Технологическая карта урока "Буквы И, Ы после приставок"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Нелепова Светлана Леонидовна

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

Дата проведения 11.11.19г.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология построения урока:  технология критического мышления

Тема: «Буквы И, Ы после приставок»

Цель: сформировать умения применять правило написания И-Ы после приставок, находить слова с орфограммой­буквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буквы И, Ы после приставок35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Нелеповой Светланы Леонидовны

Предмет: русский язык

Класс: 6

Дата проведения 11.11.19г.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология построения урока:  технология критического мышления

Тема: «Буквы И, Ы после приставок»

Цель: сформировать умения применять правило написания И-Ы после приставок, находить слова с орфограммой­буквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.

Планируемые результаты:          

Личностные УУД

-выстраивать добрые отношения в учебном коллективе во время учебной деятельности;

- формировать мотивацию к творческому труду, к работе на результат;

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять последовательность решения учебных задач (планирование),

воспроизводить контроль и оценку,

выполнять саморегуляцию. 

Познавательные УУД

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы;

-осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;

-формировать умение рассуждать;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Коммуникативные УУД

-строить понятные для партнёра высказывания;

-уметь работать в группе

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в  парах, в группах

Ресурсы:  М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений.. – М.: Просвещение, 2016.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность ученика

Формирование УУД

I. Оргмомент.

2 мин.

Приветствие. Психологический настрой.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

•        желаю (соприкасаются большими пальцами);

•        успеха (указательными);

•        большого (средними);

•        во всём (безымянными);

•        и везде (мизинцами);

•        Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим с вами постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать эти законы и применять их на практике. Я думаю, что если вы проявите активность, то узнаете много интересного и нужного.

Приветствие.

Настраиваются на работу, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД:

прививать интерес к познавательной деятельности.

II. Вызов

4 мин.

Слова на слайде.

Известный, играть, доиграть, отыграть,  безызвестный,  неизвестный.

1. Прием  «Корзина идей»

-прочитайте внимательно слова, на основе сравнения сгруппируйте их по определенным признакам. Ваши идеи и аргументы….

Играть                            отыграть                                      доиграть

Известный                      безызвестный                             неизвестный

-Выделим графически морфемы в словах.

Как называются такие слова?

-Написание каких слов вызывает у вас сомнение  или настораживает?

-Почему?

Дети работают в  паре. Записывают в тетрадь

(однокоренные)

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД

1. Перерабатывать и преобразовывать

информацию из одного вида в другой

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Личностные УУД:

-Оценивать результат своей работы.

- умение работать в паре

Постановка цели деятельности. Построение проекта выхода из затруднения.

4 мин.

3.Осмысление

3 мин.

5 мин.

Какова цель вашей деятельности? (Узнать правило написания букв И-Ы после приставок)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Буквы И-Ы после приставок) Запись на доске.

Буква Ы и И  в корне после приставок

Запишем тему урока.

        

-Давайте вернемся к интересующим нас словам

Играть                            отыграть                                      доиграть

Известный                      безызвестный                             неизвестный

- В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы –И или Ы , не в приставках, а после приставок.)

-Произнесите слова вслух. Как изменяются их корни?

-Сравните произношение и написание гласных после приставок.
- Выявите закономерность в написании буквы Ы после приставок

-После каких приставок происходят эти изменения?

-Надо выяснить, почему так происходит.

-Теперь обратимся  к статье учебника  стр.109 и сравним наши выводы с правилом учебника.

-Подтверждаются ли наши суждения правилом?

Все ли выводы мы сделали? Ничего не упустили? (после приставки сверх-  и  меж - пишется буква и)

- Но в учебнике дана лишь часть информации.

Прием «Инсерт» У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы. 

ᴠ-знаю из учебника

-    не согласен

+ узнал

Теория на листочках у детей. (Приложение1)
-Что нового узнали из дополнительного теоретического материала?

Формулируют цель и тему урока.

