Открытый урок в 9 классе "Союзные и бессоюзные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
УРОК В 9 КЛАССЕ ИЗ РАЗДЕЛА "ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Союзные и бессоюзные сложные предложения".
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: сформировать знания об особенностях союзных и бессоюзных сложных предложений; знания о средствах связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях.
Задачи урока:
1) Обучающие:
- актуализировать знания учащихся о союзах как средствах связи частей сложного предложения, видах связи в предложении (сочинительной и подчинительной);
- сформировать умения разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, умения находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, составлять схемы сложных предложений.
2) Воспитательные:
- воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету;
- воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность школьников.
3) Развивающие:
- содействовать развитию речи учащихся, обогащать их словарный запас;
- совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала;
- развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;
Учебно-методическое и техническое обеспечение:
1) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
2) Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2013.
3) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: ВАКО, 2008.
4) Ноутбук, проектор.
5) Раздаточный материал.
План урока.
1). Организационный момент (1-2 мин.)
2) Опорное повторение (5-6 мин.)
3) Объяснение нового материала (5-6 мин.)
4) Первичное закрепление знаний, умений (5-6 мин.)
5) Формирование умений (10 мин.)
6) Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений (5-6 мин.)
7) Задавание на дом (1-2 мин.)
8) Подведение итогов (2-3 мин.)
Методическое обоснование урока.
Урок проводится в системе уроков русского языка в 9 классе, является продолжением в изучении раздела "Сложное предложение". Учащиеся научились различать простые предложения с однородными подлежащими и сказуемыми и сложные предложения с односоставными и двусоставными грамматическими основами; умеют определять смысловые отношения между частями сложного предложения; видеть средства связи. Урок нацелен на формирование умений и навыков находить союзные и бессоюзные сложные предложения, определять их способы связи. При изучении темы следует обратить внимание учащихся на средства связи простых частей в сложном предложении, повторить сочинительные и подчинительные союзы, их роль в предложении. Наиболее сложным представляется определение средств связи в сложном предложении (союзы и интонация). На уроке планируется использование мультимедиа (схемы, таблицы, упражнения проецируются на экране), чередование различных видов учебной деятельности. Учитываются и особенности обучающихся класса (30 % учащихся имеют низкие учебные способности, недостаточную учебную мотивацию), поэтому урок построен на совместную работу учителя и учеников. В результате выполнения определенных действий планируется достижение главной цели урока - сформировать знания о об особенностях союзных и бессоюзных сложных предложений; знания о средствах связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях.
ХОД УРОКА.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | Метод: слово учителя Прием: приветственное, ведущее слово учителя (приветствие, выявление отсутствующих в классе, запись в тетради даты и вида работы) | Метод: списывание Прием: неосложненное списывание |
2 | Опорное повторение | I. Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Материал для беседы: 1. Назовите структурные типы предложений. 2. Назовите виды связи в словосочетании и предложении. 3. Назовите виды предложений по способу их связи. 4. Перечислите функции союзов как средств связи. II. Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя 1) Прочитать сложные предложения из упр. 43, доказать, что это сложные предложения, начертить их схемы. 2) Прочитать текст на тему «Краски осеннего леса» (из домашнего задания), указать сложные предложения. | I. Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа II. Метод: упражнение (устно)
|
3 | Объяснение нового материала. | I. На доске проецируются союзные и бессоюзные предложения: 1) Я знал: удар судьбы меня не обойдёт. (М. Ю. Лермонтов) 2) Было уже часов десять вечера, и над садом светлела полная луна. (А. П. Чехов) 3) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Т. Константинова) Метод: проблемная ситуация Прием: проблемная задача — Какие из сложных предложений союзные, а какие — бессоюзные? — Как соединяются части бессоюзного и сложного предложения, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений? — Какое предложение сложносочинённое, какое — сложноподчинённое? В каком предложении смысловые отношения выражены более явно? Благодаря чему? II. Метод: слово учителя Прием: вводное, инструктирующее, сопровождающее слово учителя (выведение схемы на экран) СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(В результате наблюдений делается вывод, что в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Части сложно сочинённого предложения соединяются с помощью сочинительного союза и и интонации. Части сложноподчинённого предложения соединяются посредством подчинительного союза чтобы и интонации. Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации. Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Смысловые отношения выражены более явно в сложноподчинённом предложении благодаря союзу чтобы. | I. Метод: наблюдение Прием: наблюдение за текстовым материалом II . Метод: наблюдение Прием: наблюдение за материалом схемы |
