Конспект урока русского языка в 7 классе и презентация по теме "Категория состояния"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Тема «Слова категории состояния» входит в содержание учебного материала за курс 7 класса . Перед изучением данной темы пройден раздел «Наречие». 

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями к организации современного учебного занятия по ФГОС. На каждом этапе урока используются приемы системно-деятельностного подхода, что позволяет включить в образовательный процесс каждого ученика.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Категория состояния как часть речи»

Учитель русского языка и литературы

Кошелева Е.А.

2023г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: урок - исследование с использованием приёмов методики критического мышления (кластер)

Цель урока: формирование у учащихся умения находить слова категории состояния в предложениях, устанавливать их групповую принадлежность по значению, определять их синтаксическую роль в предложениях.

Задачи: 

1. Образовательная:  дать представление  о словах категории состояния, их отличие от наречий,    кратких прилагательных.

2. Развивающая: развивать  умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез)

3. Воспитательная: воспитывать интерес к морфологии русского языка.

Технологии и методы, построенных на деятельностной  компетентностной основе:

  • - коммуникативный;
  • - метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос,  на этапе рефлексии- определение настроения);
  • - исследовательский (поиск слов категории состояния, определение их функций: по значению, синтаксическую).

Материально-техническое обеспечение урока:

  • набор карточек с заданиями;
  • учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;
  • презентация

Ход урока:

I. Организационный  момент. Подготовка учащихся к работе.

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром! На нашем уроке сегодня присутствуют гости. И мы им очень рады.

СЛАЙД 1. Урок русского языка

Запишите число. Классная работа.

II. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)

1. Рефлексия.

- Ребята, оцените своё настроение  на начало урока :

Палец вверх, в сторону, вниз

-А что обозначают ваши движения?  ( отлично, хорошо, плохо)

- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние человека)

2. Лирическое отступление

- А чтобы поднять у некоторых из вас настроение,  мы послушаем стихотворение Эллы Куклиной.

-Когда  Полина   будет читать стихотворение, обратите внимание на слова, к которым поэтесса привлекает внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь - солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

СЛАЙД 2. Стихотворение

- К каким словам привлекает внимание поэтесса? (Высоко, бело, светло, темно, ароматно, красиво.)

Запишите их себе в тетрадь

-С какой целью автор использует эти слова в своем стихотворении?         ( передать состояние природы)

-Соберём вместе все слова отлично, хорошо, плохо, светло, темно, ароматно, красиво.

-Что они передают? (состояние человека и природы)

3. Определение темы и целей урока

-Я не случайно начинаю урок с этих слов, потому что мы на уроке будем говорить об этих словах.

Какова же тема нашего урока?

СЛАЙД 3. Тема и цель

 

«Категория состояния как часть речи»

- Это новая для нас часть речи или мы уже знакомы с ней?(новая)

- Тогда  какова же будет цель нашего урока? (изучение категории состояния как части  речи и первичное закрепление знаний о словах категории состояния)

Запись темы урока в тетрадь

III. Аналитическая работа

 1. Проблемная ситуация

- У каждого из вас на парте находятся дополнительные материалы. Найдите задание №1 .

Прочтите предложения. Кто является автором этих строк?

Работаем на листах. Определим, какой частью речи являются выделенные слова и их синтаксическую функцию, зададим  к ним вопросы. ( отрывки написаны и на доске, ученики выходят по одному и доказательно объясняют части речи)

Все было тихо – лес и горы,

Все спало в сумраке ночном. («Романс»)

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои… («К***»)

Видно, на море не тихо,

Смотрит – видит дело лихо… («Сказка о царе Салтане…»)

Ответы:

1.Краткое прилагательное, т.к. отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении является сказуемым.

2.Наречие, т.к. отвечает на вопрос как? обозначает признак действия, в предложении является обстоятельством.

- К какой же части речи относится третье слово? (Это не наречие и не краткое прилагательное).

- К какой же части речи относится это слово, если оно не является наречием и кратким прилагательным? (Создание проблемной ситуации)

Наша задача: разобраться, исследовать выделенное слово с точки зрения соотнесённости его к части речи.

-Для решения данной задачи, признаки каких частей речи мы должны повторить?

 (ответы учащихся)

1.Повторить признаки наречий.

2.Повторить признаки кратких прилагательных.

3.Найти сходства и отличия выделенных слов от наречий и кратких прилагательных.

2. Работа с таблицей. Задание 2.

Кладём перед собой  сравнительную таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных ( часть таблицы заполнена ранее)

Изучим таблицу и вспомним пройденный материал. З

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какой части речи относится?

Существительное

местоимение

Глагол

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

Что обозначает?

Признак предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Не изменяется

-Ребята, слово КС является сказуемым в безличном предложении, это предложение без лица, т.е. действие происходит само по себе, ни от чего не зависит, нет подлежащего, его нельзя подставить. Опережающие знания:

Мы подчёркиваем  СКС тремя чертами!!!

Сделаем выводы.

- Что называется словами категории состояния? Можно пользоваться таблицей

3. Мы с вами, ребята, составили кластер, которым вы можете пользоваться.

Слова категории состояния:

  1. Это неизменяемая часть речи
  2. Обозначает состояние человека, природы, оценку действия
  3. Отвечают на вопросы как? каково?
  4. Не зависит от других слов
  5. Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении

4. Работа с учебником.

- Давайте сравним наше определение с определением учебника: п.45, стр. 128 (правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей)

5.Историческая справка. (Подготовленный ученик)

Термин категория состояния бы открыт известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е  особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.

