Урок развития речи в 5 классе по теме: "Описание состояния природы и человека в зимний февральский день. «Февральское кружево»" ( по технологии критического мышления)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Наталья Викторовна Рыбкина

Дети от природы любознательны, они очень хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.  На данном уроке представлена работа по технологии критического мышления.Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыбкина Наталья Викторовна (учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ № 11» город Байкальск Иркутская область).

Урок развития речи в 5 классе  

 ТЕМА:  Описание состояния природы и человека в зимний февральский день.  «Февральское кружево».

Предметные цели

-совершенствование видов речевой деятельности;

 -формирование умения составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности.

 

Личностные УУД

-создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы в зимний день.

Метапредметные цели

Коммуникативные УУД

-описание состояния природы и человека в зимний день, используя собственный эмпирический опыт и восприятие зимней природы художниками и композиторами.

-совершенствование умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.

Когнитивные УУД:

- совершенствование умений работать с информацией;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Регулятивные УУД:

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

На уроке использована технология критического мышления.

Технологическая карта урока.

  1. Стадия вызова
  1. Стадия осмысления
  1. Стадия рефлексии

Инвентаризация

Составление чернового текста

Заполнение кластера

Чтение вслух на данном уроке

 Подготовка текстов для печати  в школьной газете «Зеркало»

Правка

  1. Стадия вызова.

Учитель:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас с вами ждет  очень интересная работа.  

 Сначала   мы   прослушаем замечательную музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Февраль». Во время прослушивания музыки попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связан для вас  последний месяц зимы - февраль? Продумайте, вспомните и представьте всё, даже мельчайшие детали окружающей вас природы: звуки, ваши мысли, чувства. В феврале погода позволяет чаще бывать на свежем воздухе, кататься на лыжах, коньках. Какое событие запомнилось больше?

 (после прослушивания музыки следуют ответы учеников)

-Зима! Февраль! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. А какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим - «Февраль»?

  Составление кластера (вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы)

Например,

                                        ?          ветреный       ?

                                                      Февраль          холодный

                                         ?

                                                                  ?

         (Ученики составляют кластер, но остается много свободных стрелочек)

Учитель: Ребята, чтобы до конца  составить кластер,  нужно еще много узнать о феврале. Этим мы и займемся дальше.

  1. Стадия осмысления

Учитель:

Русские поэты написали множество строчек о феврале. Вот, например, стихи Д. Кедрина.

Послушайте и представьте нарисованную поэтом картину:

На стеклах, сплошь заиндевелых,

Февральский выписал мороз

Сплетенье трав молочно-белых

И серебристо-синих роз.

Пейзаж тропического лета

Рисует стужа на окне

Зачем ей розы? Видно, это

Зима тоскует о весне.

                                                 

-А теперь сосредоточьтесь и в течение 5(10) минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите февральскую  природу. Ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, предайте с помощью слов звуки, которые вы услышали.  Ваша   задача - успеть за полетом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову!  

Работа с картиной

Учитель:

-Художники в своем творчестве тоже не обошли стороной зиму, в частности, февраль, и запечатлели на своих полотнах. Художник очень внимательный человек, он все видит и все запоминает.

( Презентация « Русские художники о зиме»)

-Обратите внимание на репродукцию картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

                                     0008-001-7

  Беседа по картине.

-Давайте внимательно посмотрим, чем эта картина поможет нам в описании февраля?

Что изображено на переднем плане картины?

Лыжница в красном костюме, красный флажок на шесте.

Что изображено на заднем плане?

Мы видим лес, он изображен сплошной стеной. Видно, что это хвойный лес.

Какие краски и тона преобладают?

На картине много розового – небо, снег, лес на заднем плане. Но есть и свинцово-серые облака, холодные сиреневые тени, темно-бурые деревья.

Как вы думаете, что является главным в картине?

Красота родной природы, преобразованная трудом человека, необозримые просторы России и стремительный темп жизни человека.

Какое настроение создает картина?

Бодрое, жизнерадостное.

Понравилась ли вам картина? Чем? Докажите свою мысль.

 -Снег розоватый от лучей заходящего солнца, местами серо-голубой от падающих теней. Чувствуется уже конец зимы.

( раздать ученикам рабочие материалы) Ключевые слова и выражения:

  • дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;
  • ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;
  • люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;
  • снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;
  • небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;

-Теперь, ребята, еще раз обратите внимание на репродукцию картины и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания о зиме, феврале. О чем еще вам помог вспомнить художник.

Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Художник писал картину в феврале месяце. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему .

-Название месяца февраль входит в название картины. Давайте послушаем  дополнительную информацию о происхождении названия месяца.

Название месяца “февраль” – латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля – “лютый”.

– Как вы думаете, почему?
– Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия:
 

(лютень, снежень, бокогрей, вьюговей)

 -А как вы думаете, почему у февраля  так много названий: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей?

Работа с текстами ( В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль»; Пословицы и народные приметы о феврале; прогноз погоды на февраль ( график), отрывок из  книги Д. Зуева « Времена года.Февраль»)

Цель работы: выявить особенности февральской погоды.

Что я  знаю

Что хочу узнать

Что я узнал

У февраля много названий

Почему у февраля много названий?

  1. Из рассказа «Синичкин календарь» узнали, что в феврале очень изменчивая погода.
  2. Русские приметы  говорят, что «Вьюги и метели под февраль полетели»

«морозы чередуются с потеплением, поэтому что февраль -лютень, бокогрей»    и т.д.                            

  Творческая работа  

Теперь каждая из групп должна совместно написать сочинение «Февральское кружево». Почему «кружево»?

 Кружево - это не только красивое изделие, сплетенное  из ниток, но  и морозные узоры на окнах,  и на речке кружевной лед, и кружевные сосульки. А ещё кружево - это значит, что  кружит метель, вьюга.

Вы будете использовать все свои черновые записи для написания общего текста. Ваша задача - написать текст   выразительным, эмоционально-наполненным, ярким, красочно-богатым, логично-выстроенным. Помогите друг другу  в совершенствовании написанного.  

( дети работают в группах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них.)

Стадия рефлексии

- Теперь вернемся к нашему кластеру. Что нового мы узнали о феврале, то и допишите.

                                     Последний месяц зимы             ветреный

                                                      Февраль     холодный

                                бокогрей

                                                      лютень

На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают свое сочинение, а всем остальным предлагается найти в тексте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.

Домашнее задание: подготовить тексты для публикации в школьной газете « Зеркало».

Использованные источники:

  1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
  2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
  3. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
  4. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка   [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
  5. З. Е Потехина. Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.  ( Режим доступа): sctim1.narod.ru›s4.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

урок развитие речи 5 класс "С доброты человек начинается"

Творческие мастерские         Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к но...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....