Конспект урока на тему: "Виды сложных предложений". 9 класс.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Трухина Марина Анатольевна

Конспект урока русского языка на тему: "Виды сложных предложений" для учеников 9 класса с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_slozhnyh_predlozheniy.docx54.61 КБ
Файл vidy_slozhnyh_predlozheniy_1.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Трухина Марина Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иволгинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Тема урока: Виды сложных предложений. 9 класс.

Цели урока:

- углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении; формировать знания о союзной и бессоюзной связи.

- совершенствовать языковые и пунктуационные навыки: конструирование сложных предложений, умение производить синтаксический анализ предложений.

Задачи:

Развивать навыки анализа и синтеза, критического мышления.

Планируемые результаты:

Получение опыта исследовательской работы с предложенными источниками информации, приобретение навыков сравнения, анализа и обобщения материала, получение эмоционального удовлетворение от результатов.

Оборудование:

Учебные тексты, схемы, фотографии по теме урока, компьютер, мультимедийный экран.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Отработка умений и навыков.
  4. Закрепление.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

Ι. Организационный момент. (Мотивация к обучению. Приветствие учителя. Приветствие учащихся.

- Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Вы готовы получить новые знания? Подарите друг другу свою улыбку и пожелайте удачного дня.

Учащиеся улыбаются и желают удачного дня).

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Ответы учащихся).

Ребята, мы с вами изучили все виды сложных предложений и сегодня на уроке будем отрабатывать навык определения вида сложного предложения, постановки знаков препинания в сложных предложениях.

2. Работа в парах с карточками.

На карточках записаны следующие вопросы:

  • На какие группы делятся сложные предложения? (Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.)
  • По каким значениям делятся на группы сложносочиненные предложения? (Сложносочиненными называются такие сложные предложения, в которых равноправные по смыслу простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.)
  • Какие союзы употребляются в сложносочиненных предложениях? (По характеру союзов и по значению ССП делятся на три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с разделительными союзами, ССП с противительными союзами.)
  • Какие предложения называются сложноподчиненными? (Сложные предложения, состоящие из двух или нескольких простых, которые связываются подчинительными союзами или союзными словами, называются сложноподчиненными.)

III. Отработка умений и навыков.

Сегодня мы с Вами поговорим о нашем великом озере Байкал. Расскажите, что Вы о нем знаете? (Ответы учеников: самое глубокое озеро в мире, чистая пресная вода, глубина озера 1642 м, находится в республике Бурятия и Иркутской области, впадает 366 рек, а вытекает одна Ангара).

Текст на экране:

По очертаниям Байкал похож на узкий полумесяц, настолько легко запоминающийся, что его без труда находят на карте России.

Байкал словно протискивается между горными массивами, а его водная гладь находится на высоте более 450 метров над уровнем моря, что дает все основания считать его горным озером.

С запада к нему примыкают Байкальский и Приморский хребты, с востока и юго-востока – массивы Улан-Бургасы, Хамар-Дабан и Баргузинский. И весь этот природный ландшафт настолько гармоничен, что одно без другого трудно представить.

- Прочитайте предложения. Какие они? Чем связаны между собой? Как вы определили, что это сложные предложения? Выделите грамматические основы. (Работа у доски).

Учащиеся делают вывод, что предложения в тексте – сложные, что связаны они между собой при помощи интонации, а третье предложение сложносочиненное с противительным союзом. Простые предложения в составе бессоюзного сложного отделяются друг от друга паузой, а на письме – знаками препинания.

Схема на экране:

Пользуясь данной схемой, расскажите, что вы знаете о сложном предложении и его видах.

- Чем различаются ССП И СПП? (ССП- части независимые, В СПП – главная и зависимая, союзами)

- Средством связи в сложноподчиненных предложениях служат подчинительные союзы, в сложносочиненных предложениях – сочинительные союзы, в бессоюзных – интонация (без включения союзов).

IV. Закрепление. Работа с текстом.

- Возьмите тексты, которые лежат на ваших столах. Внимательно прочитайте текст и выполните задание индивидуально.

