Разработка урока "Обособление уточняющих членов предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Стратий Елена Николаевна

Цели: отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc58.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt253 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обособление уточняющих членов предложения (8 класс).

Цели:

I. Образовательные:

   1)отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены      

      предложения;

      2)закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения

         на письме и правильного чтения в устной речи.              

II. Развивающие:

      активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.

                                                            Ход урока.

I. Актуализация.

    1.  Буквенный диктант.

На слух записать первые буквы слов грамматических основ:

Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул!

(хорошо)

    2. Цели урока.

Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы должны:

- познакомиться и хорошо изучить новую тему;

- хорошо и активно работать на уроке;

- показать хорошие знания в конце урока.

II. Введение в тему.

    1.Заполнение «слепой» таблицы.

Обстоятельство

Вопросы косвенных падежей

- Как определить, каким членом предложения является слово?

- Вывод по таблице.

    2. Работа с доской.

       1) Записать только те предложения, в которых есть обстоятельства. Подчеркнуть их.          

           Определить их вид. (В случае затруднения обращаться к учебнику, стр.79.)*

1) Постепенно гаснут в небе звезды.

2) Проходит летняя гроза.

3) Воздух чист и прозрачен.

4) Золотая осень землю наряжает.

5) Завтра мы пойдем в лес за грибами.

    Вывод.

       2) В каком предложении есть определение, дополнение?

III. Объяснение нового материала.

1. На доске остались предложения:

    Постепенно гаснут в небе звезды.

    Золотая осень землю наряжает.

    Завтра мы пойдем в лес за грибами.

- Попробуйте конкретизировать данные члены предложения, сделать их более точными,        

   ясными.

Постепенно – очень медленно.

Завтра – после работы.

За грибами – подосиновиками и подберезовиками.

Золотая – с жёлтыми листьями.

-  Какие члены предложения называют уточняющими?

-  Какие члены предложения могут выступать в роли уточняющих?

-  Выделение в устной речи, постановка запятых в письменной.

   2. Работа с таблицей.

                    Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.

Обособляются слова и словосочетания,  

уточняющие смысл предшествующих

слов;

1)уточняющие обстоятельства                  

   места,                                                        Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

   времени,                                                   Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад.

   образа действия;           Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.                     2)уточняющие

  - определения со значением                    Длинная, в несколько вёрст тень, ложилась от гор

     цвета, размера, возраста и др.,             на степи.

  - приложение с союзом или (= то есть); Это был Иван Фёдорович, или попросту Ваня.

 3)уточняющие дополнения

    (с предлогами кроме, помимо,

    вместо, включая, за исключением,       За исключением отдельных учеников, все в нашем

    наряду с и др.)                            классе учатся хорошо.

   IV. Закрепление.

1.Уточнить предложения (запись на доске).

 (Обстоятельство времени) + проходят занятия кружка юннатов (словарная работа).

 (Обстоятельство места) + поднималось солнце.

 (Обстоятельство образа действия) + раздался оглушительный звук.

 Красивая птица встретилась нам по пути.

 Бабушка очень любила грибы.

     2.Дифференцированное задание.

        I группа – придумать свои предложения, используя таблицу, на каждый вид уточнения      (можно использовать материал учебника упр. 330, 331); при проверке зачитать вслух.

       II группа – списать предложения, расставить знаки препинания – упр. 332 (4,5,6).

   Проверка с обратной стороны доски.

   Итог.

  V. Первичная проверка.

  Выписать предложения, которые имеют уточняющий член предложения, расставить знаки препинания (предложения записаны на доске).

1)Весной в лесу особенно хорошо.

2)Весной в начале мая в лесу особенно хорошо.

3)Рано-рано на мгновенье зарделось окошко (словарная работа).

4)Рано-рано румяной зорькою на мгновенье зарделось окошко.

   - У кого правильно?

      Итог.

  VI. По следам ошибок.

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

( Предложения написаны на карточках, лежащих перед каждым учащимся.)

1)Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.

2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше.

3)Дополнение – второстепенный член предложения.

4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши.

   VII.Итог. Поиграем!

Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания.

1)В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.

2)Из определения второго предложения возьмите корень.

3)Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.

4)Окончание возьмите у обстоятельства четвёртого предложения.

   (по-ясн-ени-е)

- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- Какие члены предложения могут быть уточняющими?

- Как они выделяются на письме, в устной речи?

    VIII. Проверка (диагностика).

 Работа по карточкам.

 Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения.

                                             I вариант.

1. Внизу  в закурившемся тумане шумел лес.

2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.

3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.

4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо.

5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам.

               

                                             II вариант.

1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей.

2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.

3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо.

4. Многие газы например водород легче воздуха.

5. Мы беседовали хорошо по-дружески.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособление уточняющих членов предложения.

Слайд 2

Х рапит у костра усталый о хотник. Р ассветает. Первым о чнулся Ш урик. Отлично о тдохнул! (хорошо)

Слайд 3

Обстоятельство Вопросы косвенных падежей.

Слайд 4

Определение Дополнение Обстоятельство Какой? Чей? Вопросы косвенных падежей. Где? Когда? Откуда?

Слайд 5

Запятые в предложениях с уточняющими членами. Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов: 1. Уточняющие обстоятельства - места, - времени, - образа действия. 2. Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и пр.; приложения с союзом или (= то есть). 3.Уточняющие дополнения (с предлогами кроме, помимо, вместо, включая, за исключением, наряду с и пр.). Где? Где именно? Далеко, в лесу, раздавались удары топора. Когда? Когда именно? Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад. Как? Как именно? Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза. Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. = то есть Это был Иван Федорович, или попросту Ваня. За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.

Слайд 6

Выписать предложения, которые имеют уточняющий член предложения, расставить знаки препинания. Весной в лесу особенно хорошо. Весной в начале мая в лесу особенно хорошо. Рано-рано на мгновенье зарделось окошко. Рано-рано румяной зорькою на мгновенье зарделось окошко. Он встряхнул кудрями и самоуверенно с вызовом глянул вверх.

Слайд 7

I вариант. 1. Известно, что смерчи, или водяные столбы, разбивают ядрами с кораблей. 2. За исключением отдельных учеников, все учатся хорошо. 3. Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. 4. Многие газы, например водород, легче воздуха. 5. Мы беседовали хорошо, по-дружески. II вариант. 1. Внизу, в закурившемся тумане, шумел лес. 2. Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. 3. У забора, на груде досок, уже поджидали Васька и Сашка. 4. Однажды, уже в сентябре, мы получили письмо. 5. Вопреки воле родителей, она отложила подготовку к экзаменам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные уточняющие члены предложения"

в разработке дано  понятие об обособлении уточняющих членов предложения, цель урока: научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания...

«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....

Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....