Презентация "Орфография русского языка"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Собраны все орфограммы русского языка за курс основной общеобразовательной школы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ. БЕЗУДАРНАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ КОРНЯ.
ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ (словарные слова) ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ
ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ Правописание безударных гласных в корнях проверяется подбором слов и форм слова, где эта гласная находится в ударной позиции: Среди слов с проверяемой гласной часто встречаются корни-омофоны, обычно рядом со словам с таким корнем в скобках указано слово, помогающее понять значение слова. Обвевать (веять) — обвивать (вить); Частота (часто) — чистота (чистый); Валы (вал) — вол (вол); Спешите (спешка) — спишите (пишет); Поседеть (сед) — посидеть (сидя); Слепить (лепка) — слипаться (липкий); скрепить (скрепка) — скрипеть (скрип); Разредить (редко) — разрядить (ряд); Посветить (свет) — посвятить (святость); Отворить (затвор) — отварить (варит); Запивать (пить) — запевать (петь);
Апелляция, аномалия, антагонизм, апартаменты, авантюра, адвокат, аплодисменты, бойкот, вакансия, ватрушка, ветеринар, горизонт, габариты, гарнизон, дезертир, дефицит, декларация, интеллигентный, иждивенец, коварный, меридиан, реабилитация, поролон, катастрофа, комбинезон, корифей, компоновать, карнавал, каморка, конфорка, линолеум, меценат, мотивировать, ностальгия, наваждение, примитивный, панорама, парадокс, привилегия, палисадник, предварительный, привередливый, пессимист, реставрировать, сертификат, стипендия, эксперимент. Наиболее часто встречающиеся слова с непроверяемыми гласными
Выполним задания
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) горизонтальный, подростковый, выровнять (дорогу) 2) подгорать, преклонение, утварь 3) водоросли, каморка, окосел (на правый глаз) 4) пловец, прилагательное, заскочить 5) пробираться (через чащу), интеллигентный, обмакнуть Ответ: 24.
Ответ: 34. 2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) разговор, возрастной, пестреть 2) словарный, персонаж, полагать 3) вдалеке, сцепление, скрипучий 4) разуверять, увлекаться, побледневший 5) реставрация, поколение, действительный
Ответ: 35. 3 . Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) экономический, офицерский, сочетание 2) реалистичный, сетевой (шнур), росточек 3) меценатство, панорамный, резиденция 4) корзина, зеркало, ворсистый 5) аннотация, гарнизон, карьерист
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Что требуется знать: правописание приставок на -З- и -С-; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- ; правописание И и Ы после приставок ; правописание разделительного Ъ и Ь знаков ; н еизменяемые приставки.
Приставки на З, С Написание таких приставок зависит от глухости/звонкости последующего согласного. Если после приставки следует звонкий согласный, то приставка заканчивается на З, если глухой – то на С . Без-/ бес- Воз-( вз -)/ вос -( вс -) Из-/ ис - Низ-/ нис - Раз-(роз-)/рас-(рос-) Через-(чрез-)/ черес Запомните: нет приставки з (несговорчивый)
При - имеет значения: 1. присоединение , приближение, прибавление ( пришить, приехать, приумножить) 2. неполнота действия ( приоткрыть, присесть) 3. пространственная близость ( приморский, пришкольный) 4. Доведение действия до конца (придумать, приучить) 5. Совершение действия в чьих-либо интересах ( припрятать, приберечь) Пре - имеет значения : 1. Высшая степень проявления какого-либо качества, действия (=очень) Премилый , презабавный 2. То же, что и приставка пере- Преградить (перегородить, преобразовать(переделать) Приставки ПРЕ и ПРИ
Различайте ПРИ- и ПРЕ- Пр и бывать в город - пр е бывать в городе; пр и дать вид - пр е дать друга; пр и зреть сироту – пр е зирать недруга; пр и дел (в храме) – пр е дел терпения; пр и ёмник (радиоприёмник) – пр е емник (продолжатель); пр и вратник (сторож) – пр е вратный (неправильный); пр и ступить (к чему-либо) - пр е ступить черту; пр и творить дверь – пр е творить в жизнь; пр и ходящий (тот, кто приходит) – пр е ходящий – непостоянный.
