Конспект урока "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Елена Вячеславовна Романова

Конспект урока "Антонимы" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx473.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс: 5

Тема: «Антонимы»

Цели урока: познакомить учащихся с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам, использовать при описании изображённого на рисунке; формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям; формировать ценностное отношение к народному творчеству; воспитывать учебно-познавательный интерес; способствовать обогащению словарного запаса.

Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Лингвистическая разминка.

1) Спишите стихотворение, подчеркните в предложении грамматические основы, устно объясните постановку знаков препинания.

Старик проснулся в ранний час,

Когда седой рассвет

Окрасил, сумрачно лучась,

Природу в алый цвет.

(П. Антокольский)

2) Найдите прилагательное, которое использовано у автора в переносном значении (седой).

3) Подберите синонимы к прилагательным (ранний – утренний, первый; седой – белёсый, бледный; алый – красный, багряный, малиновый).

III.  Освоение темы урока.

  1.  Чтение материалов для наблюдения на с. 154-155, выполнение заданий с использованием рисунка на с. 154.

Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения. Укажите слова с противоположным значением. Определите, какой частью речи они являются.

Ребята вышли из дома ранним утром, а возвратились… (поздним вечером). (прилагательные, наречия)

Петя поднимается в гору, а Коля … (спускается с горы). (глаголы)

        Пете идти тяжело, а Коле – (легко). (наречия)

У Пети рюкзак большой, а у Коли – (маленький). (имена прилагательные)

  1. Анализ и запоминание нового термина, сравнение его с терминами омонимы, синонимы.

Прочитайте определение термина «Антонимы», запишите в свои тетради-справочники.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы отличаются друг от друга звучанием и написанием.

Сравните термины синоним, омоним, антоним. Какие слова в этом ряду являются антонимами? (Синонимы — антонимы)

  1. Есть ли в стихотворении Антокольского (из лингвистической разминки) слова, к которым вы можете подобрать антонимы? (Старик — юноша; ранний — поздний; сумрачно — ясно).

4)Изучите статью словаря антонимов (выдержка из «Словаря антонимов русского языка» М. Р. Львова). (Приложение 1)

ПРАЗДНИЧНЫЙ – БУДНИЧНЫЙ

  Праздничный день – будничный день. Праздничная одежда – будничная одежда. Праздничное настроение –  будничное настроение. А то, пожалуй, он [Афанасий Иванович] иногда выйдет в старом халате потому, что и теперь часто позабывает он, когда праздничный день, а когда будничный. (Н. Гоголь)

Составьте подобную статью, подобрав антоним к слову «добрый»:

Слово «добрый» имеет следующие антонимы:

  1. злой
  2. плохой
  3. худой
  4. дурной

Примеры словосочетаний и предложений со словом и его антонимами:
Добрый человек — злой человек.
Добрый знак — дурной знак.
Добрый день — плохой день.

В качестве примера к составленной вами словарной статье отлично подойдёт пословица, расшифруйте её, пользуясь ключом.

4

9

2

10

9

5

11

8

9

3

9

8

5

14

7

12

1

6

8

9

5

13

2

7

3

1

5

12

Ключ:  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

Б

В

Д

Е

З

И

Л

О

Р

С

Т

У

Ч

Ответ: Доброе слово лечит, а злое убивает.

  1. Работа с упражнением 316 из учебника (стр.155).  Вывод об особенностях построения русских пословиц на основе противопоставления, с использованием антонимов.

Ученье – свет, а неученье – тьма. Мягко стелет, да жёстко спать. В глаза не хвали, а за глаза не кори. Сытый голодного не разумеет. За маленьким погнался, а большое потерял. Меньше говори, а больше делай.

IV.  Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Лото «Антонимы». Учащиеся получают карточки с написанными словами. Ученик-ведущий (по желанию) называет по очереди слова, которые игроки должны записать в свою карточку. Условие: записываются антонимы. При проверке учащиеся обращают внимание на то, что каждая пара слов является словами одной и той же части речи. (Приложение 2). 

Карточка 1

Карточка 2

ссориться

старый

смех

молодой

вред

толстый

мудрость

быстро

потерять

добрый

шум

возражать

румяный

поражение

Карточка 3

Карточка 4

активный

великан

вспомнить

уродливый

будущее

друг

вежливо

мокрый

сытый

интересно

потеря

храбрость

обвинять

говорить

Слова, которые называет ведущий: мириться, медленно, карлик, сухой, найти, пассивный, голодный, молодой, забыть, плач, злой, скучно, старый, тишина, красивый, находка, польза, соглашаться, прошлое, трусость, тонкий, бледный, враг, оправдывать, глупость, победа, грубо, молчать.

