращение в качестве дидактического материала к литературным текстам, а также к текстам других учебных предметов. Актуальность этой темы можно объяснить ещё и тем, что в ОГЭ и ЕГЭ достаточно заданий, посвящённых темам этого раздела.

Программа данного раздела рассчитана на 34 часа. При изучении этого раздела происходит формирование языковой компетенции путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи обучающихся; учебно-познавательной компетенции через понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях.

В программе представлены современные педагогические технологии проблемного обучения, критического мышления, интегрированного обучения как наиболее оптимальные для обеспечения достижения желаемого качества образования, а также различные формы занятий: беседа, урок-КВН, урок-практикум, урок-викторина, урок-семинар, дидактическая игра, исследовательский мини-проект. На всех занятиях используются индивидуальная, парная и групповая работа, обеспечивающая постоянное речевое взаимодействие школьников. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности

Таким образом, актуальность данной темы очевидна: подготовка к государственной итоговой аттестации должна начинаться не в 9 классе, а вестись на каждом уроке русского языка, начиная с 5 класса. Особое внимание нужно уделять тем темам, которые вызывают наибольшие затруднения у обучающихся.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

  1. воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  2. овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

3. освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

        Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

МЕСТО раздела «Причастия» : на данный раздел отведено в программе 34 часа, из них 5 часов на уроки развития речи.

2.Цели и задачи изучения раздела.

1.Овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками по теме «Причастие».

Учащиеся должны знать:

  • Признаки причастия, способы образования причастий;
  • Правописание НЕ с причастиями;
  • Правописание Н и НН в причастиях;
  • Иметь представление о синтаксической роли, которую выполняет причастие в составе словосочетания и предложения;
  • Правописание суффиксов и окончаний причастий.

Уметь:

  • Уметь объяснить как образовано причастие и правильно написать его суффикс;
  • Владеть навыками правильного и уместного употребления в речи (письменной и устной) причастий;
  • Уметь объяснить выбор слитного и раздельного написания НЕ, употребленного с глаголами и другими частями речи;
  • Уметь правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом;
  • Уметь согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;

Уметь аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям в опоре на совокупность признаков.

Задачи:

  1. Формирование учебно-интеллектуальных умений: умения анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения.
  2. Формирование учебно-информационных умений: умения слушать, запоминать, работать с разными источниками информации, представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом).
  3. Формирование учебно-исследовательских умений: умения проводить наблюдения над языковым материалом, анализировать и делать выводы.
  4. Формирование коммуникативных умений: умения владеть монологической и диалогической речью, передавать прочитанное в сжатом и развернутом виде, составлять план, письменное и устное высказывание определенного типа и стиля речи.
  5. Формирование учебно-организационных умений: умения осознавать учебную задачу, ставить цель, планировать деятельность на уроке и дома, владеть способами само- и взаимоконтроля, соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений и преодолевать их.

Планируемые результаты освоения раздела программы.

В итоге изучения раздела образовательной программы по русскому языку учащиеся должны знать определения основных изученных в разделе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  • отличать причастие от других частей речи;
  • находить общие и отличительные признаки между глаголом, наречием и причастием;
  • правильно писать не с причастиями;
  • находить причастные обороты, определять их границы, применять правило постановки запятых при причастном обороте;
  • уметь образовывать причастия страдательные и действительные;
  • применять правило «Гласная перед суффиксом причастия»;
  • производить морфемный, морфологический разбор причастия и пунктуационный, синтаксический разбор предложений с причастием и причастным оборотом;
  • составлять предложения с причастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  • объяснять роль причастия в тексте;
  • использовать причастия и причастные обороты как синонимы к придаточным предложениям;
  • употреблять причастие в речи;
  • интонационно выделять причастия и причастные обороты в устной речи.
  • Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
  • Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда.
  • Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).
  • Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
  • соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений и преодолевать их.
  • аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;
  • различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения – признака, который они обозначают;
  • согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;
  • соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;
  • соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
  • совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, неоправданных повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности  при употреблении придаточных определительных с союзным словом который);
  • правильно и уместно употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи.