Правописание И Ы после приставок Ы: После русских приставок, оканчивающихся на согласную, кроме МЕЖ- И СВЕРХ-. Например: безынтересный, подыграть, разыскивать. И: после русских приставок, оканчивающихся на гласную (поиграть, поискать ) после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (сверхинтересный, межинститутский) в слове ВЗИМАТЬ в сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь ) после иноязычных приставок и частиц ( пан-, суб -, транс-, контр- и т.п.) (панисламизм, субинспектор, трансиордания , контригра) после числительных двух-, трех-, четырех- ( двухигольный , трехимпульсный )
Твердый знак Ъ пишется: после приставок, оканчивающихся на согласную перед Е, Ё, Ю, Я. ( Подъем, разъезд ) после числительных двух- трех-, четырех-, перед Е, Ё, Ю, Я. ( Трехъярусный ) после иностранных приставок, которые в русском языке не выделяются как приставки. ( Объем, адъютант и т.д. ) Разделительный твердый знак (ъ) и мягкий знак (Ь) Ь знак пишется , как правило, в корнях слов, часто в заимствованных словах. Пример: вьюга, подьячий, пьедестал.
Правописание неизменяемых приставок (нужно запомнить) О- : окликнул, остановка У- : убежал, уехал ДО- : добраться, ПО- : поверье, подворье, порезать ПРО- : проварить, пробел, проделка ПРА- :В особом значении : прабабушка , праязык НА- : нападение ЗА- : задаваться НАД- (НАДО-) : надкусить, надтреснуть ПОД- (ПОДО-) : подтаять, подточить ОТ- (ОТО-) : отдать, отдых, отодвинуть ОБ-(ОБО-) :обстричь, обточить, обтереть В- (ВО-) : всласть, вшить, вцепиться ВЫ- : вышагивать ПРЕД- (ПРЕДО-) : предпремьерный ПЕРЕ- : перегной С- (СО-) : сдвинуть ПОЗА- : позапрошлый
Выполним задания
Ответ: 245 . 1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. о..ходить , на..писать , о..растить 2. ра ..потрошить, ни..падающий , не..держанный 3. пр..бабушка , от.. йти , поз..вчера 4. пр .. амбула , пр..мудрый , пр..следовать 5. сверх.. зысканный , двух.. мпульсный , супер.. гра
Ответ: 24 . 2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. без.. скусный , по.. скать , вз ..мать 2. пр..бежать , с.. звездие , об.. йти 3. чере ..чур, в..помнить , ни.. вергать 4. пр .. чудливый , пр .. ютить , пр..мер 5. четырех..ярусный , под..ячий , ад.. ютант
ПРАВОПИСАНИЕ суффиксов
Суффиксы глаголов. Правописание ОВА ЕВА ЫВА ИВА ВА. -ОВА-, -ЕВА- Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на - ую , - юю , то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем - ова -, - ева - (заведовать - заведую, исповедовать - исповедую) -ЫВА-, -ИВА- Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на - ываю , - иваю , то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем - ыва -, -ива- (откладывать - откладываю, рассматривать - рассматриваю) -ВА- Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые - вАть , - вАю , имеют перед суффиксом - ва - ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса. (заливать - залить, преодолевать, преодолеваю - преодолеть) Искл . Застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю
Суффиксы прилагательных -ЧИВ-, -ЛИВ- Всегда пишется И (заботливый, заносчивый) -ИВ-, -ЕВ- Под ударением пишется ИВ (красивый, правдивый) Без ударения пишется ЕВ (боевой, сиреневый) Искл . милостивый, юродивый -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ- Пишутся после твердых согласных (деловой, красноватый, деловитый) -ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ- Пишутся после мягких согласных и ц (вечевой, сиреневатый, глянцевитый) -ИСТ-, -ЕСК-, -ЧЕСК- Единообразное написание (надрывистый) -ЧАТ- Всегда пишется а (створчатый, ступенчатый, решетчатый) Запомнить: дощатый (от слова доска при помощи суффикса - ат -)