Отвечают на вопросы. Самостоятельно делают вывод.

После приставок на согласный гласная буква И в корне заменяется на Ы

Работают с правилом в учебнике.

Да

Нет

Работают с дополнительной теоретической информацией. Читают текст. Делают пометы в пустых квадратиках. В учебнике нет этой информации.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Первичное усвоение

5 мин.

1. (раздаточный материал)

- Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.

Слова

Приставки

раз-

под-

без-

сверх-

меж-

инициативный

-

-

Интересный

-

-

Личностный

-

-

Искать

-

-

-Каким способом образованы эти слова? Разберите их по составу.

-Ребята, обратите внимание на слово инициативный.    

-Какое значение у этого слова?   Составьте предложение с этим словом.

 

От слов, данных в таблице, надо образовать однокоренные слова с помощью обозначенных приставок

Работают самостоятельно

Осуществляют взаимопроверку по образцу на слайде.

Познавательные УУД

1. Перерабатывать и преобразовывать

информацию из одного вида в другой

Коммуникативные УУД :

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Осуществлять взаимный контроль.

Физминутка

Смена деятельности

2 мин

                                         

Встаньте, ребята, и послушайте стихотворение, которое сочинила героиня книги «Невероятные приключения Кости Ошибкина и Лены Пятеркиной в Русляндии» и, исполняя роль регулировщика, поднимайте вверх зеленый сигнал, если нужно писать И и красный сигнал, если – Ы.

РазЫгрались на ходу

И споткнулись на беду

Буква И и буква Ы,

Расцарапали носы.

Сверхискусно раскрутившись,

Вдруг подпрыгнуло. Расплывшись,

РазЫскало букву Ы,

Но оставило следы.

А само куда-то скрылось.

Видно в Ы и превратилось.

Где найти беглянку И?

РозЫск нужно объявить.

Может И сЫграть решило,

Но немного поспешило?

И найти немудрено.

ПодЫтожить нам дано.

Что меняются они,

В тех словах, где с буквы И

Начинался корень их.

А приставку подЫщи –

За согласной станет Ы.

Выполняют упражнения

Личностные УУД:

-Оценивать результат своей работы.

Применение знаний в новой ситуации.

7 мин

7  мин.

  1. Запишем предложения.

 

1) Я отыщу секрет и ларчик вам открою. 

Кто автор этих строк? Из какой басни?

Выделите в предложении грамматическую основу.

 

2) Я не терял надежды сыскать дорогу.

Ребята, назовите слова, которые относятся к теме нашего урока.

Являются ли они однокоренными?  Разберите их по составу.

-А теперь давайте обобщим нашу работу. Каждой группе дано задание, которое вам надо выполнить на отдельных листочках и выбрать ученика, который будет представлять ваш проект. По результатам работы должна получиться схема правила.

Защита работ у доски. Выстраивается общая схема правописания И, Ы после приставок.

Осуществляют взаимопроверку по образцу на слайде.

Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач;

Устанавливают закономерности; делают выводы; формулируют правило; фиксируют преодоление ранее возникшего затруднения

Работа в группах по 4-5 человек. (Ребята на листах составляют схемы, выполняют задания)

(см. приложение 2)

Познавательные УУД:

-Понимать содержание заданий, осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные УУД :

-формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группах

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий при определении правописания И-Ы после приставок

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей  деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Рефлексия

5 мин

Домашнее задание

Информация о домашнем задании.

( Определяют свои знания и

выбирают вариант выполнения 

домашнего задания).

Закончите предложение

1. Сегодня на уроке я научился …

2. Лучше всех на уроке работал(а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …

Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками. Зеленая – я молодец, все усвоил; красная – у меня не все получалось, надо еще раз повторить теорию.

3 уровня сложности

1ур. Упр. 197

2 ур.упр.199

3 ур.  Написать мини-сочинение, используя данные слова:

предыстория, небезызвестный, небезынтересный, предыдущий, отыскать и другие.

