Конспект урока 6 класс по теме "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Анна Владимировна Гусева

Конспект урока для 6 класса по теме "Разноспрягаемые глаголы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_6_klass_raznospryagaemye_glagoly.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Разноспрягаемые глаголы»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторить особенности глагола как части речи
  2. Через грамматические задачи напомнить ученикам алгоритм определения спряжения глаголов и написание личных окончаний
  3. Познакомиться с необычными глаголами – разноспрягаемыми и особо спрягаемыми
  4. Выявить особенности разноспрягаемых глаголов

Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, к родному языку

Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся, умение отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Орг. Момент

Здравствуйте, ребята!

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.

Решение кроссворда (настрой на работу)

Слово учителя: ребята, сегодня на уроке вам потребуется внимание, поэтому чтобы собраться, настроиться на работу, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд

По горизонтали: 1. Часть речи, обозначает предмет (существительное)

4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).

5. Обозначает признак действия или другого признака  (наречие).

6. Отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета (прилагательное).

7. Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их (местоимение).

По вертикали:

1. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

2. Изменение именных частей речи по числам и падежам (склонение).

3. Часть речи, которая отвечает на вопрос  сколько? Какой? и обозначает количество и порядок предметов при счете (числительное)

(обвести маркером на доске часть речи, с которой будем работать – ГЛАГОЛ, обратить на нее внимание учащихся).

  1. Блиц-опрос: повторение изученного материала (работает весь класс): устная работа.

Давайте вместе повторим, что же мы знаем о глаголе, и составим логическую цепочку, которую впоследствии вы должны будете прочитать.

                                                                                                   

      Вызывается ученик к доске,  комментирует схему.

Итак,  сделаем вывод: глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делать? и обозначает действие предмета. Главная особенность глагола как части речи – это его спряжение. Глаголы могут быть двух спряжений: первого и второго. (повторяем таблицу спряжений и личных окончаний глагола)

I спр.

II спр.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + 2 глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

-ИТЬ + 11 глаголов-исключений

Личные окончания

-ЕТ,

-УТ,

-ЮТ

-ИТ,

-АТ,

-ЯТ

И вот мы с вами переходим к цели нашего урока. Оказывается, есть такие глаголы, которые сочетают в себе признаки и первого, и второго спряжения. Тему урока запишите в тетради: РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ.

Мы сегодня поставим перед собой две главные цели: во-первых, повторить особенности первого и второго спряжения; еще раз посмотрим, зачем нам надо знать спряжение глагола;

И, во-вторых, познакомимся с разноспрягаемыми глаголами и посмотрим, почему они так называются.

3. Грамматическая задача  №1(мотивировка учащихся на знание правила).

Итак, сейчас мы с вами посмотрим, зачем нам необходимо изучать спряжение глагола. Предлагаю вам решить грамматическую задачу.

Задание: правильно написать окончания глаголов

боре_и тся

строи_е т

виде_ит

Алгоритм решения задачи:

  1. Ставим глагол в инфинитив

Бороться

Строить

Видеть

  1. Смотрим на суффиксы перед -ТЬ

-оть

-ить

-еть

  1. Определяем спряжение глагола по таблице:

I спр.

II спр.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + 2 глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

-ИТЬ + 11 глаголов-исключений

Личные окончания

-ЕТ,

-УТ,

-ЮТ

-ИТ,

-АТ,

-ЯТ

 и выбираем нужное окончание

борЕтся

строИт

видИт

Закрепление материала

(2 человека у доски, остальные индивидуально в тетради)

Задание: решить грамматические задачи по алгоритму:

Рису…т

Крас…т

Смотр…т

Украша…т

Примечание: у доски ученики работают на оценку: после выполнения задания учитель показывает каждому по 2 карточки с глаголами. Задача ребят -  определить спряжение глаголов. Оценка ставится сразу.

Карточка 1.            Карточка 2.

любить                 рубить

доверять             покупать

уважать              варить

Вывод: почему важно знать спряжение глаголов? (чтобы правильно писать их окончания!)

4.Переход к новой теме

Грамматическая задача №2 (практическая работа)

Задание: проспрягать глагол, определив его спряжение, и выделить окончания

ЧИТАТЬ                                                                                     ВАРИТЬ

Ед. ч.                                                                                        Ед. ч.

1.читаю                                                                        1.варю

2.читаешь                                                                        2.варишь

3.читает                                                                        3.варит

Мн.ч.                                                                                        Мн. ч.

1.читаем                                                                        1.варим

2.читаете                                                                        2.варите

3.читают                                                                        3.варят

                                                                                        

Глагол I спр.                                                                Глагол II спр.        

(2 ученика у доски работают, остальные в тетради)

Обращаем внимание на окончания глаголов 1 и 2 спряжения, делаем вывод: 

 Глаголы 1 спряжения имеют  Е-образное окончание; глаголы 2 спряжения – И-образное окончание.

5. Комментирование таблицы на доске:

Задание: внимательно посмотреть и прокомментировать:

БЕЖАТЬ

ХОТЕТЬ

      я    бегу               

     ты      бежишь

     он      бежит             

     мы     бежим              II спр.

     вы      бежите

     они    бегут             I спр.

               я           хочу

              ты          хочешь               I спр.

              он          хочет

             мы         хотим

             вы          хотите              II спр.

             они        хотят    

Что же удивительного и необычного в этих глаголах?

Может ли мы сказать, что это глаголы первого спряжения? А второго?  Почему? 

(так как они совмещают в себе признаки и 1, и 2 спряжения)  

Запишем спряжение глаголов ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ и сделаем вывод:

Что же необычного в этих глаголах? Они спрягаются частично по первому, частично по второму спряжению       называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ. 

6. Закрепление материала. Работа с учебником.

Упр. 471 по заданию. (Первые 2 тетради на проверку на оценку)

На этом, ребята, сложности не заканчиваются. Есть еще 2 удивительных глагола – ЕСТЬ и ДАТЬ.

Предлагаю вам выполнить по вариантам практическую работу, проспрягать эти глаголы.

ЕСТЬ                                                                                          ДАТЬ

(ем, ешь, ест; едим, едите, едят)        (даю, даешь, дает; даём, даёте, дают)

Обратите внимание на окончания глаголов и сделайте вывод: глаголы  ЕСТЬ и ДАТЬ спрягаются особым способом. Поэтому они называются особо спрягаемыми.

Задание на закрепление материала:

Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Найдите разноспрягаемый глагол, определите лицо, число, время.

(не хотим: 1 лицо, ед. ч., наст. время)

7.  Домашнее задание:

Упр. 473 А, 474.

8.  Стадия рефлексии

Что нового мы узнали на уроке?

2 глагола разноспрягаемых: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ.

2 глагола особо спрягаемых: ДАТЬ, ЕСТЬ

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"

Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...

конспект урока "Безударные личные окончания глаголов"

Урок проводился в рамках городского обучающего семинара «Развитие просодических компонентов речи. Ударение. Безударная гласная», 2012 г....

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

План-конспект урока "Прошедшее время сильных глаголов" - 6 класс

Знать и применять на практике изученный грамматический материал...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...

Конспект урока по русскому языку.Глагол как часть речи.Инфинитив (5 класс).

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: "Глагол как часть речи"; совершенствование навыков правописания глаголов;развитие орфографической зоркости,навыков грамотного письма....