-ЕНЬК-, -ОНЬК- Суффиксы не изменяются, не бывает - иньк -, - аньк - (сухонький, черненький) . -ЕНСК-, -ИНСК- Суффикс - инск - пишется в прилагательных, образованных от основ, заканчивающихся на -ин, -и(ы), а(я). ( Мытищинский , Екатерининский) В остальных случаях пишется суффикс - енск - (нищенский) Искл .: пензенский, коломенский, пресненский -К-, -СК- Суффикс -к- пишем, если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ц, ч или имеет краткую форму (немецкий, резкий – резок, мерзкий – мерзок, ткацкий). В остальных случаях пишем суффикс - ск - (французский, богатырский)
Суффиксы существительных -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) ИК Пишем, если при изменении по падежам сохраняет И (столик – столика, пальчик - пальчика) -ЕК- Пишем, если при изменении по падежам имеет беглый гласный (листочек- листочка, платочек – платочка, горошек – горошка) -ИНК- Пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на - ина (а) (горошинка-горошина, завалинка – завалина) -ЕНК- Пишется в остальных именах существительных (вишенка, песенка) Искл . Горлинка
-ИЗН-, -ИН-, В этих суффиксах всегда пишется и , не бывает суффиксов - езн -, - ен - (белизна, желтизна, тишина, вышина) -ИНСТВ- , -ЕНСТВ- Если ударение падает до суффикса, то пишем Е, если ударение падает после суффикса, пишем И. ( пЕрвенство , большинствО ) -ЕСТВ- Единообразное написание (человечество, творчество, студенчество) -ЕЦ- В сущ. мужского рода (боец) и В сущ. среднего рода, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо, письмецо) -ИЦ- В сущ. женского рода (владелица) и в сущ. среднего рода если ударение предшествует суффиксу (платьице, креслице)
-ИЧК- В сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом - иц - (лестничка (лестница), пуговичка (пуговица)). -ЕЧК- В остальных случаях (троечка, Ванечка, времечко) -ОНЬК- , -ЕНЬК- После твёрдых согласных пишем - оньк - (лисонька) После мягких согласных, шипящих и гласных - еньк - ( тученька , Зоенька ) -ЧИК- После согласных т, д, с, з, ж (перевозчик, разносчик) -ЩИК- После остальных согласных (банщик, фонарщик)
Суффиксы существительных со значением лица не меняются . -ИСТ- (шахматист), -НИК- (дворник), -НАВТ- (космонавт), -ЕЦ- (молодец), -ЁР- (комбайнёр), -ТЕЛЬ- (учитель); -ЕН- пишем в разносклоняемых существительных (время, бремя, семя, вымя, стремя, пламя, племя, темя, знамя, имя) Например: семени, времени.
Выполним задания
Ответ: 134. 1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. нов.. зна , изменч ..вый 2. тюлен ..вый, милост ..вый 3. врач.. вать , наставнич .. ство 4. беж..вый , заво .. вать 5. пугов .. чка , щавел ..вый
Ответ: 13. 2. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. плутони ..вый, форел ..вый 2. выздоравл .. вать , овлад .. вать 3. весел.. нький , приколоч .. нный 4. трущ ..ба, туш.. нка 5. ключ..к , замоч ..к
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Чтобы определить спряжение глагола, ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы на -ИТЬ, КРОМЕ брить, стелить, зиждиться (и всех производных от них) К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, КРОМЕ гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть (и всех производных от них). В личных формах глаголы I спряжения имеют в окончаниях буквы У, Ю, Е В личных формах глаголы II спряжения имеют в окончаниях буквы И, А, Я Как определить спряжение
Сначала находим инфинитив, от которого образовано причастие, далее определяем спряжение . В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, в суффиксах пишем буквы У, Ю, Е В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, в суффиксах пишем буквы И, А, Я Правописание суффиксов причастий НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ определяется спряжением.
Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени Если причастие образовано от инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ, то пишем А, Я (потерянный - потерять, засеянный - засеять) Если причастие образовано от инфинитива на -ИТЬ, -ЕТЬ, то пишем Е (закрученный - закрутить)
Выполним задания
Ответ: 234 . 1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. взбудораж .. нный , продыряв .. шь 2. несгиба .. мый , сжима.. шь 3. почист .. вший , присоб .. шь 4. вовлека .. мый , пропущ .. нная 5. почу .. вший , обиж .. нный
Ответ: 1235 . 2 . Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. приконч .. шь , ненавид .. мый 2. зала..л , посе … нный 3. прополощ .. шь , раскраш .. нный 4. игра.. щий , (они) гон..т 5. отрубл .. нный , прикрепля .. мый
Правописание НЕ, НИ.
Правописание НЕ с частями речи РАЗДЕЛЬНО СЛИТНО С любой частью речи С любой частью речи, кроме глаголов, если есть или подразумевается противопоставление с союзом «А». Это не осторожность, а трусость. Проблема не простая, а сложная. Отношения не враждебные. С любой частью речи, если не употребляется без « не » Ненавидеть, невежда, негодуя, небрежно.
С глаголами и деепричастиями С глаголами и деепричастиями в большинстве случаев. Не любить, не думая. С глаголами и деепричастиями с приставкой НЕДО в значении недостаточности действия, несоответствия норме. Недобрать тетрадей, недоварить картофель, недовернуть гайку, и все производные слова (недосол, недовес и т.д ) !!! Не доехать – здесь значение не закончить действие, пишем раздельно.
С существительными, прилагательными и наречиями С существительными, прилагательными, наречиями, если они не могут образовывать новое слово с НЕ. Сюда относятся также относительные прилагательные в роли сказуемого, качественные прилагательные (обозначающие цвета). Но!!! Если прилагательное является определением, то пишем слитно. Не стол, не деревянный, не синий. Туфелька не хрустальная. Краска не синяя, переплет не желтый, оттенок не серый. Но!!! Логика не женская – девушка рассуждала с неженской логикой. С существительными, прилагательными, наречиями на -о,-е, (полными и краткими) (есть исключения, см.в «раздельно»), если можно заменить синонимом без «не» и если они образуют новые слова с «не» Неглупый (умный), негромко (тихо), недруг (враг).
С прилагательными, наречиями на -о при наличии отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с ни) или ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ Никому не известный адрес, ни в чем не повинные люди, нисколько не понятное выражение, ничуть не вредный напиток, далеко не простое решение, вовсе не бесплодные поиски, отнюдь не новый сюжет С прилагательными, наречиями, причастиями при наличии слов меры и степени (см. далее список) Но!! Если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то пишем раздельно. Очень неинтересная книга; совсем непроверенные данные; чрезвычайно нелегко; совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема. С существительными, прилагательными и наречиями в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается. Не ясно ли это положение без всяких доказательств? Кому не известны имена наших космонавтов? С существительными, обозначающими лиц ( недемократ , нерусский, неспециалист). Метафорами широко пользуются литераторы и нелитераторы .
