правописание приставок при и пре
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavki_pri_i_pre.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание приставок  при и пре»

1.Организационный момент:( психологический настрой)

 

    Проведем зарядку для успешности:

     Пожелайте себе успехов, а я пожелаю вам быть внимательными,            старательными, догадливыми, учиться думать и размышлять.

2.Мобилизирующий этап: ребята на доске написаны слова.

   

     Пр…бежал, пр…добрый, пр…бил, пр…школьный, пр…красный.

     1.Вставь пропущенные гласные? (ученик у доски)

     2.На какие группы можно разделить эти слова.

     3.Сформулируйте тему, которую мы изучали на прошлом уроке?

 Да, ребята, сегодня мы продолжим разговор о двух сестрах- приставках

          ПРЕ- и ПРИ-.

  а)что обозначает приставка при-?

  б)а какие два основных значения имеет приставка ПРЕ-.

Чтобы вы еще лучше запомнили когда мы пишем ПРИ-, а когда ПРЕ-,

 я вам расскажу такую грамматическую сказку.

   В стране Лингвинии жили-были приставки-сестры ПРЕ- и ПРИ-.

Приставка ПРЕ- была очень добрая, очень гордая, очень серьезная.

ПРЕ-  дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова:

очень добрая-предобрая, очень гордая-прегордая.

   Приставка ПРЕ- дочка приставки ПЕРЕ- очень похожа на мать. Только

одну букву она не взяла от своей матери букву Е.

Приставка ПРИ- хорошо воспитанная барышня. Она все делает чуть-чуть.

Не топнет, а только притопнет, не сядет, а только присядет. Не откроет, а

прикроет. У нее есть еще значения: присоединение, приближение, близость.

3.Выполнение тренировочных упражнений.

      Правило мы повторили, теперь выполняем задание, будем не забыбать его

      применять.

1)От данных прилагательных образуйте однокоренные  слова на изучаемую

   тему и запишите в тетрадь.

(серьезный, зеленый, звонкий, веселый)

2)Запись под диктовку.Запись словосочетания, выделить приставку, дать

    комментарий.

Придорожный цветок, приподнять стол, преинтересный рассказ, пришить

 пуговицу.

3)Устно прослушать веселые стихи, назвать слово на изучаемую тему.

        а) Грач качался в гамаке

                  Гуси- в волнах на реке

                  Мимо голуби летели

                  И на веточки присели

        б) Грустный клоун-Бегемот

                  Грустным голосом поет.

                  Песню грустную- прегрустную.

               в)Приходили к мухе блошки

                   Приносили ей сапожки

                   А сапожки не простые

                   В них застежки золотые.

4)Синтаксическая разминка:

     Составить предложение из слов, записать в тетрадь.

   ( Трудно, привычки, плохие, расстаться, легко, приобрести.)

Приобрести плохие привычки легко- расстаться трудно.

В каком слове мы можем объяснить написание приставки? В каком нет?

Что надо , если не можем объяснить?

5).Физминутка.

6).Самостоятельная работа.

      стр.78.№273(5пр.), индивидуальная карточка.

7).Устно.

        Давайте вспомним, какие предметы, животные были в сказках и произведениях, которые мы изучали раньше?

а) В сказке «Теремок» жила-была муха-горюха, А потом кто еще  

        стал жить?

                  Комар прилетел

                  Мышка прибежала

                  Лягушка прискакала

                  Зайчик припрыгал

                  Лисичка и волк – прибежали

                  Медведь пришел.

            б) В повести «Муму» , что мы изучали в 5 классе.

                В коморке Герасима стояла кровать- пребольшая,

                а стол и стул были-прекрепкие.

            в) Скажи . какие по твоему эти игрушки?

                Репка-пребольшая

                кукла-прелестная,

                Незнайка-презабавный

8)Догадаясь откуда эти отрывки вы правильно вставите слова с приставкой ПРЕ-, ПРИ-.

   Записать предложение.

 (Приплыла) к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно старче?»

Только поп Балду не любит

Никогда его не (приголубит).

Здравствуй, князь ты мой (прекрасный)

Что ж ты тих, как день ненастный.

4.Закрепление

 Ребята, чтобы еще раз повторить и хорошо запомнить когда надо писать

 ПРЕ- и ПРИ-,мы прослушаем стихи о волшебнике При-при и фее Пре-пре.

 Читает учитель:

                          Вот видишь приближается

                          Волшебник к нам с тобой,

                          К чему-то прикасается

                          Качает головой.

Ученик:            Все делает неполностью-

        Слегка, едва, чуть-чуть:

                           Пришел, привстал, затем прилег-

                           Не хочет снова в путь.

 

                           Еще он хочет узнавать

                           Что есть вблизи чего:

                           Пришкольный садик посещать,

                           Осматривать его.

                           В приморском парке погулять,

                           А больше ничего.

Учитель:            Волшебника зовут При-при.

                           Его случайно в памяти своей ты не сотри.

 

Фея Пре-пре.

Учитель:           А это наша фея-

                          Секунды не молчит:

         Ее все очень радует

                          Или уж очень злит.

                          Вот только что: « Прекрасно!»

        «Премило!» «Пресмешно!»

                           И вот уже : «Прескверное»

                           «Преглупое» оно.

                           В одном лишь не меняется

        Всегда ей очень нравится

                           Приставке ПЕРЕ-. Вот она

                           Ну просто прекрасавица.

   Ученик:          И фея любит прерывать

                           И преграждать, и прекращать

                           Ее приходиться прощать

        Ты фею эту называй

                           Записывай и узнавай

                           Хоть вечером , хоть на заре

                           под кратким именем Пре-пре.

5. Домашнее задание.

                          При- или Пре-? Пре- или При-?

                          Это совсем не секрет

                          На значение приставки смотри

                          Сразу получишь ответ.

Ребята, прошу воспользоваться моим советом при  выполнении домашнего

задания. Упражнение 268, стр. 77.

6. Оценки за работу.

7. Рефлексия.

        Из предлагаемых вам слов прошу выбрать то, каким вы

         считаете был урок.

 (Преинтересный, прескучный, прекрасный, пресмешной, прескверный.)

  Хороший.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...