-Обратите внимание, какой суффикс чаще всего присутствует у СКС? (суффикс  - о)

-С какой частью речи роднятся СКС? ( с наречием)

IV.  Физкультминутка.

- Засиделись, устали, поиграем. Это игра на внимательность. Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете, если нет – топаете

  • КС не изменяется
  • КС отвечает на вопрос что?
  • КС – самостоятельная часть речи
  • КС в предложении является обстоятельством
  • КС употребляется в безличном предложении
  • КС обозначает предмет.
  • КС отвечает на вопрос каков
  • КС является сказуемым.

Молодцы!

V. Задания по теме урока

СЛАЙД 5.    Задание 3

-Запишите предложения из произведений А.С.Пушкина, определите значение выделенных слов и их роль в предложении.

1. Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка..

2. И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь.

3. «Эй! Пошёл, ямщик!..»- «Нет мочи: коням, барин, тяжело…»

Проверка

Вывод: на письме СКС выполняют роль сказуемых

Опережающие знания:

Мы подчёркиваем  СКС тремя чертами,

Проверка на слайде

Задание №4   Работа по вариантам.

Конструирование предложений. Составить сложное предложение, добавляя в одну из частей слова КС. Подчеркните их, как члены предложения, определите, что они обозначают. 

1 вариант- предложения №1,2;   2вариант- предложения №3,4.

Ласковый ветер обдувает плечи, шею, голову, и на душе…..(тепло, радостно)

Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и мне (захотелось побежать к морю и окунуться в воду).

На улице (солнечно, весело, свежо), потому что скоро наступит весна

В ясный солнечный день с крыш свисают большие сосульки, поэтому (нельзя ходить близ домов)

Задание 5

А теперь самое решающее испытание: мини-тест на ваши знания (индивидуально), называется «На пятерку»

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет

б) признак предмета

в) состояние природы

г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам

б) не изменяются

в) изменяются по падежам

г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым

б) подлежащим

в) обстоятельством

г) определением

4. В каком предложении есть слово категории состояния:

а) Бесшумно повернулся ключ в замке

б) Туманное утро бесшумно

в) В море за кормой бесшумно

5. Определите значение слова категории состояния в предложении:

В лесу морозно и снежно

а) оценка действия

б) состояние человека

в) временное состояние

г) состояние природы

Взаимопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат:

Оцените работу

Задание 6. РЕЗЕРВНОЕ

СЛАЙД 6.

Ключ:   Состояние человека: душно, скучно, стыдно.

              Состояние окружающей среды: ветрено, тихо, сыро.

              Оценка состояния: плохо, хорошо, красиво.

VI. Итоги. Оценки.

Наш урок подходит к концу.

- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.

1.Совершили ли вы сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?

2.Что узнали?

3. Чему научились?

- Что называется словами категории состояния? Можно пользоваться таблицей

VII.Домашнее задание (на выбор) СЛАЙД 7.

  1. Упр. 317, стр.130
  2. Сочинить небольшой рассказ на любую тему с использованием слов категории состояния

VIII. Лирическое отступление

Закончить урок мне бы хотелось стихотворением, посвящённым категории состояния.  Переделанная песня "Есть только миг" - муз. Зацепин А. - к/ф "Земля Санникова"

Призрачно всё в мире слов состояния.

Как? каково? - нет вопросов других.

Нужно иметь гончих псов обоняние,

чтобы не спутать с наречием их.

Разве что им не дано, как наречиям,

сутью своею к глаголу примкнуть,

определять прилагательных нечем им,

суффиксом - о - только могут блеснуть.

У этих слов роль солидных сказуемых -

тут с прилагательным кратким опять

их перепутать случайно рискуем мы,

если всех признаков точных не знать.

Даже порой у самих существительных

тает предметность, присущая им.

Если не лень, если будем мы бдительны,

мы состояние в них ощутим.

IX.Рефлексия.

Вернёмся к началу урока. Покажите теперь Ваше состояние.

СЛАЙД 8. Спасибо за урок

Дополнительный материал

Задание 1. 

Все было тихо – лес и горы,

Все спало в сумраке ночном. («Романс»)

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои… («К***»)

Видно, на море не тихо,

Смотрит – видит дело лихо… («Сказка о царе Салтане…»)

Задание 2. Сравнительная таблица разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных 

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какой части речи относится?

Существительное

местоимение

Глагол

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

Что обозначает?

Признак предмета

Признак действия, признак другого признака

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Задание 3.    Запишите предложения из произведений А.С.Пушкина, определите значение выделенных слов и их роль в предложении.

  1. Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка.

  1.  И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь.

  1. «Эй! Пошёл, ямщик!..»- «Нет мочи: коням, барин, тяжело…»

  Задание  4. Конструирование предложений

Составить сложное предложение, добавляя в одну из частей слова КС. Подчеркните их, как члены предложения, определите, что они обозначают.

 1 вариант- предложения №1,2;   2вариант- предложения №3,4.

1. Ласковый ветер обдувает плечи, шею, голову, и на душе…..

2. Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и мне …

3. На улице …., потому что скоро наступит весна

4. В ясный солнечный день с крыш свисают большие сосульки, поэтому ….

Задание 5. Мини-тест 

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет

б) признак предмета

в) состояние природы

г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам

б) не изменяются

в) изменяются по падежам

г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым

б) подлежащим

в) обстоятельством

г) определением

4. В каком предложении есть слово категории состояния:

а) Бесшумно повернулся ключ в замке

б) Туманное утро бесшумно

в) В море за кормой бесшумно

5. Определите значение слова категории состояния в предложении:

В лесу морозно и снежно

а) оценка действия

б) состояние человека

в) временное состояние

г) состояние природы

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь - солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия! (Элла Куклина)

Историческая справка.

Термин категория состояния бы открыт известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е  особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Строение текста типа рассуждения-доказательва" Презентация.

Подробная разработка урока русского языка в пятом классе по теме " Строение текста типа рассуждения-доказательства" с презентацией....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...