С краткими прилагательными, которые в полной форме имеют другое значение или не существуют. Не готов к отъезду, не должен так поступать, не намерен молчать, не обязан помогать, не рад встрече, не склонен верить, не расположен к беседе. С отглагольными прилагательными на – емый , - имый (есть исключения, см. далее) Невидимый, невменяемый, необитаемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, незримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, независимый, непромокаемый, несгораемый, неисправимый, неосуществимый, неразрушимый. Со сравнительной степенью прилагательных, наречий в большинстве случаев. Не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее. Со сравнительной степенью прилагательных, наречий на -о, если при форме сравнительной степени прилагательных и наречий имеются уточняющие наречия. Ещё неинтереснее, гораздо некрасивее, намного неприятнее, всё недоступнее, чуточку непонятнее, а также если форма сравнительной степени употребляется в отрицательных конструкциях типа: нет ничего неудачнее, чем…или в конструкции с союзами чем… тем , напр.: чем незамысловатее, тем лучше; чем дальше, тем неутешительнее. С предикативными наречиями, обстоятельственными наречиями. Не надо, не время, не жаль. Не сегодня, не всегда. Но: недосуг, неохота и др. С существительными, прилагательными, наречиями на -о, если перед существительным есть определение или предлог. Все портит постоянная нерешительность. Уволен за невыполнение обязанностей. Всему виной моё невезение. С наречиями, образованными от существительных. Не в зачет, не в меру, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки
С причастиями С причастиями, если есть зависимые слова. Не законченная вовремя книга. С причастиями без зависимых слов (или со словами меры и степени). Нерешенная задача. С краткими причастиями. Рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена. С субстантивированными причастиями (ставшими существительными). Число неуспевающих по русскому языку.
С местоимениями, числительными, союзами, предлогами, частицами С местоимениями (кроме отрицательных и неопределенных). Не я и не ты, не себе, не каждый, живет в не нашем доме. Примечание. Пишется через дефис философский термин не-я. С отрицательными и неопределенными наречиями и местоимениями без предлога. Негде, некуда, неоткуда, незачем, невдалеке, невдомек, невзначай, невмоготу, невмочь, невпопад, невтерпеж, некстати, неспроста; нехотя. С числительными всегда раздельно. Не два, не трое, пятые и не пятые классы, здесь проходит не нулевой меридиан. С отрицательными местоимениями с предлогом. Не с кем, не в чем, не о ком. С частицами, союзами, предлогами всегда раздельно. Не то… не то, не над, не без интереса.
Правописание ни с частями речи Случаи употребления частицы «ни» 1. В значении: ни один (единый) Я не увидел ни одного человека поблизости. Я не увидел ни души вокруг. (Можно подставить «ни единой души») 2. Усиление отрицания. Поэтому часто используется «ни» в предложениях с отрицательными сказуемыми, также со словами НЕЛЬЗЯ, НЕТ (они могут и отсутствовать в предложении). Нельзя ни согласиться с вами, ни опровергнуть вашу точку зрения. Я не сделал ни шага навстречу. Ни любви, ни тоски, жалости. 3. В утвердительном значении. Частица НИ может быть повторяющейся в составе союза ни…ни . Они не видели ни окон, ни дверей. = Они не видели окна и двери.
4. В значении уступки: в конструкциях с местоимениями: кто, что (в разных падежах), как, где, куда, откуда и т.д. Как ни жаль, но я должен отказаться. Где бы она ни появлялась, все были ей рады. Куда ни посмотри, кругом пыль и грязь. 5. В значении отрицания в конструкциях никто иной (другой), ничто иное (другое). Никто иной не сможет мне помочь.
Выполним задания
Ответ: Незаинтересованному. 1 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Ученые обнаружили никем (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок перуанского Мачу-Пикчу — древнего города, находящегося на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря. Только совершенно (НЕ)ЗАИНТЕРЕСОВАННОМУ взгляду русская природа кажется бедной. Всех возмутил ничем (НЕ)ОПРАВДАННЫЙ поступок Кости. Статья о творчестве известного поэта (НЕ)ОТРЕДАКТИРОВАНА. (НЕ)ДОБРЫЙ, а злой взгляд и кривая ухмылка собеседника поразили меня.
