Урок русского языка 6 класс "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Дюдяева Ольга Анатольевна

В уроке применен исследовательский метод, где учащиеся сами находят ответы на проблемные вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:


Урок «Имя числительное»

6 класс

   Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая.

                                                В.М. Бурмако.

Цель: организация исследовательской деятельности учащихся по изучению простых и составных числительных.

Задачи урока: 

1.Обучающая – повторить сведения об имени числительном как части речи; дать понятие о простых и составных числительных; сформировать навыки их различия;

2. Развивающая  – развивать умения сравнивать, классифицировать,      обобщать; развивать память;  индивидуальные способности учащихся.

3. Воспитывающая -  прививать любовь к предмету через занимательный материала, развитие познавательного интереса, воспитание чувства любви к родине, гордости за ее граждан.

Тип урока:  изучение нового материала при использовании проблемно-диалогической технологии.

 

 Технология: личностно – ориентированная на диалоговой основе.

 

Оборудование:

1.Учебник «Русский язык. 6 класс». М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – Москва: Просвещение, 2009 год.

2. Маршрутный лист  для каждого ученика

«Путь к успеху».

3.Текстовый материал для каждого ученика.

4. Мультимедийный проектор, экран

5. Презентация по теме урока.


Ход урока.

  1. Организационный момент.  

 Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

 -  Ребята, я знаю, что каждый из вас индивидуален и  талантлив. И сегодня на уроке я предлагаю вам проявить свои способности.  А также  сегодня в конце урока каждому из вас придется решить очень трудную задачу: побывать в качестве учителя, справедливо оценить свою работу и поставить себе оценку. В начале урока вспомним с вами пройденный материал.

II. Диктант на замену: выполняет весь класс, комментирует каждый отвечающий.


Задание:1)из данных словосочетаний образовать прилагательные;

2)выделить суффикс;

3)объяснить, по какому правилу пишется 
н и ннк и ск?


-вершина, покрытая льдом - лед
яная

-сок из тыквы - тыкв
енный

-каша, сваренная из овса - овс
яная

-охота с помощью соколов – сокол
иная

-реки Кубани – кубан
ские

-день, когда дует ветер – ветр
еный

-почта с помощью голубей – голуб
иная

-забор из дерева – дерев
янный

-варенье из клюквы - клюкв
енное
Вопрос классу: Для чего нам нужны прилагательные в речи? (Чтобы сделать её красивее, богаче, понятнее…)

  1. Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».

Ребята, вы уже знаете немного о новой для вас части речи «Имя числительное».   Сегодня мы продолжим работу с этой частью речи и отправимся в путешествие по стране под названием «Имя числительное».

Возьмите в руки ваши маршрутные листы и подпишите их.

Человек не сразу научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. Древнерусский язык обходился совсем без него. Для обозначения числа использовались буквы алфавита. Чтобы буква употреблялась в значении цифры, ее выделяли на письме двумя точками по бокам и ставили над ней особый знак «титло».

Пришло время вспомнить изученный вчера теоретический материал.

Перед вами лежит маршрутный лист. Обратите внимание на первое задание. Ваши задача – заполнить пропущенные строки, дав тем самым определение числительному.

 

Имя числительное — _________ часть речи, которая обозначает ______ предметов, _______ их при счете. По значению имя числительное делится на __________ и _________. __________ числительные отвечают на вопрос __________ .  _________ числительные отвечают на вопрос ____________.

 

Проверьте, что у вас получилось. Если вы сделали все верно, поставьте себе в маршрутный лист 1 балл.

  1. Подготовка к восприятию нового.

1. Игра «Третье лишнее».

Найдите среди трех слов одно такое, чтобы его грамматические признаки не совпадали с признаками двух других слов. Обоснуй свой вывод.

1.   Обстоятельство, числительное, дополнение.

2.   Десять, двенадцатый, семь.

3.   Один, одиннадцатый, одноэтажный.

4. Пять, девятнадцать, восемьдесят девять.

 Проверьте, что у вас получилось. Если вы сделали все верно, поставьте себе в маршрутный лист 1 балл.

IV. Сообщение темы и задач урока.

Вы знаете разряды числительных по значению. А сегодня мы поговорим о разрядах числительных по строению.

 

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: А сейчас я прочту вам несколько предложений о богатой природе Краснодарского края и, может быть, кто-нибудь из вас узнает что-то новое для себя.

Задание: 1)На слух определить числительные.

2)Выписать на доске и в тетрадях вместе со словами, к которым они относятся.

3)Определить разряд (помните вопросы : сколько? какой? который?)


  1. Главная водная артерия Краснодарского края – река Кубань. У неё четырнадцать тысяч притоков, а берёт она своё начало на Эльбрусе на высоте около трёх тысяч километров.

