Разработка урока
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Краснопёрова Марина Васильевна

Данный урок развития речи знакомит обучающихся с понятием "Публичное выступление",  структурой публичного выступления.Большое внимание уделяется самостоятельной работе с текстом, определению главной мысли художественного текста и подробному пересказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ._vystupleeie._narod_._promysel.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Р/р. Публичное выступление о произведениях народного промысла

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока : комбинированный

Цели урока:

познавательный аспект:

- знать особенности публичного выступления о произведении народного промысла;

- знать народные промыслы;

-уметь использовать в своей речи слова, связанные с народно-прикладным искусством;

- научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

развивающий аспект:

-развитие письменной и устной речи;

- развитие мышления (умение анализировать, выделять главное), творческого потенциала детей;

воспитывающий аспект:

-воспитание уважения и интереса к русским народным промыслам, любви к малой родине;

- воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к труду;

- содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.

Структура урока :

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по теме . Постановка учебной задачи, целей урока
  • Этап самостоятельной работы. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Самостоятельная работа ( работа в парах)
  • Реализация творческих работ.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Методы и приемы:

  • Словесные ( мотивация, повторение, беседа, обсуждение, художественное слово )
  • Наглядные ( показ презентации с целью привлечения внимания детей)
  • Практические ( групповая работа, подведение итогов)

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация “Народные промыслы России”.

Предварительная подготовка к уроку: ученице дано индивидуальное задание «Русская матрешка».

Эпиграфы к уроку:

“Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие учеников.

Учитель:

- Здравствуйте! Предлагаю начать наш урок такими стихами.\

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.

Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки (Слайды 1-5)

Учитель:

- Обратите внимание на выставку, которая представлена ващему вниманию. Здесь у нас резные и расписные доски, жестяные разносы, расписные шкатулки, яркие платки, великолепные кружева, матрешки – все это произведения народного промысла неслучайно появились у нас на уроке.

2. Определение темы и целей урока. (Слайд )

Учитель:

-Как вы думаете ,ребята, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о предметах народного промысла)

- Для того чтобы точнее сформулировать тему, предлагаю взглянуть на следующий слайд? ( Слайд с оратором)

-Кто изображен? Что делает этот человек?

-Скажите как называли человека в древности , который выступал перед большим количеством людей? (оратор)

- А люди слушающие эти выступления назывались -…. (публикой)

- Отсюда и пошло название - публичное выступление

- Сформулируйте тему урока.

- Запишите число и тему урока «Публичное выступление о произведениях народного промысла».

-Поставим перед собой цель. Чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнать народные промыслы
  • Знать особенности публичного выступления
  • Развивать устную и письменную речь

3. Работа с учащимися. Слово учителя

Историческая справка.

Русь всегда славилась своими умельцами и изобретателями. В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами.

- Что такое “ремесло”? (слайд 3)

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд .

-Назовите мне ремесла, которые вы знаете? (резьба по дереву, изготовление глиняных изделий и т. Д )

Позднее ремесла приобрели одну из форм художественного народного творчества. И появилось название “промыслы”.

Откуда появилось это название?

Очень давно, не было сельскохозяйственной техники , а земли были малоплодородными , не давали хороших урожаев, поэтому население было вынуждено заняться разными промыслами. Материалы использовали самые разные: дерево,жесть, ткань,глину, бересту и т.д. Изготавливали различные изделия: домашнюю утварь, одежду, игрушки, потом эти издели обменивали на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и старались эту красоту перенести на свои изделия при помощи кисти, красок, лака, обжига в печах. . Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века.

4. Индивидуальная работа по тексту.

Задание: вы должны прочитать текст и ответить на вопросы, которые бы раскрыли основные положения возникновения народных промыслов

Большинство народных промыслов возникло в глубокой древности, их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы). В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики. В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения. Урал - место залежей железной руды и полудрагоценных и поделочных камней - знаменит чугунным литьем, украшением оружия и изделиями из камня.

Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха - существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них - матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павловопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское чугунное литье.

Вопросы:

  1. Когда возник народный промысел? (в древности)
  2. Назовите разновидности ремесел, которые развивались в разных уголках нашей страны (токарное ремесло: резьба и роспись по дереву; художественная обработка керамики,; кружевоплетение, чугунное литье). Вывешиваю на доске название ремесел
  3. Назовите произведения народных промыслов снискавших мировую славу? (вызываю к доске ученика, он под диктовку записывает)
  1. Словарная работа.

Давайте запишем названия лучших образцов народного искусства. (Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы - лучшие образцы народного искусства)

(Запись предложения)

Учитель:

- Объясните постановку знаков препинания.

(Ученик: В предложении ставлю знак разделения тире, т.к подлежащее и сказуемое выражены существительным в им.п.)

  1. Физкультминутка.
  2. Работа в парах. Составление выступления.