Ответ: Неведомая. 2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. А вслед за ним (НЕ)МЕНЕЕ мощно звучал голос другого гения. Вечерами у него, по привычке, собирались люди, еще (НЕ)ИЗЖИВШИЕ настроение вчерашнего дня. Никогда (НЕ)ВСТРЕЧАЛ человека, который так глупо боится смерти, как моя супруга. Саню вдруг охватила (НЕ)ВЕДОМАЯ жалость, а вместе с нею, как когда-то давно, предчувствие беды. Абажур отражал свет (НЕ)ВНИЗ, на стол, а в потолок; от этого по комнате разливался скучный полумрак.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Ответ: Сначала Затем. 1 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (ОТ)ТОГО села до города (НА)ПРЯМУЮ сто километров. (ЗА)ЧЕМ спрашивать, если (И)ТАК всё ясно? (ВО)КРУГ цвели (И)ТАК благоухали ландыши, что не хотелось уходить из леса. Я буду молиться (ЗА)ТО, ЧТО(БЫ) всё изменилось к лучшему. (С)НАЧАЛА подумай, (ЗА)ТЕМ ответь.
Ответ: Втайне Вполголоса. 2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду. Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам. (ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам. ЧТО(БЫ) жить в гармонии с собой и с миром, (НА)ЗЛО нельзя отвечать злом.
Ответ: Тоже Тотчас. 3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. ЧТО(БЫ) фирма процветала (В)ТЕЧЕНИЕ ближайших лет, сейчас нужны немалые вложения. Всадник прокричал (В)СЛЕД командиру ЧТО(ТО) отчаянное. (В)ВИДУ сильного жара ребёнок не спал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей ночи. (В)ДАЛИ столбы выстроились (В)ВИДЕ обгоревших спичек. Дед (ТО)ЖЕ выскочил в сени, но (ТОТ)ЧАС вернулся, злой и взъерошенный.
Правописание Н/НН в частях речи. Теория и практика.
Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий Н НН 1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет н, и в непроизводных прилагательных. Юбилей-юбилейный Синий, зеленый 2. В отыменных прилагательных с суффиксами -ан-, - ян -, -ин-: Песок-песчаный Кожа-кожаный Искл : оловянный, стеклянный, деревянный 1. В отыменных прилагательных с основой на -н. Сон – сонный Длина – длинный 2. В отыменных прилагательных с суффиксами - енн - , - онн - Искусство-искусственный, Лекция-лекционный Утро-утренний
Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий 3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-) и зависимых слов Красить (гл НВ без приставки) - крашеный Пугать – пуганый Звать-званый Не меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о) Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный 3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами: Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской; разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм. Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человек В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида: Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный 4. В кратких причастиях: Засеянный -засеян(а,о,ы) Отраженный - отражен(а,о,ы) 4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный: Балованный, циклеванный Искл: кованый, жёваный 5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н- Юная девушка – девушка юна Зеленые деревья – деревья зелены 5. В кратких прилагательных, если в полных было - нн - Ценная вещь – вещь ценна Длинная дорога – дорога длинна
Правописание Н и НН в существительных НН Н Если корень оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н. Например: конница, бесприданница, малинник Если существительное образовано от основы прилагательного (отыменного) с одним Н. Например: песчаник, пряности, юность
Выполним задания
Ответ: 1. 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н . Мелиховский период, о котором столько написа (1)о, — это не только напряжё (2) ый , вдохнове (3) ый труд Чехова и активная медицинская практика, но и колоссальная обществе(4) ая деятельность писателя.
Ответ: 235. 2. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н . Покраше (1) ая в зеле(2) ый цвет лавка была сдела (3)а на совесть: деревя (4) ая спинка и кова (5) ые подлокотники отличались особым удобством.
Ответ: 12. 3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . Ране(1) ый в бою солдат шел по усыпа (2)ому си(3)ими и крас (4) ыми цветами полю со своим смышле (5) ым не по годам сыном.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