4 | Первичное закрепление знаний и умений | I. Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя В упр. 46 прочитать текст В. В. Муравьёва, озаглавить его, назвать известные стихи о Москве, записать последовательно предложения: 1) простые; 2) сложносочинённые; 3) сложноподчинённые. Подчеркнуть ключевые слова в выписанных предложениях. В упр. 47 ученики выписывают предложения в такой последовательности: а) сложносочинённое; б) сложноподчинённое; в) бессоюзное; г) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Указывают грамматические основы. | I. Метод: упражнение Прием: упражнение Упр. 46, стр. 26 Упр. 47, стр. 26 |
5 | Формирование умений | Метод слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя Упр. 48, 49 | Метод: упражнение Прием: упражнение Упр. 48, 49 (письм.) |
6 | Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений | Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя (Выполнить тестовые задания в раздаточном материале) Тестовые задания в раздаточном материале. 1. Какое из следующих утверждений верно? а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов. б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными. в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью. г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно. Ответ: г. 2. Определите вид предложения В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. а) простое, б) сложносочинённое, в) сложноподчинённое, г) бессоюзное Ответ: б. 3. Найдите четвёртое лишнее предложение. а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица. б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи. в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол. г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе. Ответ: а. 4. Определите, чем соединены части в предложении Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит. а) подчинительным союзом, б) союзным словом, в) сочинительным союзом, г) интонацией Ответ: г. | Метод: упражнение Прием: упражнение |
7 | Задавание на дом | Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя а) выписать из произведений А. С. Пушкина сложные предложения всех видов (по одному примеру), проанализировать их. По аналогии с этими предложениями составить свои; б) выполнить упр. 51. | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное слушание |
8 | Подведение итогов | #1052;етод: беседа Прием: эвристическая беседа — Какие признаки сложного предложения вы знаете? — Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного? — На какие виды делятся сложные предложения в зависимости от характера союза? — Где преимущественно употребляются сложные предложения? II. Метод: слово учителя Прием: комментирующее, обобщающее слово (выставление отметок за урок, подведение итогов урока, выявление учащихся, усвоивших и не усвоивших новый материал) | I. Метод: беседа Прием: эвристическая беседа II. Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное слушание |
РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ | Словарная работа. Задание: вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание, разобрать слово прогрессивный по составу, объяснить значение слов симпозиум, конгресс. Че..твовать конгре.., мирово..рение, с..мпозиум, чу..твовать, прогре..ивный, пр..в..легированный, бл..стеть. Симпозиум (лат. symposium < греч. Symposion — пиршество): 1) у древних греков и римлян пирушка, часто сопровождавшаяся музыкой, развлечениями, беседой; 2) совещание, обычно международное, по какому-либо спец. (гл. обр. научному) вопросу. Конгресс (лат. congressus — встреча, собрание) — съезд, совещание, преимущ. международного характера: 1) законодательный орган (парламент) в США и некоторых других государствах; 2) названия некоторых общественно-политических организаций ряда стран, напр. в Индии партия Индийский национальный к. |
Самоанализ проведенного урока.
Урок по теме "Союзные и бессоюзные сложные предложения" состоялся, был рассчитан на один учебный час. За 45 минут удалось выполнить почти весь запланированный объем работы. Больше времени ушло на объяснение нового материала, поскольку пришлось учитывать индивидуальные особенности некоторых детей (с трудом выражают собственные мысли, тяжело сделать выводы и т.д.). Выяснила в ходе урока, что не все учащиеся различают ССП и СПП. Пришлось провести сравнительный анализ ССП и СПП в части определения зависимости их простых частей по типу связи, сочинительной или подчинительной. Резервный материал не использовала. В конце урока вместо этапа подведение итогов провела этап рефлексии, где учащиеся попытались дать оценку своей работе на уроке. Некоторым было довольно трудно оценивать самих себя. Считаю урок продуктивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Сложные предложения"
Закрепить понятие о сложном предложении, учить строить сложные предложения с союзами а, и, но....

Открытый урок на тему "Типы сложноподчинённых предложений" в 9 классе
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к преподаванию русского языка в основной школе....

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Данный урок проведен в форме игры. Урок в нетрадиционной форме нацелен на лучшее закрепление сочинительных союзов. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологическ...

Открытый урок в 9 классе "Сложноподчиненные предложения"
Цели:Обучающие: Закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;Развивающие:Совершенствование построение схем, определения вида...

Открытый урок на тему:"Второстепенные члены предложения"
Данный урок-один из уроков,проводимых при изучении темы "Члены предложения" в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов....

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения". 5 класс. ФГОС
Содержание материала:-карта урока-презентация-рефлексия-лист самооценки-инструктивная карта-самоанализ урока...
Открытый урок по теме "Второстепенные члены предложения"
Обощающий урок "Зимние зарисовки" на тему "Второстепенные члены предложения" с использованием на уроке сингапурских технологий...
