Урок русского языка в 5 классе по теме: Какова особенность типов речи?
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Людофа Туяна Владимировна

Открытый урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_russkogo_yazyka_5_klass.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по русскому языку

Класс: 5-б

Тема урока: какова особенность типов речи?

Цель: расширить понятие типы речи, умение определять признаки текстов разных типов речи

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять композиционные и языковые особенности текстов разных типов речи, излагать мысли на заданную тему;

Метапредметные: формирование умения работать с новой информацией по теме, умение различать, выстраивать речевое высказывание;  

Личностные: уважительное отношение к языку, формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Методы обучения: наглядный, поисковый, исследовательский

Формы обучения:   групповая, индивидуальная

Виды деятельности учащихся: ответы на вопросы, анализ текстов,  заполнение таблицы, составление собственных текстов.

Тип урока: систематизация знаний

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями

ХОД УРОКА

1.МОТИВАЦИЯ (приветствие, настрой на работу)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будет японская пословица, которая поможет нам:

Изучая старое - узнаешь новое (японская пословица)

-попробуйте пояснить?

-итак, послушайте шуточное стихотворение:

В стране русского языка, под деревом сидели трое...
Первый очень странный тип -Целый день в теньке сидит
Никого не замечает -Рассуждает, рассуждает:

И второй тип непростой, Сообщает день – деньской.
Словно сводка новостей, Полон всяких он вестей.
Обо всем а свете знает, Ничего он не скрывает.

Третий тип нас не обидит! Он опишет всё, что видит.
Он расскажет, кто какой -Птица, рыба, зверь лесной…

Кто такие здесь сидят? Каждому помочь хотят
Очень мудрым, умным быть И красиво говорить. Догадались?

(типы речи)

Тема урока: Типы речи. Какова особенность типов речи?

Цель: расширить понятие типы речи, умение определять признаки текстов разных типов речи

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

-Ребята, а что это такое? – типы речи. Это способы изложения речи.

- Правильно. Тип речи – это способ отражения окружающей действительности.

- Как вы понимаете выражение « окружающая действительность»? - Мы говорим и пишем о том, что видим, о чём думаем, как понимаем происходящее вокруг.
- Итак, в своей речи мы отражаем окружающую действительность. Тип речи- способ отражения окружающего нас мира. Таким образом, значение текста, создаваемого нами , зависит от содержания высказывания.
- Сколько различают типов речи? ( Три: повествование, описание, рассуждение).

1.ОСВОЕНИЕ

Итак, сегодня мы поработаем в 5 творческих группах. Прежде чем мы начнем, давайте определим, кто нам поможет? (звуки-урчание кота)

(варианты детей) Да, сегодня нам поможет всем известная домашняя кошка, кот. В текстах будет идти речь о котах и мы узнаем еще много интересного об этом любимом всеми домашнем питомце.

- Что такое текст? Это несколько  предложений, связанных по смыслу и грамматически.

- Назовите признаки текста. Вступление, основная часть, заключение. А также заголовок, гл. мысль и тема.

Групповая работа: (вытягивают тексты). В 5 классе вы начали изучать немало  предметов: биология, история, география, литература, математика

Задание: (время 10 мин)

1.отобрать текст по своему предмету

2. определить текст своего предмета

3. определите композицию текста

1. Шел Кондрат в Ленинград, А навстречу —двенадцать ребят. У каждого по три лукошка, В каждом лукошке — кошка, У каждой кошки — двенадцать котят. У каждого котенка. В зубах по четыре мышонка. И задумался Кондрат:" Сколько мышат и котят ребята несут в Ленинград?".

2. Домашняя кошка - социальное животное, обладающее развитым интеллектом и способностями к общению, умеющее испытывать и выражать сложные чувства и эмоции. Относится к семейству Кошачьих, представляя собой одомашненный подвид лесных котов.

Размеры тела котов и кошек, в среднем, составляют около 30-60 см в длину и 20-30 см в высоту. Вес животных при этом колеблется в районе 3-7 кг. Однако, самые крупные представители домашних кошачьих размерами тела превышают метровую отметку, а масса их с лёгкостью превышает 10 кг.

Окрас кошек отличается огромнейшим разнообразием, включая более сотни цветов и оттенков. Более того, окрас шерсти домашних любимцев может быть смешанным, а может включать выделяющиеся цветом узоры. Поэтому найти двух абсолютно схожих по окрасу животных крайне сложно, хоть и в самой малости, но они будут различаться.

3. Мы впервые его рассмотрели как следует. Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

4. Многие утверждают, что первыми кошек приручили и одомашнили древние египтяне, однако общего мнения на этот счет нет. Считается, что история появления кошек рядом с человеком начинается примерно 10-12 тысяч лет назад и связана с тем, что эти животные сблизились с людьми именно с тех пор, когда последние начали вести оседлый образ жизни. Это, кстати, делает кошек просто уникальными среди всех зверей, многие из которых до сих пор стараются держаться от людей подальше.

Много споров вызывает также история происхождения кошек, которая тоже весьма неоднозначна.

5. Тем не менее около 2300 лет назад кошки на кораблях попадают в Грецию, а позже также по морю распространяются по Римскому государству. За следующие 500 лет кошки расселились по всей Европе. На Британские острова кошки загадочным образом попали до того, как туда добрались римляне. По Великому шелковому пути животные попадают в Китай и Индию, где в изоляции от других кошек возникают новые породы — сиамская, корат и бирманская. Предположительно, кошки добираются до Америки на рубеже XV–XVI веков на кораблях Колумба. В Австралию зверей, вероятно, привозят в XVII веке.

2. Интересные факты  о котах (РАЗМИНКА)

  • Кошки могут издавать около 100 различных звуков. Для сравнения – собаки только около 10.
  • Кошки, если не спят, тратят треть всего времени на уход за собой.
  • Кошка легко прыгает на высоту, в пять раз превышающую ее рост.
  • Кошки чувствуют запахи в 14 раз сильнее, чем люди. У них 80 миллионов обонятельных рецепторов в носу
  • Домашние кошки – это единственная разновидность кошачьих, способная держать хвост вертикально при ходьбе. Все дикие кошки держат при ходьбе свои хвосты горизонтально.
  • У кошки потеют только подушечки лап.
  • Во время охоты на добычу домашняя кошка может делать рывки со скоростью до 40 километров в час.

3. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Немало художников, которые изображают на полотне это удивительное животное. Ваша задача- создать небольшой текст (тип речи по жеребьевке)

Работа в группе (4 мин)

4.РЕФЛЕКСИЯ

Сейчас вам предстоит заполнить таблицу: (индивидуальная работа)

Памятка типы речи

Тип речи

Какие части речи преобладают?

С какой целью?

О чем говорится?

Вопрос?

Сколько рисунков?

Описание

Информация о предмете и свойствах

1

Повествование

глаголы

Последова

тельность

действий

Рассуждение

 

Доказать то или иное положение, причины

Почему?

нет

Работа проверятся (взаимопроверка)

ВОПРОСЫ:

  1.  Что нового узнали?
  2. Где эти знания пригодятся?

Домашняя работа:

  • Написать сочинение-миниатюру на тему:

   мой домашний питомец (соблюдая требования памятки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему " Диалектизмы.Особенности уральского диалекта"

Урок изучения нового материала по русскому языку  на тему " Диалектизмы.Особенности уральского диалекта" проводится в рамках изучения раздела " Лексика" в 6 классе. Применяютс...