Учитель:

- А сейчас я предлагаю попробовать себя в роли ораторов. Вы должны будете приготовить небольшое выступление о народных промыслах. Мы многое уже знаем, как возник народный промысел, но хотелось бы более подробно раскрыть историю некоторых из них. Сейчас я вам раздам листы- помощники с небольшими текстами. Ниже дан план вашего выступления. Отвечая на эти вопросы, вы сможете составить свои рассказ. Ответы на некоторые вопросы вы найдете в тексте, а на вопросы 4,5, 6 вы должны ответить самостоятельно. Ваше выступление должно состоять из 7 -10 предложений. (раздаточный материал на столах, учащиеся делятся на пары, приступают к работе)

Гжель. (1 пара)

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо.

В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

План рассказа

#1043;де возник керамический промысел?

2. Что делают в Гжели?

3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Что бы вы сказали о мастерах Гжели?
6. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
7. Ваше отношение к предметам народного искусства.
8. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)

Учитель:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Хохлома (2 пара)

В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись — пламе нная хохлома. Хохлома — старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. А пламенной её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь.

Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят — натирают алюминиевом порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет посуды выглядит, как золото. Далеко за пределами нашей Родины известна пламенная хохлома.

План рассказа

#1043;де возникла роспись по дереву?

2. Что делают в Хохломе?

3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)

Учитель:

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди служишь Отчизне!

Жостово (3 пара)

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками полагаясь на собственную фантазию. узор наносится золотом Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

План рассказа

#1043;де возникли металлические подносы?

2. Как делают жостовские подносы?

3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)

Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка (4 пара)

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки возникли на Вятской земле, в слободе Дымково. Игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Изготовление Филимоновской игрушки сформировалось в Тульской области, в селе Филимоново. Основную массу изделий составляют свистульки. Коровы, петухи, медведи.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

План рассказа

#1043;де возник керамический игрушка?

2. Какие игрушки делают в Дымкове? В Филимонове?

3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)

Учитель:

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Матрёшка (индивидуальное задание)

Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Матрешка еще довольно «молода», потому что первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы - буддийского мудреца Фукуруму. А игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу.

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

(происходит оценивание выступлений каждой парой)

Полосы : «звезда»-5; «квадрат» - 4, «треугольник» - 3

8. Итоги урока

Учитель: - Вы познакомились с некоторыми народными промыслами России, вы узнали много нового,увидели, как можно подготовить интересное сообщение. Давайте вернёмся к теме сегодняшнего урока.

-О чем говорили на уроке? (о народных промыслах)

- Вернемся к нашей ромашке на доске. . Здесь у нас НП, Назовите в каких уголках России присутствует данный промысел?

резьба и роспись по дереву -Хохлома

художественная обработка керамики, - Гжель, Дымково

кружевоплетение- Вологодская область

чугунное литье- Жостово

-Что вдохновляло мастеров на создание такой красоты?

-Что называется – публичным выступлением?

9. Д,/з, (на выбор) подготовить публичное выступление о народных промыслах, которые не прозвучали на уроке: вологодские кружева, павлопосадские платки, палехская роспись,

либо составить словарную диктовку на тему урока (не менее 10 слов)

10. Релаксация

- Определите своё настроение в начале урока, в конце урока.

Приложение 1

Гжель.

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо.

В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

План рассказа

#1043;де возник керамический промысел?

2. Что делают в Гжели?

3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Что бы вы сказали о мастерах Гжели?
6. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
7. Ваше отношение к предметам народного искусства.
8. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)

Хохлома

В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись — пламе нная хохлома. Хохлома — старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. А пламенной её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь.

Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят — натирают алюминиевом порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет посуды выглядит, как золото. Далеко за пределами нашей Родины известна пламенная хохлома.

План рассказа

#1043;де возникла роспись по дереву?

2. Что делают в Хохломе?

3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)

Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки возникли на Вятской земле, в слободе Дымково. Игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Изготовление Филимоновской игрушки сформировалось в Тульской области, в селе Филимоново. Основную массу изделий составляют свистульки. Коровы, петухи, медведи.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

План рассказа

#1043;де возник керамический игрушка?

2. Какие игрушки делают в Дымкове? В Филимонове?

3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)

Матрёшка

Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Матрешка еще довольно «молода», потому что первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы - буддийского мудреца Фукуруму. А игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу.

Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

Жостово

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками полагаясь на собственную фантазию. узор наносится золотом Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

План рассказа

#1043;де возникли металлические подносы?

2. Как делают жостовские подносы?

3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают
, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)

Большинство народных промыслов возникло в глубокой древности, их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы) и её роспись. В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики. В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения. Урал - место залежей железной руды и полудрагоценных и поделочных камней - знаменит чугунным литьем, украшением оружия и изделиями из камня.

Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха - существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них - матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павлопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское чугунное литье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...