«Сочинение в формате ОГЭ. Задание 13.3. Подготовка к написанию»
план-конспект урока по русскому языку (8, 9 класс)

Белькова Елена Фёдоровна

план-конспект урока по русскому языку ( 8-9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_oge.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Конспект урока

«Сочинение в формате ОГЭ.  Задание 13.3.  Подготовка к написанию»

план-конспект урока по русскому языку ( 8-9 класс)

Учитель - Белькова Елена Федоровна.

Цели:

  1. подготовить учащихся к выполнению третьей части основного государственного экзамена и научить понимать и раскрывать тему сочинения;
  2. логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  1. дать определение понятию и прокомментировать его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
  2. аргументировано выражать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.
  3. привести пример-аргумент из прочитанного текста, подтверждающий рассуждения писателя.
  4. привести пример из жизненного опыта, подтверждающий наши рассуждения.

Объем сочинения не менее 70 слов.

Оборудование урока: персональный компьютер, видеопроектор, карточки с текстом, доска, мел, критерии оценивания.

Ход урока

I. Вступление. Слово учителя.

 Сочинение учит думать, учит понимать жизнь,

                                                                    учит вчитываться в каждое слово.

                                                                                                       В. Литвинов

      - Сегодня мы познакомимся с заданием 13.3 ОГЭ 2024 года и будем учиться анализировать текст и писать по нему сочинение

Прочитаем задание.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем опасно малодушие?».

Дайте определение слову Малодушие, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

        -  План работы над заданием 13.3:

  1. Читаем задание.
  2. Читаем текст.

           Текст

(1)Бывают состояния, когда человеку не хватает духа, сил, воли, смелости сделать то, что он должен. (2)И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля. (3)Ему не хватает сил на поступок, иногда самый малый: не участвовать в дурном, возразить, помешать кому-то сделать плохое. (4)И если человек уступит своей слабости, не преодолеет малодушия, он может потерять себя в угоду людям с чуждым ему мировоззрением и стать зависимым от них, уступив им вопреки своей внутренней правде, своей совести и представлениям о добре и зле. (5)Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой! (6)Это непередаваемое ощущение головокружительно!

(7)Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции. (8)В разгар праздника я вспомнил, что обещал позвонить маме, и решил поискать место, где можно будет спокойно поговорить по телефону. (9)Я вышел из гостиной и заглянул в комнату именинника. (10)Несколько парней столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от чего- то, что их живо интересовало. «(11)Ага, смотри-ка! (12)Лезет! (13)Сейчас укусит!» (14)Они ржали, визжали и, чуть отпрянув, вновь наседали на что-то, для меня невидимое.

(15)Я подошёл, привстал на цыпочки и заглянул через плечо одного из парней. (16)Оказывается, их привлекли зелёные существа, которые в виде недвижных веточек обычно покоились в прозрачной пластмассовой коробке. (17)Один из парней, белозубый и азартный, пшикал раз за разом из флакона с одеколоном внутрь коробки.

– (18)Дай теперь мне, слышь! — требовал другой, настойчиво оттесняя товарища. — (19)3аткни им воздух, перекрой весь кислород!

(20)Я смотрел и молчал, весь ватный от малодушия. (21)Заворожённый этим зрелищем и заколдованный своим малодушием, я замер: не мешаю, не вмешиваюсь. (22)Наконец, всё-таки сделав над собой усилие, я выдавил:

– Что вы делаете? (23)3ачем?!

(24) Меня не услышали.

(25)Жалость к живому перекрывало малодушное сомнение: зачем препятствовать? (26)Нарываться на насмешки? (27)Идти на конфликт? (28)Не лучше ли уйти из комнаты? (29)Просто выйти? (30)Подумаешь, это же всего-навсего насекомые, даже названия которых я не знаю…

 (31)А веточки, очумев от пытки, приплясывали, извивались, вертикально вытягивались, закрывали друг друга, пытались ползти по стеклянным стенкам и соскальзывали. (32)Я больше не мог терпеть это ужасное зрелище и, собрав волю в кулак, бросился на помощь беззащитным существам.