Задание: Выделите в тексте сложные предложения, определите количество простых предложений в их составе. Какой союз стоит между простыми предложениями, входящими в состав сложного? Подумайте, почему в выделенных предложениях между частями бессоюзного сложного предложения употреблена точка с запятой?

Текст «Байкал и его дочка».

Было это 25 миллионов лет тому назад, когда жизнь на Земле только зарождалась. Раздвинулись горы, задрожала земля, образовалась между гор глубокая впадина, и постепенно наполнилась она водой. Так образовалось Великое Озеро. Имя его – Байкал.

Жил Байкал со своей красавицей дочерью Ангарой в Сибирской тайге.

Суровый, но справедливый был старый Байкал. Со всех сторон стекались к нему 336 больших и маленьких рек и ручейков, все хотели пополнить воды Священного озера, все стремились за советом к мудрому старику Байкалу.

Никому не прощал Байкал грубости и пренебрежительного отношения к себе, никому не позволял он засорять свои воды. Не зря Сибиряки считают Байкальскую и Ангарскую воды целебными, относятся к Старику и его дочери с большим почтением и уважением.

Однажды из уст путешественников Ангара услышала о могучем красавце Енисее.

Захотелось красавице хоть одним глазком взглянуть на него, не раз

Ангара умоляла отца отпустить её. Но отец и слышать об этом ничего не хотел и присмотрел жениха своей дочери поближе.

Загрустила красавица Ангара, много слёз пролила она; эти слёзы, превратившиеся в жемчужины, не раз находили люди у прекрасной реки. Жалко стало девушку большим и маленьким рекам, промыли они проход, и Ангара решилась бежать к своему суженому.

И вот однажды, когда старик задремал, Ангара побежала навстречу судьбе, навстречу новой жизни, навстречу своему любимому.

Никто не смог остановить беглянку. Тогда Байкал в отчаянии бросил огромный камень вслед своей непокорной дочери, но она была уже далеко.

Напрасно пытался остановить её Иркут, смелая девушка уверенно стремилась к цели и достигла её. (Материал из Интернета).

- Проверим правильность ваших ответов.

Ученики читают по одному предложению, объясняя количество простых предложений в составе СП и какой союз стоит между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Один ученик объясняет, почему в выделенном предложении стоит точка с запятой.

V. Подведение итогов.

- Мы сегодня говорили о самом глубоком озере Байкале. А какие отличающиеся географические объекты вы бы смогли ещё назвать?

- Гималаи – самые высокие горы.

- Амазонка – самая длинная река.

- Анды (Южная Америка) – самые протяженные горы.

- Россия – самое большое государство.

- Сахара – самая большая по площади пустыня.

Заполнение карточки ЗХУ

Знаю

Хочу знать

Узнал

Что такое предложение?

Какое предложение называется сложным?

Виды сложных предложений

VI. Домашнее задание.

Описать любой из географических объектов с использованием разных видов сложных предложений.

Список информационных источников:

Байкал — Википедия ()


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды сложных предложений Трухина Марина Анатольевна Учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение Иволгинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Слайд 3

По очертаниям Байкал похож на узкий полумесяц, настолько легко запоминающийся, что его без труда находят на карте России. Байкал словно протискивается между горными массивами, а его водная гладь находится на высоте более 450 метров над уровнем моря, что дает все основания считать его горным озером. С запада к нему примыкают Байкальский и Приморский хребты, с востока и юго-востока – массивы Улан- Бургасы , Хамар-Дабан и Баргузинский . И весь этот природный ландшафт настолько гармоничен, что одно без другого трудно представить.

Слайд 6

- Гималаи – самые высокие горы. - Амазонка – самая длинная река. - Анды (Южная Америка) – самые протяженные горы. - Россия – самое большое государство. - Сахара – самая большая по площади пустыня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе

Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....

Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс

Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....

Конспект урока по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Урок русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"....

Конспект урока русского языка "Бессоюзные сложные предложения" (технология здоровьесбережения)

Конспект урока русского языка с применением технологии здоровьесбережения "Бессоюзные сложные предложения"...