  1. Подберите антонимы к многозначным словам:

А) лёгкий чемодан (тяжёлый), лёгкая задача (трудная); лёгкая походка (усталая), лёгкий мороз (сильный, крепкий).

Б) грубый ответ (ласковый), грубая ошибка (негрубая, незначительная), грубый смех (лёгкий), грубый голос (мягкий, приятный). 

В) серьёзный юноша (легкомысленный), серьёзный вопрос (легкий, поверхностный), серьёзные проблемы (мелкие), серьёзный противник (несерьёзный). 

V.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

С какой целью используются антонимы в речи? Докажите, что они делают речь более яркой, выразительной. В каких произведениях устного народного творчества используются антонимы? Заполните, пожалуйста, листы самооценки.

«Лист самооценки» (распечатан для каждого учащегося)

 Обведите вариант, наиболее подходящий вам: (Приложение 3)

 

        Узнал что-то новое                                                    Научился

 

 

        Расстроился                                     Я                        Получил радость

 

 

         Удивился                                                                   Ничего не понял

 

 

 

VI. Домашнее задание. Упражнение 318 или 319 (индивидуально, по выбору учащихся).


Приложение 1

  1. Прочитайте выдержку из «Словаря антонимов русского языка» М. Р. Львова.

ПРАЗДНИЧНЫЙ – БУДНИЧНЫЙ

  Праздничный день – будничный день. Праздничная одежда – будничная одежда. Праздничное настроение –  будничное настроение. А то, пожалуй, он [Афанасий Иванович] иногда выйдет в старом халате потому, что и теперь часто позабывает он, когда праздничный день, а когда будничный. (Н. Гоголь)

  1. Составьте подобную статью, подобрав антоним к слову «добрый»:

ДОБРЫЙ – _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Расшифруйте пословицу, пользуясь ключом.

4

9

2

10

9

5

11

8

9

3

9

8

5

14

7

12

1

6

8

9

5

13

2

7

3

1

5

12

Ключ:  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

Б

В

Д

Е

З

И

Л

О

Р

С

Т

У

Ч

Приложение 2

Карточка 1

Карточка 2

ссориться

старый

смех

молодой

вред

толстый

мудрость

быстро

потерять

добрый

шум

возражать

румяный

поражение

Карточка 3

Карточка 4


активный

великан

вспомнить

уродливый

будущее

друг

вежливо

мокрый

сытый

интересно

потеря

храбрость

обвинять

говорить

Слова, которые называет ведущий:

Мириться, медленно, карлик, сухой, найти, пассивный, голодный, молодой, забыть, плач, злой, скучно, старый, тишина, красивый, находка, польза, соглашаться, прошлое, трусость, тонкий, бледный, враг, оправдывать, глупость, победа, грубо, молчать.

Приложение 3

«Лист самооценки»

 

            Узнал что-то новое                                                    Научился

 

 

            Расстроился                                     Я                        Получил радость

 

 

             Удивился                                                                   Ничего не понял

 

            Узнал что-то новое                                                    Научился

 

 

            Расстроился                                     Я                        Получил радость

 

 

             Удивился                                                                   Ничего не понял

 

            Узнал что-то новое                                                    Научился

 

 

            Расстроился                                     Я                        Получил радость

 

 

             Удивился                                                                   Ничего не понял

 

Список использованных источников:

  1. Русский язык : 5-й класс : учебник: в 2 частях / Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова [и др.]. – 5-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023.
  2. Русский язык : 5-й класс : поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. : учебное пособие / М.А.Бондаренко. – Москва : Просвещение, 2023. – 287, [1] с.
  3. Русский язык. 5-11 классы. Современные образовательные технологии: конспекты уроков / авт.-сост. О.а. Першина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2015. – 83 с.
  4. https://multiurok.ru/files/vidy-rieflieksii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-lit.html - Виды рефлексии на уроках русского языка, публикация Брониной Виктории Викторовны
  5. https://lexicography.online/antonymy/lvov/ - Словарь антонимов русского языка: более 2000 антоним. пар / М. Р. Львов; под ред. Л. А. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Русский язык, 1984 г., 384 страницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...