– (33)Эй, вы что?! (34)Это моё! — завопил я и, резко и уверенно растолкав парней, точным движением выхватил у них коробку и бросился в гостиную.

– (35)Твоё? (36)Как твоё? (37)Стой! — неслось вслед растерянно-злое.

– (38)Алёша, смотри! — (39)3адыхаясь от волнения, я подскочил к имениннику. —(40)Их мучают… (41)Как называются? — (42)Я поднял к его лицу коробку. — (43)Одеколоном поливают!

– (44)Это палочники, — обронил именинник, скользнув равнодушным взглядом по насекомым. — (45)Да пускай развлекаются. (46)Всё равно выбросить хотел.

                                                                                                                                            (47)Я не поверил своим ушам. (48)Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь. (49)Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги. (50)Правой рукой я заботливо прижимал широкий карман полушубка, в котором была коробка с живыми зелёными веточками. (51)Ущербный месяц, казалось, извивался в небе, суетном от снежинок. (52)Радость странной победы кружила мне голову.

   (По С. Л. Шаргунову )

  1.  Отвечаем на вопросы:
  1. Кто в произведении малодушно поступил? (Рассказчик.)
  2. В чем проявилось малодушие? (Будучи на дне рождения у своего товарища по секции, увидев жестокое обращение ребят с насекомыми, чувствуя, что должен защитить беззащитных существ, поступив, по совести, сначала испугался гнева со стороны ребят и не посмел дать отпор обидчикам.)
  3. Что такое малодушие? (Это поступок, при котором человек знает, как следует поступить, но не делает так, потому что ему это невыгодно).
  4. Чем опасно малодушие? (Малодушие опасно тем, что разъедает душу человека, ведь он поступил непорядочно, противоестественно, против совести.)
  5. Пишем сочинение на черновике, согласно образцу.
  6. Считаем слова. При необходимости добавляем недостающие количество.
  7. Пользуясь словарем и применяя изученные правила, проверяем орфографию в своем сочинении.
  8. Используя знания синтаксиса и пунктуации, проверяем пунктуацию в своем сочинении.
  9. Переписываем на чистовик.

           Текст

(1)Бывают состояния, когда человеку не хватает духа, сил, воли, смелости сделать то, что он должен. (2)И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля. (3)Ему не хватает сил на поступок, иногда самый малый: не участвовать в дурном, возразить, помешать кому-то сделать плохое. (4)И если человек уступит своей слабости, не преодолеет малодушия, он может потерять себя в угоду людям с чуждым ему мировоззрением и стать зависимым от них, уступив им вопреки своей внутренней правде, своей совести и представлениям о добре и зле. (5)Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой! (6)Это непередаваемое ощущение головокружительно!

(7)Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции. (8)В разгар праздника я вспомнил, что обещал позвонить маме, и решил поискать место, где можно будет спокойно поговорить по телефону. (9)Я вышел из гостиной и заглянул в комнату именинника. (10)Несколько парней столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от чего- то, что их живо интересовало. «(11)Ага, смотри-ка! (12)Лезет! (13)Сейчас укусит!» (14)Они ржали, визжали и, чуть отпрянув, вновь наседали на что-то, для меня невидимое.

(15)Я подошёл, привстал на цыпочки и заглянул через плечо одного из парней. (16)Оказывается, их привлекли зелёные существа, которые в виде недвижных веточек обычно покоились в прозрачной пластмассовой коробке. (17)Один из парней, белозубый и азартный, пшикал раз за разом из флакона с одеколоном внутрь коробки.

– (18)Дай теперь мне, слышь! — требовал другой, настойчиво оттесняя товарища. — (19)3аткни им воздух, перекрой весь кислород!

