Урок русского языка в 7 классе по теме: «Понятие о причастии»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Антонова Элла Валерьевна

Комбинированный урок русского языка с использованием разноуровневых заданий и игровых приёмов с целью стимулировать познавательный интерес учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya_prichastie.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 80 г. Владивосток»

Приморский край

Учитель русского языка и литературы Антонова Э. В.

7 класс

Урок по теме: «Понятие о причастии».

Цели урока:

1) повторить постановку знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными словами;

2) повторить условия написания слов с различными орфограммами;

3) выявить основные отличия причастия от других частей речи;

4) учить отличать причастие от прилагательного;

5) развивать умение формулировать цель урока, подводить итоги урока;

6) стимулировать познавательный интерес с помощью разноуровневых заданий и игровых приёмов;

7) закреплять умение аргументировать ответ, графически обозначать орфограммы и пунктограммы.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, компьютер.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, сдают тетради с домашним заданием.

II. Основная часть.

1. Готовность к уроку (поднимают в руке, демонстрируя наличие, справочники по русскому языку (тетрадь 96 л., в которую с 5 кл. записывают теоретические сведения) и сигнальные карточки + –, которые используем на каждом уроке для обратной связи с учителем).

2. Оформляем дату.

Разминка.

На доске схемы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными словами.

I вариант

II вариант

[обр., …]

[…, обр., …]

[…, обр.]

[вв. сл., …]

[…, вв. сл., …]

[…, вв. сл.]

- Сформулируйте цель этого этапа. (Повторить и закрепить).

- Карточки (+ –).

- Прокомментируйте постановку знаков препинания по схемам.

- Карточки (+ –).

Далее в течение урока ребята используют сигнальные карточки без напоминаний. Это уже отработанный момент.

3. Повторение. Практика.

- По вариантам (см. выше) составляют предложения распространённые, не примитивные, обозначают пунктограмму и несут на проверку учителю или назначенным экспертам из числа учеников. Первым 6 ученикам отметка.

- Далее по 1 человеку от варианта записывают на доске.

- Те, кто не смог справиться с заданием, записывают эти предложения.

4. Оформляем тему.

- сформулируйте цели урока. (Учитель дополняет).

5. В параграфе читают правило.

6. По очереди ребята  I и II вариантов в полголоса задают друг другу вопросы по прочитанному (работают парами).

Слабым ученикам помогает учитель сформулировать вопрос.

- Что обозначает причастие?                - Время?

- На какой вопрос отвечает?                - Как изменяется?

- Вид причастия.                                - Синтаксическая роль.

7. Записываем в справочники алгоритм отличия причастия от других частей речи:

1) вопрос «какой»                1) лист (какой?) краснеющий

2) образовано от глагола        2) образован от глагола краснеть, лист,

который краснеет

3) суффикс причастия                3) краснеющий (суффикс -ющ-)

8. Все получают распечатки для вклеивания в справочник (это опережающее обучение).

Причастие

Время

Суффиксы действительных причастий

Суффиксы страдательных причастий

Настоящее

I спр. -ущ-, -ющ-

II спр. -ащ-, -ящ-

I спр. -ем-, -ом-

II спр. -им-

Прошедшее

-вш-, -ш-

-нн-, -енн-(-ённ-), -т-

9. Физминутка: учитель называет слова с орфограммами, ребята на слух определяют вид и реагируют движением:

корень с чередованием – хлопок в ладоши

безударный гласный проверяемый – топот (негромкий) ногами

о-ё после шипящих – руки вверх

и-ы после ц – взгляд в окно

Растение, морской, шёлковый, цифра, шоколад, заря, циркуль, лесная.

10. Далее в зависимости от времени: если достаточно, то проводим, если не хватает, можно пропустить и перейти к 11 пункту.

Обучение использованию таблицы (см. выше).

причастие

вид

время

- Записывают причастия в таблицу, выделяют суффикс, определяют вид и время.

Стелющийся, одевшаяся, вымытый, гонимый, хмурящий, созданный (корректировка выделения суффикса, путают с суффиксом прилагательного), помещённый, несущий, дышащий, нёсший, читаемый, ведомый.

(На усмотрение учителя можно не все причастия брать).

11. Закрепление умения отличать причастия от прилагательных.

Класс делится на 2 группы (1 ряд + 1-ый вар. 2-го ряда и 3-й ряд + 2-ой вар. 2-го ряда).

Соревнование «Кто быстрее?»

Используют алгоритм отличия причастия в справочнике.

На интерактивной доске высвечиваются слова. Побеждает та команда, которая первая составит на доске кластер (ромашка с 6-ю лепестками). На лепестках они должны вписать выбранные 6 причастий. Проверяем совместно правильность.

I группа

II группа

связанный

бойкий

расстилавшийся

покрытый

тёплый

ведущая

заходящее

тихое

обеспокоенные

светлеющий

волнистый

залитый

собравшийся

рыхлый

написанный

мокрое

загаданные

выкрашенная

12. Рефлексия.

- Не заглядывая в справочник, перечислите всё, что узнали сегодня о причастии.

- Выберите квадратик, цвет которого обозначает ваше настроение (на партах перед уроком приготовлены карточки), жёлтый – отличное настроение, зелёный – хорошее, синий – среднее, чёрный – плохое.

III. Домашнее задание: учить записи в справочнике или параграф, упр… (указать сверху часть речи причастий и прилагательных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....