Технологическая карта по русскому языку 7 класс "Деепричастие как часть речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Материал предназначен для 7 класса. Подобран интересный разнообразный материал для решения поставленных задач на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_7_kl_deeprich.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие

Технологическая карта урока

Предмет        Русский язык

Класс             7

Тема              Деепричастие как часть речи

Тип урока:   Урок  «открытия» нового знания. 

Цели урока: 1. Ознакомление учащихся с общей характеристикой деепричастий, рассмотрение грамматических признаков данной части речи.

                       2.Формирование умений отличать деепричастия от причастий, наречий, других частей речи.

                       3.Формирование навыка разграничения основного и добавочного действия

Задачи:

Обучающие: Формировать навык нахождения деепричастия.

Развивающие: Развивать навыки выразительного чтения.

Воспитательная: Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре.

Планируемые результаты

Предметные: Уметь отличать и находить деепричастия, знать морф.признаки деепричастия.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные задачи

УУД

1.Организационный.

Проверяет готовность класса к уроку.

Рада вас приветствовать. . Надеюсь, что вы будете сегодня на уроке внимательны и активны.  

Записывают число, кл.работа

РегулУУД:умение управлять своей деятельностью

2.Мотивация учащихся к учению.

Итак, на протяжении многих уроков мы изучали большую и сложную тему «Причастие как часть речи».

Сегодня нам предстоит познакомиться с не менее важной и значимой темой. Полученные знания  пригодятся вам не только на последующих уроках в 7 классе, но и будут востребованы на экзамене в 9 и 11 классе.  Поэтому необходимо уже сегодня приложить максимум усилий.

3. Постановка учебной проблемы.

Синтаксический разбор предложений. (списывание с доски. 1 ученик работает у доски)

Жёлтые листья кружатся и ложатся на землю.

Жёлтые литья, кружась, ложатся на землю.

1.Выделить грамм. основу предложения)

2. Какое предл вызывает затруднение?

3. Давайте от одного выделенного слова поставим вопрос к другому.

4. В каком предложении это можно сделать?

5. Имеют ли эти слова равноправное значение?

6. В каком из данных слов указывает на основное действие? А какое на добавочное, дополнительное при главном?

7. Знакома ли вам эта часть речи. А если посмотреть на вопрос, который вы задали, что можем сказать? Какую часть речи напоминает? А будет ли это наречие? (нет, в наречии нет действия). Что вы помните о наречии? Какие признаки наречия есть  в данной речи?

А какой ещё можно задать вопрос к слову КРУЖАСЬ? ( что делая?) А можно ли отнести это слово к глаголу? Почему? Вспомним грамм признаки глагола и определим, что есть от глагола.

8. Будет ли изменяться данная часть речи?

9. Так какие же части речи совмещаются в новой части речи? (глагола и наречия). Какие признаки?

10. Вспомните, какую часть речи мы недавно изучали? А теперь прибавьте часть ДЕЕ.

Создает проблемную ситуацию

Выявление слов незнакомой части речи

РегулУУД:умение вносить коррективы в свою деятельность и критически относиться к выступлениям других групп.

4. Определение темы урока и постановка цели

11. Какова же тема урока? Запишем на пропущенной строке. («Деепричастие как часть речи») 

12. А какие цели мы можем поставить себе на данном уроке? Чему должны научиться? (уметь находить и отличать деепр от других частей речи, знать морф.признаки деепричастия)

Формулируют тему и цели, записывают тему в тетрадь

5.Изучение нового материала. Определение значения новой части речи, грамматических признаков, синтаксической роли.

- Перед вами высказывание известного русского филолога Д .Ушакова.

В лингвистике нет единой точки зрения о том, что же такое деепричастие.  Одни исследователи относят их к самостоят.частям речи, другие считают их особыми формами глагола. В нашем учебнике мы придерживаемся той точки зрения, что деепричастие - это самост. часть речи.

Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н.М. Шанского

В XVII веке учёный М. Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: ДЕЕ+ ПРИЧАСТИЕ.  ДЕЕ – это часть слова деять, то есть делать. Также мы можем её обнаружить в словах деятель, дееспособный – способный к деятельности, к действиям. Термин деепричастие можно объяснить как причастность  к действию.

  1. Что объединяет эти тексты?
  2. Чем отличаются тексты?
  3. Как вы понимаете выражение причастность  к действию? ( действие совершается, но оно не основное, добавочное)
  4. Составьте по 2 вопроса и задайте другой паре
  5. Прочитаем определение деепричастия в учебнике на стр 77

обсуждение ответов, корректировки выступлений.

Работа в парах

Формирова

ние представле

ний о новой части речи.

Личн.УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем.

РегулУУД:

умение выявлять известное и неизвестное.

КоммУУД:

умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге,создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке.

Познав УУД:

умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать.

Работа с текстом. Закрепление.

  1. Прочитать текст. Определить тему

Из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченившись, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на казацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух. (Отрывок. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

  1. Найдите деепричастия и выпишите их в тетрадь в столбик.
  2. Поставьте к ним вопрос.
  3. Определите вид.
  4. Как вы думаете, каким членом предложения будет деепричастие?
  5. Для чего служат деепричастия в художественном тексте? (для яркости, образного описания. Дополняет, дорисовывает движение, делает текст более живописным)

ПРОВЕРКА.

Работа в парах

.  

7.Закрепление нового материала

2)Проверочная работа. На карточках. Устно

Найти предложения, в которых есть деепричастия

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

6. Мама сидела, откинувшись в кресле.

7. Я открыл окно и залюбовался видом.

8. Разложив игры, дети сели в кружок.

2, 5, 6, 8

Работают с раздаточным матеиалом.

Отмечают предложения.

обсуждение ответов, корректировка выступлений.

Доказывают, почему именно это деепричастия.

Взаимопроверка в парах по ключу

Закрепление знаний о деепричас

тии как части речи.

ПознУУД:

умение систематизировать знания, строить речевое высказывание

РегулУУД:

умение использовать полученные знания  на практике.

8. Рефлексия

1. Загадку эту отгадать совсем несложно!

Меня с наречием порою спутать можно!

Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,

Я по значению похоже на глагол!

- Чем деепричастие похоже на глагол? На наречие?

 2. Кластер «Деепричастие»

Отвечают на вопросы учителя

Составляют кластер

ПознУУД:

умение анализировать ситуацию и собственные действия  на уроке, давать оценку своей деятельности.

9. Домашнее задание

СТр 77, 83,85 правило, упр  181

Запись заданий в дневники

Закрепление изученного о деепричас

тии материала

через работу с теоретичес

ким материалом и минисочине

ние.

РегулУУД:

саморегуляция

ПознУУД:

умение осознанно читать текст, интерпретировать его,

построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"

Подробное описание урока в соответствии с  требованиями  ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"

В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»

Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"

Технологическая карта урока соответсвует требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...