/артерия- кровеносный сосуд и путь сообщения /

  1. Площадь Азовского моря тридцать восемь тысяч квадратных километров, оно в одиннадцать раз меньше Чёрного моря.
  1. В крае встречается более трёх тысяч видов растений.

4. Первый по величине хищник края – бурый медведь. Длина его тела около двух метровмасса – триста килограммов, живёт до сорока лет.

5. На территории края обитает восемьдесят шесть видов млекопитающих и свыше трёхсот видов птиц.

Вопрос классу: Посмотрите, из скольких слов могут состоять числительные?

Вывод: Из одного и более. Значит, числительные бывают 
простыми и составными. (повторим все вместе)

1) Чтение материала учебника

2)Вопрос к прочитанному материалу:

Какие бывают числительные по составу?

Работа с текстом.

Выразительное чтение текста.


Дорога жизни.

На берегу Ладоги, в стари…ой деревне Кобоне, стоит обелиск с надписью:

«Через Кобону шла «Дорога жизни», она, прорвав фашистскую блокаду, соед…нила сердце Ленинграда с р…дной Москвой, с Советской Отчизной. 1941 – 1943)».

Никогда по мостовым Ленинграда не ступала нога завоевателя. И только одному страшному врагу – голоду – удалось вступить в город в 1941 году.

В ночь на двадцать второе  ноября тысяча девятьсот сорок первого года на ледовую трассу вышла автоколонна с продовольствием. За три часа до этого водители шестидесяти машин выстроились на берегу, и комендант сказал: «Надо, товарищи, везти муку в Ленинград. Везти по льду. Толщина его тринадцать сантиметров. Не очень много. Но город без хлеба».

Фашисты вели обстрел ледовой дороги. Но перевозки грузов все-таки возрастали. Двадцать пятого декабря тысяча девятьсот сорок первого года в Ленинграде была сделана первая прибавка нормы хлеба. (Слайд №6)

Ладога! В те дни это слово с надеждой повторялось в хлебных очередях, в обледеневших ленинградских квартирах. И крепла вера: выживем, выстоим, победим.

Ледовая дорога была закрыта в апреле тысяча девятьсот сорок третьего года.

(По Е.Моисееву)

 

Вопросы к тексту.

     Какова тема текста и основная мысль текста?

- Почему дорогу через Ладожское озеро назвали «Дорогой жизни».

-Что вы можете сказать о людях, которые везли хлеб Ленинграду?

- Почему крепла вера жителей блокадного Ленинграда в победу?

Задания.

  1. Вставить в первом абзаце пропущенные буквы и объяснить их написание.

2. Выписать из выделенного фрагмента числительные, говорящие об истории «Дороги жизни», распределяя их в два столбика таблицы. В первый – числительные, состоящие из одного слова, во второй – из двух.

 3. – Заполните верхние строчки таблицы.

- Какие столбики оказались свободными? 

Числительные

Количественные

три

шесть

десять

тринадцать

Порядковые

двадцать второе

тысяча девятьсот сорок первый

 

 

-Добавьте по одному числительному в незаполненные столбики.

  

Числительные

Простые

Составные

Количественные

три

шесть

десять

тринадцать

например:

пятьдесят пять

 

Порядковые

например:

пятый

 

двадцать второе

тысяча девятьсот сорок первый



- Проверьте свои записи. Если вы сделали все правильно, поставьте себе 1 балл.

3. Сделаем вывод о том, какие числительные простые, а какие составные.

Имена числительные, состоящие из одного слова, называются _________.

 

Имена числительные, состоящие из двух или нескольких слов, называются ________. 

- Проверьте себя по учебнику. Если вы сделали все правильно, поставьте себе 1 балл.

Полминутки для шутки

- А сейчас мы немного поиграем. Отгадайте, какие слова зашифрованы в этих ребусах?

(смородина, подвал, патриот, стол, опять, сторона, семья).

- Числительные простые или составные? Количественные или порядковые?

- Прочитайте предложение и запишите его.


Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

  1. Закрепление материала.

На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

Закрепим полученные знания.

Тренировочное упражнение.

Запишите словами количественные числительные в таком порядке

а) простые; б) составные:

8, 10, 68, 406, 240, 92, 13, 30.

Дополнительное задание: образуйте от составных количественных числительных порядковые.

-Проверьте себя. Если вы сделали все правильно, поставьте себе 1 балл.

Тестирование.

Учитель: выполните тестовые задания. Ответ запишите в маршрутный лист. Проверьте. Если вы сделали всё правильно, поставьте себе один балл.

VII. Подведение итогов урока.

- Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.

Беседа по вопросам:

1.О каких группах числительных шла речь на уроке? Как их различить?

2. Могут ли порядковые числительные быть составными?

VIII. Рефлексия «Продолжи мысль»

Я понял….

Мне понравилось…

Что для меня самым полезным было на уроке?

