Имя существительное(обобщение)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Жулидова Карина Евгеньевна

Тема: систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

Цели урока: 
Учебно-познавательные:
закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества.
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный. 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ, маршрутные листы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.57 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx17.87 КБ
Файл otkrytyy_urok.pptx1020.16 КБ
Файл gruppy.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

Дата:02.03.20

Учитель: Фёдорова К.Е.

Класс: 5 Б

Тема: систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

Цели урока: 
Учебно-познавательные:
закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества.
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный. 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ, маршрутные листы.
                                                   Ход урока

1.Орг.момент

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.( 1 слайд) Вы готовы совершать открытия? Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию ( тетради, школьные принадлежности). А отправимся мы с вами в страну Морфологию. Что изучает Морфология? Какие части речи вы знаете? Назовите их. Почему делятся на две группы и какие? (самостоятельные и служебные). Чем отличаются? Откроем тетради, запишем число, классная работа ( 2 слайд).  

2. Лингвистическая разминка

А отправимся мы в гости к одной части речи, сейчас выясним с вами к какой.

Расшифруйте наш эпиграф к уроку : Имя существительное – хлеб языка. ( Л.В.Успенский)   (3 слайд)  Лев Васильевич Успенский

Перепишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните орфограммы. Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова "язык"?Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание.(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных). ( 3 слайд)

3. Постановка целей и задач  урока

Как вы уже поняли мы отправимся в гости к имени существительному. С этой частью речи мы знакомы с начальных классов, сегодня вы вспомните  все свои знания  об этой части речи. Как вы думаете какова цель нашего урока? Какие задачи мы будем решать, чтобы прийти к нашей цели?

Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).

Дети предлагают цели:

- вспомнить, что такое имя существительное;

- какие морфологические признаки свойственны этой части речи?

- как изменяются имена существительные?

- каким членом предложения может быть?

Чтобы идти в правильном направлении мы отправимся в путешествие по маршрутным листам, где прописаны все наши остановки, также на каждой станции вы будете выставлять себе баллы в данные листы. Счастливого пути! (4слайд)

4. 1станция определительная.   Работа в группах. ( 5 слайд)

- Вспомните, что обозначает имя существительное?  Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах.  Распределитесь на 6 групп.На столах у вас лежат индивидуальные карточки для каждой группы.

1. Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке.

3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?

- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

- Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

- Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать

1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

- Проверим, как справились с заданием ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать

1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? Проверяемая гласная в корне.

Вывод: что обозначает имя существительное? (6 слайд) Сесть обратно.

В маршрутном листе выставить 1 балл, если группа справилась с заданием и вы принимали участие в обсуждении , 2 балла отвечающий.

5. 2 станция теоретическая

А теперь наша задача составить лингвистический паспорт имени существительного. Давайте постараемся всё вспомнить об имени существительном. ( 7-8 слайд) Заполнение таблицы. Когда нам поможет данная таблица. ( морфологический разбор)

Грамматическое
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении

Подлежащее, дополнение,

обстоятельство

постоянные

непостоянные

Предмет

Кто?

Что?

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род,  склонение.

Число, падеж

 Поставьте 2 балла , если всё написали правильно, 1-2 ошибки 1 балл, 0 баллов, если не выполнили или выполнили неправильно.

6. 3 станция морфологическая ( 9 слайд)

Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним следующее задание.
Найди лишне слово. ( 10 слайд)

  • Олень, дочь, мужчина . (род)
  • Собака, книга, девочка. (одуш.)
  • Москва, город, Россия. ( собств.)
  • Песня, море,  листопад. (склонение)
  • Ключи, уроки, класс. (число)

- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите. И расскажите всё о данном признаке.

О каком признаке мы не сказали? ( падежи) Расскажите всё падежах. Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Вывод: все признаки делятся на постоянные и непостоянные.