(20)Я смотрел и молчал, весь ватный от малодушия. (21)Заворожённый этим зрелищем и заколдованный своим малодушием, я замер: не мешаю, не вмешиваюсь. (22)Наконец, всё-таки сделав над собой усилие, я выдавил:

– Что вы делаете? (23)3ачем?!

(24) Меня не услышали.

(25)Жалость к живому перекрывало малодушное сомнение: зачем препятствовать? (26)Нарываться на насмешки? (27)Идти на конфликт? (28)Не лучше ли уйти из комнаты? (29)Просто выйти? (30)Подумаешь, это же всего-навсего насекомые, даже названия которых я не знаю…

(31)А веточки, очумев от пытки, приплясывали, извивались, вертикально вытягивались, закрывали друг друга, пытались ползти по стеклянным стенкам и соскальзывали. (32)Я больше не мог терпеть это ужасное зрелище и, собрав волю в кулак, бросился на помощь беззащитным существам.

– (33)Эй, вы что?! (34)Это моё! — завопил я и, резко и уверенно растолкав парней, точным движением выхватил у них коробку и бросился в гостиную.

– (35)Твоё? (36)Как твоё? (37)Стой! — неслось вслед растерянно-злое.

– (38)Алёша, смотри! — (39)3адыхаясь от волнения, я подскочил к имениннику. —(40)Их мучают… (41)Как называются? — (42)Я поднял к его лицу коробку. — (43)Одеколоном поливают!

– (44)Это палочники, — обронил именинник, скользнув равнодушным взглядом по насекомым. — (45)Да пускай развлекаются. (46)Всё равно выбросить хотел.

(47)Я не поверил своим ушам. (48)Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь. (49)Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги. (50)Правой рукой я заботливо прижимал широкий карман полушубка, в котором была коробка с живыми зелёными веточками. (51)Ущербный месяц, казалось, извивался в небе, суетном от снежинок. (52) Радость странной победы кружила мне голову.

(По С. Л. Шаргунову)

13.3

           Малодушие – это состояние, при котором человеку не хватает силы воли и смелости сделать то, что он обязан выполнить, поступив по совести.

           Например, в произведении Л. Шаргунова рассказчик, находясь на дне рождения товарища по секции, увидел, как гости издеваются над палочниками, зелёными насекомыми, поливая их одеколоном. Мальчик осознавал, что должен защитить несчастных существ, но стоял и смотрел на ужас происходящего, боясь вызвать гнев злодеев на себя. К счастью, жалость к живому пересилила его малодушие, и он, набравшись смелости, отобрал коробку с палочниками у ребят, воспрепятствовал злу.  «Радость странной победы кружила» голову рассказчика, когда он бежал по улице, заботливо укрыв сосуд с насекомыми в кармане полушубка, потому что он смог преодолеть своё малодушие.

          Я тоже сталкивался с малодушием. Когда Гриша, злодей нашего класса, оскорблял моего одноклассника, мучил его, уничтожал его вещи, унижал, я, опасаясь расправы со стороны Гриши, делал вид, что ничего не происходит. Прошло уже много времени, но то гадкое чувство собственной трусости и подлости до сих пор мучает меня, не дает жить в гармонии с собой. Мне стыдно.

         Таким образом, малодушие – это нравственная слабость, когда человеку не хватает силы воли, стойкости и мужества, чтобы поступить в соответствии со своими взглядами, убеждениями и совестью. Преодолеть малодушие – значит совершить нравственную победу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для групп "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в 6 классе"

В 6 классе рассуждение как тип текста уже немного знаком учащимся. Данные задания направлены на формирование умений создавать текст-рассуждение....

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения.

Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднени...

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения. Одиночество.

В работе представлен текст и сочинение по нему. Тема текста - одиночество современного человека и его причины....

Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".

В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...

Презентация к уроку подготовки к написанию сочинения в формат ЕГЭ(задание 27)

Данная презентация может помочь обучающемуся в написании сочинения ЕГЭ(задания 27)...