Урок русского языка в 6 классе « Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Методическая разработка урока нацелена на ознакомление учащихся с условиями написания одной и двух  - н - в суффиксах прилагательных; на развитие навыков самостоятельной работы, мыслительных операций школьников, грамотную речь. Умения применять изученное правило, выявлять и предупреждать речевые ошибки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kl_-n-nn-_v_prilag.docx32.17 КБ
Файл -n-nn-_v_prilag.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Клётченко Ольги Николаевны

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 6

Автор  УМК: М. М. Разумовская, С. И. Львова…  Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х кн.

– М.: Дрофа, 2015

Тема урока: « Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Урок « открытия» нового знания.

Цель урока:

познакомить с условиями написания  одной и двух н в суффиксах прилагательных; развивать навыки самостоятельной работы, мыслительных  операций  школьников, грамотную речь.

Планируемые результаты: знание условий написания одной и двух н в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило, выявлять и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Задачи:

- выявить и сравнить условия выбора написания одной и двух н в суффиксах прилагательных;

- учиться использовать правило правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных;

- научить находить и использовать прилагательные с н и нн в речи;

- проанализировать функционирование прилагательных с н и нн в речи;

- привлечь внимание обучающихся к изобразительной функции языкового явления.

Универсальные учебные действия.

Личностные:

- развитие мотивации учения;

- формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

- формирование личностных смыслов и ценностей;  

- уважительное отношение к иному мнению;

- развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях;

- доброжелательная и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

- строить цепь логических рассуждений;

- самостоятельно определять средства и способы решения возникшей проблемы;

- развивать информационную компетентность учащихся;

- умение извлекать информацию и обрабатывать;

- составлять алгоритм действия;

- отвечать на вопросы;

- писать творческую работу;

- применять известное в новых условиях.

Регулятивные:

- определять цели деятельности;

- разрабатывать план деятельности;

- контролировать и оценивать деятельность свою и других;

- развивать  навыки  самоконтроля;

- выбирать критерии оценки собственных действий и результатов.

Коммуникативные:

- работать с разнообразными источниками информации;

- продуктивно общаться и работать в группе;

- выступать перед аудиторией и отстаивать свою точку зрения;

- высказываться в связном монологе, вести диалог;

- владеть всеми видами речевой деятельности.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

- образцы текстов для ознакомления, сравнения и анализа;

- дидактические материалы для отбора необходимых примеров;

- словари;

- картинки или символы для составления алгоритмов;

- презентация учителя;

- компьютер, интерактивная доска.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Представляет вниманию видеоролик с изображением веселых, радостных ребят.

(Слайд 1).  

- Кого вы увидели?  (ребят).

- Какое настроение у этих ребят?

- А у вас?

Включение  в  деловой  ритм.

Подготовка  класса  к  работе.

Самоопределение (Л)

Развитие мотивации учения (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.  

(Слайд 3)  Определить стиль и тип речи данного текста, вставить  пропущенные  буквы, объяснить  орфограммы.

  Учитель  сначала  говорит.  (Слайд 2)

    Далеко в глубину веков уходит корнями история Московского Кремля. Первые упоминания о Москве появились на страницах  древних летописей более восьми веков назад.

   В  Х1 - Х11 веках на западной окраине Суздальского княжества, на высоком холме, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел сосновый бор, в котором находилось небольшое укрепленное поселение.

В 1156 году, как ра…сказывает тв…рской летописец, были п…строены первые д…ревя…ые стены Московского Кр…мля,  территория которого тогда была намного меньше совреме…ой. Вокруг Кремля были ра…бросаны  села,  деревни и земля…ые укрепления. Крепость служила для окрес…ного населения и   хозяйстве…ым центром, и надежным местом укрытия в случае нап..дения вр…гов.

Выполняют задания, делают  морфемный  разбор  слов  с  Н и  НН, вспоминают  орфографические  правила, теорию  по  теме «Имя  прилагательное», определения  морфем.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

(Слайд 3)

   - Правописание  каких  слов  вызвало  затруднения?

   -Каким способом образованы все эти прилагательные? (суффиксальным).

- От слов какой части речи эти прилагательные образованы? (от существительных).

- Каких? (Слайд 4)

- Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?  (есть н-нн)

   - Какова  тема  урока? (Слайд 5)

   - Какова цель нашего исследования?

 (выяснить правила написания  н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. (Слайд 6)

 

 

 

  Ставят цели, формулируют тему урока.

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе  выбор способа и средств их реализации

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

- Посмотрите на слова (Слайд 7)    

- Подумайте, в каком случае пишется в суффиксах прилагательных н - нн?            

(Слайд 8).  

Учитель предлагает  составить алгоритм действия выбора н-нн в суффиксах прилагательных.

- Составьте кластеры.    

(Слайд 9-10) проверка.

 

Работают  с таблицей  (Слайд   14)                  

Составляют план достижения цели  и определяют средства (алгоритм).

Работают  с  учебником (теория).

На  основе  материала  учебника и таблицы

составляют кластер по теме "Правописание Н и НН  в  прилагательных».

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правила выбора н и нн в суффиксах прилагательных

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Работа с учебником  (упр. 234)

Учитель  организует  физминутку.

(Слайды  12- 14). Выборочный диктант

(Слайд 15) . Игра «Четвертый  лишний»

 

1. Работают  с  учебником (упр.234).Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

 

2. Выборочный  диктант  с  самопроверкой.

