Конспект урока на тему: "Виды сложных предложений". 9 класс.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект урока русского языка на тему: "Виды сложных предложений" для учеников 9 класса с презентацией.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.61 КБ | |
| 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Трухина Марина Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иволгинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Тема урока: Виды сложных предложений. 9 класс.
Цели урока:
- углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении; формировать знания о союзной и бессоюзной связи.
- совершенствовать языковые и пунктуационные навыки: конструирование сложных предложений, умение производить синтаксический анализ предложений.
Задачи:
Развивать навыки анализа и синтеза, критического мышления.
Планируемые результаты:
Получение опыта исследовательской работы с предложенными источниками информации, приобретение навыков сравнения, анализа и обобщения материала, получение эмоционального удовлетворение от результатов.
Оборудование:
Учебные тексты, схемы, фотографии по теме урока, компьютер, мультимедийный экран.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Отработка умений и навыков.
- Закрепление.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
Ι. Организационный момент. (Мотивация к обучению. Приветствие учителя. Приветствие учащихся.
- Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Вы готовы получить новые знания? Подарите друг другу свою улыбку и пожелайте удачного дня.
Учащиеся улыбаются и желают удачного дня).
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительное слово учителя.
Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Ответы учащихся).
Ребята, мы с вами изучили все виды сложных предложений и сегодня на уроке будем отрабатывать навык определения вида сложного предложения, постановки знаков препинания в сложных предложениях.
2. Работа в парах с карточками.
На карточках записаны следующие вопросы:
- На какие группы делятся сложные предложения? (Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.)
- По каким значениям делятся на группы сложносочиненные предложения? (Сложносочиненными называются такие сложные предложения, в которых равноправные по смыслу простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.)
- Какие союзы употребляются в сложносочиненных предложениях? (По характеру союзов и по значению ССП делятся на три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с разделительными союзами, ССП с противительными союзами.)
- Какие предложения называются сложноподчиненными? (Сложные предложения, состоящие из двух или нескольких простых, которые связываются подчинительными союзами или союзными словами, называются сложноподчиненными.)
III. Отработка умений и навыков.
Сегодня мы с Вами поговорим о нашем великом озере Байкал. Расскажите, что Вы о нем знаете? (Ответы учеников: самое глубокое озеро в мире, чистая пресная вода, глубина озера 1642 м, находится в республике Бурятия и Иркутской области, впадает 366 рек, а вытекает одна Ангара).
Текст на экране:
По очертаниям Байкал похож на узкий полумесяц, настолько легко запоминающийся, что его без труда находят на карте России.
Байкал словно протискивается между горными массивами, а его водная гладь находится на высоте более 450 метров над уровнем моря, что дает все основания считать его горным озером.
С запада к нему примыкают Байкальский и Приморский хребты, с востока и юго-востока – массивы Улан-Бургасы, Хамар-Дабан и Баргузинский. И весь этот природный ландшафт настолько гармоничен, что одно без другого трудно представить.
- Прочитайте предложения. Какие они? Чем связаны между собой? Как вы определили, что это сложные предложения? Выделите грамматические основы. (Работа у доски).
Учащиеся делают вывод, что предложения в тексте – сложные, что связаны они между собой при помощи интонации, а третье предложение сложносочиненное с противительным союзом. Простые предложения в составе бессоюзного сложного отделяются друг от друга паузой, а на письме – знаками препинания.
Схема на экране:
Пользуясь данной схемой, расскажите, что вы знаете о сложном предложении и его видах.
- Чем различаются ССП И СПП? (ССП- части независимые, В СПП – главная и зависимая, союзами)
- Средством связи в сложноподчиненных предложениях служат подчинительные союзы, в сложносочиненных предложениях – сочинительные союзы, в бессоюзных – интонация (без включения союзов).
IV. Закрепление. Работа с текстом.
- Возьмите тексты, которые лежат на ваших столах. Внимательно прочитайте текст и выполните задание индивидуально.