При изучении раздела «Причастие» используются следующие формы организации образовательного процесса:

  • урок-консультация
  • урок-практическая работа
  • уроки-соревнования
  • уроки с групповыми формами работы (например, при изучении темы «Закрепление действительных и страдательных причастий» использую задания «Найди словосочетание» (см. приложение 4)
  • уроки-конкурсы
  • уроки-общения (уроки закрепления пройденного материала (использую выборочный диктант, морфологические разминки, тренировочные тесты и др.)
  • уроки-игры (например, игра «Слабое звено» - см. приложение 23)
  • уроки-конференции
  • интегрированные уроки (например, проведение «Поэтического тренинга», когда в предложениях на распечатанных листах с отрывками из стихотворений Сергея Есенина найти причастные обороты, детям необходимо объяснить знаки препинания).  

Технологии, используемые в образовательном процессе:

- технология развития критического мышления;

- Технология проблемного обучения;

- технология смешанного обучения;

- онлайн-технологии.

Виды и формы контроля (Приложения)

Формы контроля

  • Индивидуальный
  • Групповой

- Фронтальный

  • Виды контроля
  • предварительный
  • текущий

Календарно-тематическое планирование по разделу.  

Причастие

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Подготовка к ЕГЭ

Причастие как часть речи.

1

Причастия и прилагательные, причастия и глаголы – особая форма- часть речи?

1

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

Рр Публицистический стиль.

1

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

Причастные обороты в текстах художественного стиля.

1

Решение заданий в формате ОГЭ/ЕГЭ

1

Описание внешности человека

1

Подготовка к сочинению по картине В.Хабарова «Портрет Милы»

1

Подготовка к сочинению по картине В.Хабарова «Портрет Милы»

1

Действительные и страдательные

1

Краткие и полные страдательные причастия

1

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Правописание гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени

1

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

Решение тестовых заданий

1

Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных

1

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных

1

Одна две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

1

КВН «Найди слово»

1

Морфологический разбор причастия

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками

1

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

Выборочное изложение «Отец» (По отрывку из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»)

1

Выборочное изложение «Отец» (По отрывку из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»)

1

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Повторение и обобщение по теме «Причастие как часть речи».

1

Контрольный диктант №3

1

Работа над ошибками

1

Список используемой литературы. 

  1. Русский язык. 7 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Комплексный анализ текста: учебное пособие. Под ред. Н.А.Сениной. – Изд. 2-е, исправ. – Ростов-на- Дону: Легион, 20023
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1994.
  3.  Земская Е.А. Как делаются слова. – М,, 1963.
  4. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984
  5. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
  6. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М., 1987
  7. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: В 2 ч. – М., 1996.

Приложение 1.

Найдите причастия, определите их синтаксическую роль. Ответьте на вопрос: «Роль причастий в тексте? »

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим. (По В. Быкову)

Приложение 2

Найдите причастия, подчеркните, определите у них признаки прилагательного и глагола

Месяц, чётко оттеняемый светлым сумраком, бледнел над лесами. Ели, отягощенные снежными клубами, изменили очертания, но безмолвствовали (В. Белов).

Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы (А.П. Чехов)

Если идти по тропинке, ведущей к избушке лесника, то попадешь в густые заросли черемухи (В. Солоухин).

Я скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимыми оленями травой, паслась самка оленя и возле неё в тени лежал какой-то жёлтый кружочек (М. Пришвин).

Наконец-то закончились дожди и установилась сухая ясная погода. Это было кстати, и бурундучок выбежал из норы к поваленному бурей дереву и стал раскладывать на нем свои запасы, чтобы пообсушивались на солнышке, пообветривались, чтобы не заплесневели, не испортились за долгую зиму (С. Воронин).

Старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью (И. Бунин).

Когда солнце село и из лощины потянуло влажным холодом, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами. Мы въехали в узкую, уже потемневшую улицу, заросшую вётлами (В. Вересаев).

Наутро мы подымались на гору, сплошь покрытую осыпями (А. Арсеньев).

Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, притихший (Г. Скребицкий).

То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи (А. Куприн).

Наступила ночь. Туман, лежавший доселе на поверхности воды, поднялся кверху и превратился в тучи (А. Арсеньев).

Дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра (Л. Толстой).

В середине апреля два гусеничных трактора поволокли сквозь тайгу доверху груженные всякой всячиной, тяжелые, сработанные из лиственничных бревен санные прицепы на новое место (П. Проскурин).

Приложение 3

  1. Найдите причастия, подчеркните их волнистой линией.

Не видно птиц. Покорно чахнет лес, опустевший и больной.

Ту звезду, что качалася в темной воде

Под кривою ракитой в заглохшем саду –

Огонек, до рассвета мерцавший в пруду,

Я теперь в небесах никогда не найду.

…Ноябрь идет,

Пруд застывает, и с плотины

Листва поблекшая лозины

Уныло сыплется на лед.

Что в том, что где-то, на далеком

Морском прибрежье, валуны

Блестят на солнце мокрым боком

Из набегающей волны.

Приложение 4

Определите синтаксическую роль кратких причастий, подчеркните их.

Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их мелкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покрывала (А. Куприн).

Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было всё наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мхом (М. Пришвин).

Широкий подъезд на улицу закрыт наглухо, окна занавешены шторами (А. Толстой).

Голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари (А. Куприн).

Передняя комната оштукатурена и расписана каким-то самоучкой в кувшинки и лилии. Снаружи дом, крыльцо, лесенка выкрашены в глянцевитую охру… Земляной пол пол утрамбован и чисто подметен . Ни мусоринки, ни соломинки! (В. Солоухин)

Вспоминаю быструю хрустальную речку, через которую положено желтое бревно (В. Солоухин).

Лежишь, словно в воздухе. Постель слева отгорожена от двери камышовой ширмой, сплошь жёлтой, с плавными сгибами (В. Набоков).

Был там и покрытый легким пушком крыжовник, розовая вперемешку с черной смородина, свежесплетенная из тончайших прутьев белоснежная корзиночка. Это, наконец, кусочек пчелиных сотов, из которых не выкачан мёд и который дожидался нашего прихода (М. Алексеев).

Каждый придел (храма Василия Блаженного) раскрашен снаружи особенною краской, как будто они не были выстроены в одно время, как будто каждый владетель Москвы в продолжение многих лет прибавлял по одному (М. Лермонтов).

Пятнистый тротуар был устлан черными шелковыми кружевами (И. Бунин).

Каменные лестницы около дворца были освещены зарей (К. Паустовский).

Тихая речка была скрыта под зеленью кувшинок (А. Куприн).