3. Игра «Четвертый  лишний» 

Устно  работают  с  интерактивным  словарным  диктантом (Слайд 21) .

Действие по аналогии (П)   Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Организует деятельность по применению новых знаний

(Слайд 16). Распределительный  диктант

-  Среди написанных словосочетаний есть такие, в которых прилагательные определения употреблены в переносном значении.

- С какой  целью они употребляются в речи?

(Придают образность, выразительность).

- Как они называются? (Эпитет – образные, художественные определения, употребленные в переносном значении.)

- Приведите ваши примеры.

  Самостоятельная работа с самопроверкой

   Распределительный  диктант (слайд 22) 

 ( 1 вариант выписывает  слова, где  пишется  одна Н, 2 – НН). Объясняют  правописание  Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных.

 Самопроверка (слайд23)

 Сами  себя  оценивают по критериям (слайд24)

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самоопределение (Л)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов уч-ся. (Слайд 17-18)

Учитель  задает  домашнее  задание  с  учетом  уровня  подготовки  обучающихся.

- Представьте,  что к нам в город Каменск приехали туристы. И вы, как гостеприимные хозяева, должны их радушно принять  и рассказать им о его красоте и достопримечательностях. (Слайд 19).

Задание:  

Напишите небольшой текст на тему

«Почему я люблю свой город».  Используйте при этом как можно больше прилагательных с н-нн

или  упр.234 (2-я часть).

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

  • Какую цель ставили?
  • Удалось достичь поставленной цели?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты
  • Что вы чувствовали во время урока?
  • Что у вас получилось во время урока?
  • Что каждый из вас открыл для себя?

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А. Васнецов. Основание Москвы. Постройки первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 г. А . Васнецов. Основание Москвы.

Слайд 3

В 1156 году, как ра …сказывает тв … рской летописец, были п…строены первые д…ревя…. ые стены Московского Кр …мля, территория которого тогда была намного меньше совреме ….ой. Вокруг Кремля были ра … бросаны села, деревни и земля… ые укрепления. Крепость служила для окрес … ного населения и хозяйстве…. ым центром, и надежным местом укрытия в случае нап … дения вр … гов . с е о е е а а т з нн нн н нн

Слайд 4

Прилагательные от каких слов образованы Деревя НН ый - Совреме НН ый - Земля Н ой - Хозяйстве НН ый - д ерево в ремя з емля хозяйство

Слайд 5

Н и НН в суффиксах имен прилагательных

Слайд 6

Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных

Слайд 7

Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Осенний← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) осень (- Н -) Обратите внимание!

Слайд 8

Н НН от существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый Запомни! Н входит в корень павлиНий , зелёНый , сиНий , свиНой , багряНый , юНый , румяНый , фазаНий , тюлеНий , бараНий от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый

Слайд 9

НН От существительного с основой на Н При помощи суффиксов ЕНН- ОНН деревЯННый с теклЯННый оловЯННый Искл .

Слайд 10

Н ИН А Н ЯН с виНой , сиНий , румяНый , зелеНый , юНый , пряНый , багряНый , павлиНий , бараНий , т юлеНий !

Слайд 11

Обратите внимание! на правописание прилагательных, образованных от имён существительных с суффиксом -ин- был ин н ый  был ин а стар ин н ый  стар ин а глуб ин н ый  глуб ин а

Слайд 12

Выборочный диктант Дмитрий Донской прочно помнил заветы своих дедов. Он посмотрел на Кремль. У отца Кремль был весь деревянный, местами даже крошился. Спасибо пожару - спалил все стены, как короб берестяной. Тогда и надумали больше деревянных не ставить. Каменные стены возвели. Кое-где в два, а то и в три ряда, стена над стеной, как сосновая шишка. Московский Кремль сложили на четырёх углах. Но вышел не ларцом четырёхгранным, а как бы стременем, а лучше сказать – топором. И лезвие топора обращено к Орде, а к западу – обухом.

Слайд 14

Проверь себя! Дерев янн ый Берест ян ой Камен н ые Четырёхгран н ым

Слайд 15

В каких словах пишется Н? Огне.. ый Маши.. ый Водя..ной Пламе .. ый Утре.. ий Лебеди.. ый Стари.. ый Сезо .. ый Карти .. ый Серебря.. ый Стекля.. ый Жизне .. ый

Слайд 16

Объясни написание Н и НН в суффиксах прилагательных Песча .. ый берег, журавли.. ое крыло, соловьи.. ые трели, кожа.. ые перчатки, карава … ый путь, бездо … ая пропасть, листве… ый лес, нефтя .. ая вышка, клюкве… ый морс, соломе… ая шляпа, серебря… ые росы, оловя … ый солдатик, тума … ый взор.

Слайд 17

Песч ан ый берег, журавл ин ое крыло, соловь ин ые трели, кож ан ые перчатки, нефт ян ая вышка, серебр ян ые капли Караван н ый путь, бездон н ая пропасть, листв енн ый лес, клюкв енн ый морс, солом енн ая шляпа, олов янн ый солдатик, туман н ый взор. Н НН ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 18

Проверь себя Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более ошибок - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ -Н- В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

Данный материал поможет познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н, рассуждать, устно и письменн...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"  - урок с применением ИКТ технологий....

одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

материал содержит разработку урока и презентацию к нему на тему " одна и две н в суффиксах прилагательных"...

Урок русского языка в 6 классе по теме " Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...