0 – 3 и более ошибки

1-2 ошибки – 1 балл

0 ошибок – 2 балла

Физминутка

- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

( Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)

Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)

7 Игра «Четвёртый лишний» (12слайд)

А теперь немного отдохнём и поиграем в игру. «Четвёртый лишний»

Кто знает правила?

Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза» характеризует   отрицательное  качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный  словарь допускает употребление слова кофе и как существительное  среднего рода.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все во множественном  числе.

Исключить: ножницы – употребляется  только во множественном  числе; кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом. (Учащиеся приводят примеры.).

8. 4 станция  синтаксическая  ( 13слайд) Работа в группах

А теперь наша задача, вспомнить каким членом предложения является имя существительное.  Давайте на примере слова Благовещенск  докажем, что существительное может быть любым членом предложения.  (работа по группам). Составить предложение, в котором существительное Благовещенск является членом предложения, указанным на вашей карточке.

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

Баллы, 1 – работал в обсуждении, 2 отвечающий, 0 – не работал в осуждении.

9. Составление паспорта имени существительного . Работа в группах ( морфологический разбор) ( 14 слайд)

У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.  У каждой группы на карточке есть слово для морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного (паспорт) ( 14 слайд)

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль _____________________ .

10.  5 станция проверочная .  ( 15 слайд) Выполнение теста. Взаимопроверка.

1. Самостоятельное решение теста в маршрутном листе

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. 

 Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

 2. Найди  существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется 

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи                 В) У дерева

Б) На солнце             Г) На краю

 5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее                В) Сказуемое

Б) Дополнение                  Г) Обстоятельство

2. Взаимопроверка по ключу. (  проверяет сосед по парте, ключ на слайде 15)

3.Выставление баллов слайд 16

«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 

11. Вывод, рефлексия, самооценка, домашнее задание. ( 17 слайд)

Вот и завершилось наше путешествие. Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать?

Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Самооценка. Заполните листы самооценки, которые есть на ваших маршрутных листах, не забудьте подписать свои листы. Сдают листы.

Домашнее задание( 18 слайд): составить сказку о имени существительном ( учитывая все морфологические признаки и т.д.).

Оценки по вашим маршрутным листам.

Спасибо за урок. ( 19 слайд)

Баллы 12 – 11 - 5

          10-8 – 4

            7-5 – 3



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

Ученика 5_класса ФИ____________________________________________ номер группы______

Станция

Форма работы

Балл

Станция «определительная»

Работа в группах

0 1 2

Станция «теоретическая»

Заполните таблицу.

Грамматическое
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении

постоянные

непостоянные

012

Станция «морфологическая»

Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Подчеркни его. Причину исключения напишите.

  • Олень, дочь, мужчина .  

  • Собака, книга, девочка.

  • Москва, город, Россия.

  • Песня, море,  листопад.

  • Ключи, уроки, класс.

012

Станция «синтаксическая»

Работа в группах

012

Паспорт имени существительного

Выполните морфологический разбор

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевлен-

ное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль _____________________ .

012

Станция «проверочная»

Выполните тест

1. Самостоятельное решение теста в маршрутном листе

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. 

 Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

 2. Найди  существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется 

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи                 В) У дерева

Б) На солнце             Г) На краю

 5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее                В) Сказуемое

Б) Дополнение                  Г) Обстоятельство

5430

Самооценка

Оцените свою работу на уроке

1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________

3. Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать _________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________

6. Осталось непонятным _________________________________________________

7. Я доволен своей работой__________________________________________________

8.Я доволен, но не всё получилось____________________________________________

8.На уроке я работал________________________________________________________

Общее количество баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну Морфология

Слайд 2

Второе марта. Классная работа.

Слайд 3

Задание: расшифруйте. Перепишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните орфограммы. [ им ` а сущиствитил ` най ` э хл ` эб й ` азыка ] Имя существительное – хлеб языка. ( Лев Васильевич Успенский )

Слайд 4

Счастливого пути!