Задание: Выделите в тексте сложные предложения, определите количество простых предложений в их составе. Какой союз стоит между простыми предложениями, входящими в состав сложного? Подумайте, почему в выделенных предложениях между частями бессоюзного сложного предложения употреблена точка с запятой?
Текст «Байкал и его дочка».
Было это 25 миллионов лет тому назад, когда жизнь на Земле только зарождалась. Раздвинулись горы, задрожала земля, образовалась между гор глубокая впадина, и постепенно наполнилась она водой. Так образовалось Великое Озеро. Имя его – Байкал.
Жил Байкал со своей красавицей дочерью Ангарой в Сибирской тайге.
Суровый, но справедливый был старый Байкал. Со всех сторон стекались к нему 336 больших и маленьких рек и ручейков, все хотели пополнить воды Священного озера, все стремились за советом к мудрому старику Байкалу.
Никому не прощал Байкал грубости и пренебрежительного отношения к себе, никому не позволял он засорять свои воды. Не зря Сибиряки считают Байкальскую и Ангарскую воды целебными, относятся к Старику и его дочери с большим почтением и уважением.
Однажды из уст путешественников Ангара услышала о могучем красавце Енисее.
Захотелось красавице хоть одним глазком взглянуть на него, не раз
Ангара умоляла отца отпустить её. Но отец и слышать об этом ничего не хотел и присмотрел жениха своей дочери поближе.
Загрустила красавица Ангара, много слёз пролила она; эти слёзы, превратившиеся в жемчужины, не раз находили люди у прекрасной реки. Жалко стало девушку большим и маленьким рекам, промыли они проход, и Ангара решилась бежать к своему суженому.
И вот однажды, когда старик задремал, Ангара побежала навстречу судьбе, навстречу новой жизни, навстречу своему любимому.
Никто не смог остановить беглянку. Тогда Байкал в отчаянии бросил огромный камень вслед своей непокорной дочери, но она была уже далеко.
Напрасно пытался остановить её Иркут, смелая девушка уверенно стремилась к цели и достигла её. (Материал из Интернета).
- Проверим правильность ваших ответов.
Ученики читают по одному предложению, объясняя количество простых предложений в составе СП и какой союз стоит между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Один ученик объясняет, почему в выделенном предложении стоит точка с запятой.
V. Подведение итогов.
- Мы сегодня говорили о самом глубоком озере – Байкале. А какие отличающиеся географические объекты вы бы смогли ещё назвать?
- Гималаи – самые высокие горы.
- Амазонка – самая длинная река.
- Анды (Южная Америка) – самые протяженные горы.
- Россия – самое большое государство.
- Сахара – самая большая по площади пустыня.
Заполнение карточки ЗХУ
Знаю | Хочу знать | Узнал | |
Что такое предложение? | |||
Какое предложение называется сложным? | |||
Виды сложных предложений |
VI. Домашнее задание.
Описать любой из географических объектов с использованием разных видов сложных предложений.
Список информационных источников:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По очертаниям Байкал похож на узкий полумесяц, настолько легко запоминающийся, что его без труда находят на карте России. Байкал словно протискивается между горными массивами, а его водная гладь находится на высоте более 450 метров над уровнем моря, что дает все основания считать его горным озером. С запада к нему примыкают Байкальский и Приморский хребты, с востока и юго-востока – массивы Улан- Бургасы , Хамар-Дабан и Баргузинский . И весь этот природный ландшафт настолько гармоничен, что одно без другого трудно представить.
- Гималаи – самые высокие горы. - Амазонка – самая длинная река. - Анды (Южная Америка) – самые протяженные горы. - Россия – самое большое государство. - Сахара – самая большая по площади пустыня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий, сопровождается показом презентации....
Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе
Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....

Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс
Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....
Конспект урока по теме "Бессоюзное сложное предложение"
Урок русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"....

Конспект урока по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении"
Это урок с использованием ТРМК И ИКТ...
Конспект урока "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Урок в 9 классе....
Конспект урока русского языка "Бессоюзные сложные предложения" (технология здоровьесбережения)
Конспект урока русского языка с применением технологии здоровьесбережения "Бессоюзные сложные предложения"...