Приложение 5

Найдите причастия и причастные обороты, выделите их

Блаженный же князь Пётр, НАРЕЧЁННЫЙ ДАВЫДОМ, прислал к ней сказать: «Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело».
2.И вот случилось так, что дьявол, ИСКОНИ НЕНАВИДЯЩИЙ РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, вселился в летающего змия.
3. Доблестный князь Пётр взял меч и с того дня искал ПОДХОДЯЩЕГО ВРЕМЕНИ, чтобы убить змия.
4. Там он увидел змия, ВИДОМ ПОДОБНОГО БРАТУ.
(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»).
(Не подумайте, что я богомольна, просто это одно из первых произведений в учебнике литературы для обучающихся 7 класса) .
5. Исполнен долг, ЗАВЕЩАННЫЙ ОТ БОГА
МНЕ, грешному.
6.Предстану здесь АЛКАЮЩИЙ СПАСЕНЬЯ.
(«Борис Годунов». А. С. Пушкин. )
7.И вскрикнул ВНЕЗАПНО УЖАЛЕННЫЙ князь.
(«Песнь о вещем Олеге». А. С. Пушкин. )
8.Когда РОСОЙ ОБРЫЗГАННЫЙ ДУШИСТОЙ
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.. .
(М. Ю. Лермонтов. )
9. ..усталая собака, СЛОВНО ПРИВЯЗАННАЯ, ни на шаг не отставала от задних колёс.
10.Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, ВЕСЬ ЗАРОСШИЙ ЛОЗНИКАМИ, поднялся в гору и въехал в лес.
11.Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, УЖЕ ЗАЛИТЫМИ МРАКОМ.
12.Девочка, лет двенадцати, в рубашонке, ПОДПОЯСАННАЯ ПОКРОМКОЙ, с фонарём в руке, показалась на пороге.
13.На самой середине избы висела люлька, ПРИВЯЗАННАЯ К КОНЦУ ДЛИННОГО ШЕСТА.
14.Звёздочки мерцали сквозь жидкие, БЫСТРО ЛЕТЕВШИЕ облака.
15.Очерки деревьев, ОБРЫЗГАННЫХ ДОЖДЁМ И ВЗВОЛНОВАННЫХ ВЕТРОМ, начинали выступать из мрака.
(Бирюк». И. С. Тургенев.)

Приложение 6

Вставьте пропущенные буквы , подчеркните орфограммы

    Густой тр..с?ник, окружающ.. сплош?ным к..льц..м п..ч?ти каждое озеро, образует (по) м..лководьям вместе (с) камыш..м обш..рные зар..сли. (В) этих м..стах (с) августа (до) марта держ..т?ся ..громное количество пр..л..тающ.. и зимующ.. здесь птиц

Приложение 7.

Распределите причастия по видам. Все ли словосочетания удалось распределить по видам?

Запыленная книга, играющий котенок, сорванная груша, летящая пчела, собранные грибы, действующий закон, написанная книга, выстиранное белье, катающийся мальчишка, накормленный ребенок, разбитая ваза,  спящий дедушка, занимающийся студент, расстеленный ковёр, выполненное упражнение, пойманная рыба, удивительный вид,  вылеченный олененок, резвящийся бельчонок.

Приложение 8.

От предлагаемых глаголов образуйте все формы причастий, где это возможно. Обозначьте суффиксы причастий.

Читать, вить, украшать, смотреть, записать, вынести, рассмотреть, переплыть, идти, решать.

Приложение 9.

Вставьте н/нн, свой выбор объясните

Выловле..ая рыба, заполне..ый бланк, зауче..ая речь, пройде..ый путь, перекоше..ый забор, краше..ая стена, покраше..ая стена, заласка..ый ребенок, испече..ый пирог, пече..ые яблоки, пиле..ые отцом дрова, коше..ая  мною трава, запряже..ый конь, выраще..ые цветы.

Приложение 10

Задание: выпишите причастие вместе с существительным

   Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной речонки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего ягеля, распространявшего вокруг свой неповторимый аромат.

Приложение 11

Задание: озаглавьте текст, определите его тему, основную мысль, стиль и типы речи. Найдите все причастия, выделяя суффиксы и окончания, определите, к какому разряду они относятся, разберите их по морфемам.

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю – у завешенного окна они сидят вдвоем за столом – внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, хотя ни в чём внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

   Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем – то еле уловимом я почувствал, что это не отец и сын.

   Дмитрий Фёдорович – человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка – полная его противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро.

Список используемой литературы. 

  1. Русский язык. 7 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Комплексный анализ текста: учебное пособие. Под ред. Н.А.Сениной. – Изд. 2-е, исправ. – Ростов-на- Дону: Легион, 20023
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1994.
  3.  Земская Е.А. Как делаются слова. – М,, 1963.
  4. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984
  5. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
  6. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М., 1987
  7. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: В 2 ч. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...