Что для меня на уроке было самым интересным?

Что на уроке для меня было трудным?

IX. Выставление оценок

X.  Домашнее задание.

Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.

1. § 60, стр.147 (всем)

2. а) Работа с текстом. Вставить пропущенные числительные.
Наш класс
 
Наш класс появился на свет __ (________) сентября _____ (____) года. Тогда нас называли ____ (_______), а сейчас мы - ____________ (_________).
 
В нашем классе ______ (______) человек. ______ (______) мальчик, ______ (______) девочек. За каждой партой сидит _______ (_______) ученика.
 
Каждый день мы получаем по ______ (______) оценок. Мы очень стараемся, потому что хотим быть лучшим классом.
 

б) Составить текст на тему «Белая Олимпиада 2014 года», используя 
числительные.


Фамилия, имя, _____________________________________________________________________________

 

Маршрутный лист «Путь к успеху».

 

1.     Составь определение.      

 

Имя числительное — _________ часть речи, которая обозначает ______ предметов, _______ их при счете. По значению имя числительное делится на __________ и _________. __________ числительные отвечают на вопрос ___________, _________ числительные отвечают на вопрос ____________.

 

2.     Исключи третье лишнее.

1.   Обстоятельство, числительное, дополнение.

2.   Десять, двенадцатый, семь.

3.   Один, одиннадцатый, одноэтажный.

4.  Пять, девятнадцатый, восемьдесят девять.

 

 

 

3. Выбери и распредели по столбцам.

  

Числительные

Количественные





 

 

 

Порядковые



  

4. Сделай вывод.

Имена числительные, состоящие из одного слова, называются _________________.

Имена числительные, состоящие из двух или нескольких слов, называются ________________.

 

 5. Запишите словами количественные числительные в таком порядке

а) простые; б) составные








6. Выполни тестовые задания.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

А теперь подведи итог и поставь себе оценку.

 

Тест.

  1. Укажите имя числительное:

1)семь;

2) семёрка;

3) удвоить

2. Укажите порядковое числительное:

1) золотой;

2) цветной;

3) десятый

3. В каком ряду расположены количественные числительные:

1) сто, двести, семьсот

2) девятый, трёхсотый, тысячный

4. Количественные имена числительные изменяются:

1) по падежам;

2) по падежам, по числам

5. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

1) «Да послышался вдали выстрел из двустволки»

2) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день»

3) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз»

4) «На столе он строит башни, строит город в пять минут»

6. Определите составное имя числительное:

1) десять;

2) семнадцать;

3) тридцать восемь


         

Дорога жизни.

На берегу Ладоги, в стари…ой деревне Кобоне, стоит обелиск с надписью:

«Через Кобону шла «Дорога жизни», она, прорвав фашистскую блокаду, соед…нила сердце Ленинграда с р…дной Москвой, с Советской Отчизной. 1941 – 1943)».

Никогда по мостовым Ленинграда не ступала нога завоевателя. И только одному страшному врагу – голоду – удалось вступить в город в 1941 году.

В ночь на двадцать второе  ноября тысяча девятьсот сорок первого года на ледовую трассу вышла автоколонна с продовольствием. За три часа до этого водители шестидесяти машин выстроились на берегу, и комендант сказал: «Надо, товарищи, везти муку в Ленинград. Везти по льду. Толщина его тринадцать сантиметров. Не очень много. Но город без хлеба».

Фашисты вели обстрел ледовой дороги. Но перевозки грузов все-таки возрастали. Двадцать пятого декабря тысяча девятьсот сорок первого года в Ленинграде была сделана первая прибавка нормы хлеба. (Слайд №6)

Ладога! В те дни это слово с надеждой повторялось в хлебных очередях, в обледеневших ленинградских квартирах. И крепла вера: выживем, выстоим, победим.

Ледовая дорога была закрыта в апреле тысяча девятьсот сорок третьего года.

(По Е.Моисееву)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя числительное в тексте"

Обобщающий урок по теме "Имя числительное"...

Конспект урока русского языка "Имя числительное. Обобщение"

Урок подготовлен по технологии естественного обучения Суртаевой...

Конспект урока русского языка: «Собирательные числительные».

Цели: Обучающая цель:- сформировать умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные;- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительно...

Презентация к уроку русского языка: "Имя числительное".

Презентация поможет рерятам лучше усвоить материал. Наглядность, простота и доступность в ведении урока....

Презентация к уроку русского языка "Имя числительное" в 6 классе

Презентация к уроку русского языка "Имя числительное" в 6 классе...

План-конспект урока русского языка "Правописание числительных" 9 класс

Урок русского языка в 9 классе по теме "Правописание числительных".Задачи урока:Познакомить обучающихся с правилом правописания числительных, формировать умение применять его при написании ч...