Слайд 5

Станция «определительная» Что обозначает Имя существительное?

Слайд 6

Вывод Имя существительное обозначает: названия людей; названия вещей; названия признаков; названия действий; названия животных; названия веществ.

Слайд 7

Станция теоретическая Грамматичес-кое значение Воп-рос Морфологические признаки Роль в предложении Постоян-ные непостоян-ные

Слайд 8

Грамматичес-кое значение Воп-рос Морфологические признаки Роль в предложении Подлежащее, дополнение, Обстоятельст - во, сказуемое Постоян-ные непостоян-ные Предмет Кто ? Что? Собственное / Нарицательное Одушевленное / Неодушевленное Род, склонение Число , падеж

Слайд 9

Станция «морфологическая»

Слайд 10

Найдите лишнее слово в каждом ряду: Олень, дочь, мужчина . Собака, книга, девочка. Москва, город, Россия. Песня, море, листопад. Ключи, уроки, класс.

Слайд 11

Падежи Игра Сирень Воздух Смех Школа Ученик Животное Бег

Слайд 13

Станция «синтаксическая» Какими членами предложения могут быть существительные? Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством .

Слайд 14

Паспорт Я , ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________. 1. Моя начальная форма: ____________________. 2. Мои морфологические признаки: а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ ( одушевленное-неодушевленное ), ____________ (рода), ______________ (склонения); б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа). 3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе. Сегодня я играю роль _____________________ .

Слайд 15

Станция «проверочная» Выполните тест Ключ к проверке: 1 – Б 2-Б 3-Б 4-А 5-Б

Слайд 16

Выставление баллов « 5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа

Слайд 17

Рефлексия Оцените свою работу на уроке Посчитайте свои баллы, общее число запишите Укажите в маршрутных листах своё настроение ( смайликом) Баллы: 15 – 14 «5» 13 - 11 « 4» 10-7 «3 »

Слайд 18

Домашнее задание составить сказку об имени существительном ( учитывая все морфологические признаки)

Слайд 20

Четвёртый лишний Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

Слайд 21

а) О смелост ..., о храброст ..., о неустрашимост ..., о трусост ... . б) Умница, работяга, молодчина, зараза. в) Осло, кофе, кенгуру, пони. г) Песни, ножницы, кони, бури. д ) Грач..., печ ..., ноч ..., доч ... .



Предварительный просмотр:

1 группа

  1. Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке.

Названия людей.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

   2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является подлежащим

  3.Составление паспорта : Багира взяла под защиту человеческого детеныша.

2 группа

  1. Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке

Названия вещей.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

   2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является сказуемым.

  3.Составление паспорта: Маугли играл камешками и не видел волков.

3 группа

  1. Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке.

Названия признаков

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

   2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является  обстоятельством

  3.Составление паспорта: Ученье – свет.

4 группа

Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке. Названия действий.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

   2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является дополнением

  3.Составление паспорта: Маугли играл камешками и не видел волков.

5 группа

  1. Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке.

Названия животных.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

   2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является подлежащим

  3.Составление паспорта: Багира взяла под защиту человеческого детеныша.

6 группа

  1. Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке.

Названия веществ.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

   2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является сказуемым.

3.Составление паспорта: Ученье – свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя существительное" - обобщение темы.

Данная презентация поможет обобщить и проверить знания учащихся 5 класса после изучения темы "Имя существительное как часть речи"....

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

"Имя существительное. Обобщение изученного"

Это  конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе...

"Имя существительное" (Обобщение и систематизация знаний)

В презентации представлено в игровом и развлекательном материале обобщение и систематизация знаний по теме: "Имя существительное, как части речи.Задачи занятия:Образовательная –  формироват...

Имя существительное (обобщение)

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.Цель: Обобщить  и систематизировать  знания учащихся по теме «Имя существительное».Задачи:1....

Урок "Имя существительное. Обобщение."

Тип урока: комбинированный....