2 мин.

        

Дети обсуждают работу на уроке, фиксируют затруднения. Оценивают.

Познавательные УУД:

Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Регулятивные УУД:

-Соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижения.

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Коммуникативные УУД:

-Строить монологическое высказывание.

Приложение 1

1. После приставок, оканчивающихся на гласную букву, в соответствии с произношением пишется и.  Пример: переиграть, поиск.

2. После приставок меж– и сверх– пишется буква и. Пример: межинститутский, сверхинтересный.

В слове взимать после приставки вз– также пишется буква И. Это исключение.

3. После русских приставок, оканчивающихся на согласную, вместо буквы и пишется ы.

Пример: предыстория, розыгрыш, подытожить.

4. После всех заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную (дез–, контр–, пан–, пост–, суб–, супер–, транс–), пишется буква и. Пример: дезинформация, контригра

5. Правописание И после приставок не распространяется на написание сложносокращённых слов, первая часть которых оканчивается на согласную. После первой части таких слов пишется буква и. Пример: спортинвентарь, спортигра,фининспектор.

Приложение 2

1 группа. Составьте схему части правила, которое мы сегодня изучили.  И после приставок. Записать несколько приставок.

По лексическому значению определите слово и запишите его. Обозначьте условие выбора орфограммы «Буквы И - Ы после приставок».

(Все записать на отдельном листе)

1) Вызывающий интерес сверх меры.

2) Подшутить над кем-то.

3) Никому не известный.

4) Проходящий между разными институтами.

5) Осуществлять поиск.

 

2 группа . Составьте схему части правила, которое мы сегодня изучили.  Ы после приставок. Записать несколько приставок.

По лексическому значению определите слово и запишите его. Обозначьте условие выбора орфограммы «Буквы И - Ы после приставок»

(Все записать на отдельном листе)

1) Подвести итог чему-нибудь.

2) Лишённый инициативы.

3) То, что предшествует какому-либо событию.

4) Лишённый всякой идеи.

5) Не имеющий имени, названия.

3 группа. Выпишите слова на изученную орфограмму. Вставьте пропущенные буквы. (Записать на отдельном листе)

Пред...дущим летом я отдыхал в небез...звестном подмосковном детском оздоровительном лагере. У нас были преотличные сверх...нициативные вожатые со сверх...зысканным вкусом. Каждый день они придумывали для нас сверх...нтересные игры и конкурсы.

Однажды мы решили с...грать с вожатыми в футбол. Команда ребят хотела об...грать взрослых. Для этого наш капитан от...скал сверх...скусных игроков. Без...нициативных в команду решили не брать.

Наша команда не была без...мянной. Она небез...дейно называлась «Об...граем всех». О пред...стории появления названия рассказывать не буду.

Мы долго тренировались. Наконец наступил небез...нтересный день игры. Роз...грыш показал, что первыми начинают игру вожатые. Они не собирались нам под...грывать и от...скивали разные хитрые способы, чтобы наш мяч не попал в ворота. Но им это не удалось. Жюри под...тожило результаты и объявило детскую команду победителями. В нас вз...грало огромное чувство радости

4 группа. Преобразуйте имена существительные с предлогом в имена прилагательные. (Записать на отдельном листе)

Без инициативы - …

Без известности - …

Без идеи - …

Без иголок - …

Без имени - …

Без интереса - …

Без искусственности - …

Без искусства - …

Без известий - …

С помощью толкового словаря определите значения имён прилагательных, образованных от выделенных имён существительных с предлогом. Составьте и запишите с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

Технологическая карта урока "Восстановление экономики после Великой Отечественной войны". 9 клас

План конспект к уроку по теме "Воссановлени  экономики после войны"....

Технологическая карта урока 6 класс "Буквы И- Ы после приставок на согласную"

Урок по теме  "Буква И-Ы после приставок на согласную" составлен в соответствии с ФГОС....