Методическая разработка "Словарный урок"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Куйдина Любовь Юрьевна

Данная методическая разработка признана лауреатом всероссийского конкурса "Словарный урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_slovar-na_pomoshchnik._vidy_slovarey.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Словарный урок»

Номинация: «Творческое образовательное решение»

Название методической разработки: «Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: «Словарь - наш помощник. Виды словарей»

Автор: Куйдина Любовь Юрьевна

Муниципальное Автономное

 Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

№ 48 г. Улан-Удэ»

учитель русского языка и литературы

г.Улан-Удэ, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Тема урока: «Словарь - наш помощник. Виды словарей»

     В современном мире информационных технологий успешность и плодотворность  работы в любой сфере производства, науки, культуры зависит от умения человека ориентироваться в огромном потоке различной информации, умения самостоятельно добывать знания. Такое положение обязывает школу и педагогов  дать ученикам не только определенные знания, но и совокупность умений и навыков самостоятельной работы, непрерывного пополнения знаний, постоянного самообразования.

Одним из главных направлений в развитии навыков устной и письменной речи пятиклассников, конечно же,  является работа со словарями. При использовании на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, тем самым повысить уровень их речевого развития.

Класс: 5; возраст:  11 лет

Тип урока: освоение новых знаний

Цель:  уточнять представления детей о слове, как языковой единице; ознакомить их с лексическим значением слова; ознакомить учащихся со словарями как одним из видов справочной литературы. учить различать виды словарей; научить пользоваться словарями; воспитывать интерес к изучению родного языка.

Задачи:

  •  формирования навыка работы со словарём,  сравнение разных видов словарей;
  • развитие внимания, мышления, обогащение словарного запаса учащихся;
  •  приобщение пятиклассников  к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться различными видами словарей;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе со славарями.
  •  воспитание интереса к родному языку, любви к книге.

Планируемые результаты

Ученик должен научиться соблюдать нормы русского языка;

Ориентироваться в  словарях каждого типа;

Определять значение слов по толковым словарям;

Находить сведения в энциклопедических словарях;

Определять значение  фразеологизмов, уметь применять фразеологические обороты в речи;

Пользоваться орфографическими словарями в целях предупреждения ошибок в написании слов.

Оборудование урока: различные виды словарей.

Урок сопровождается  демонстрацией словарей

Ход урока:

  1. Организационный момент

Ровно встали.

Тихо сели.

На друг друга посмотрели.

Прозвенел для вас звонок!

Начинаем наш урок!

  1. Мотивация учебной деятельности
  1. Игра « Интервью»

Я задаю одному из вас вопрос- вы отвечаете быстро и кратко.

- Каким должен быть наш урок?

- А какими вы должны быть на уроке?

- Интересно, а чего каждый из вас ждет от урока?

Перед вами на парте лежат смайлики, но они все разным цветом. Кто надеется получить новые знания – поднимет красный, если ждете интересного общения – зеленый, кто хочет получить хорошую оценку – синий, а кто не определился – поднимет черный.

- Мне очень радостно, что большинство подняли красные смайлики, значит вы ожидаете получить новые знания. Надеюсь на вашу активность, желаю хорошей всем работы на уроке.

Родной язык — он самый лучший,
Его мы знаем с первых дней.
Слова цепляют сердце, душу,
Нет языка прекрасней и мудрей.

  1. Актуализация опорных знаний

- Я знаю, что вы любите разгадывать загадки. Предлагаю вам отгадать кроссворд, слова спрятаны в загадках. Отгадаете правильно все загадки – разгадаете кроссворд. Итак, начинаем!

с

о

л

н

ц

е

п

ч

е

л

а

д

о

ж

д

ь

в

е

т

е

р

т

о

р

т

1.Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...

2. Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её?

3. Шумит он в поле и в саду, 
А в дом не попадёт. 
И никуда я не иду, 
Покуда он идёт. 

4. Носится, свищет.
Мечется, рыщет.
Где пробежит —
Листик дрожит.
Где пронесётся —
Дерево гнётся.

5. В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки.

А теперь прочитаем слово, которое было спрятано в кроссворде: «СЛОВО»

- Как вы считаете, что мы начинаем изучать?

  1. Объявление темы и задач урока
  1. Работа в тетрадях

- запись даты;

- каллиграфическая минутка (Св сл сз слово);

  1. Создание ассоциативной паутинки

- Для чего служат слова? Каждое в мире слово имеет свое значение, словами мы называем предметы, признаки, действия предметов. Значит, слова – это названия тех предметов, которые человек видит вокруг себя, признаки и действия этих предметов. Добрые слова дарят улыбку и радость,  а вот плохие, нехорошие  слова могут причинить боль, они могут обидеть и оскорбить человека. Не зря есть замечательные слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти! Словом можно полки за собой повести!»

  1. Изучение нового материала
  1. Слово учителя

Сегодня мы постараемся хоть немного раскрыть тайны родного языка. Ведь наш язык состоит из слов. Без слов нет и речи. Чем больше человек знает слов, тем красивее его речь.

  1. Словарный диктант. Толкование слов.

Подъем, звонок, съемка, семена, кран, уголь, статья, дождь, лук, пятница, перья, профессор.

У вас на партах лежат словари. Первый ряд находит и объясняет значение первых четырех (подъем, звонок, съемка, семена) слов словарного диктанта. Второй ряд работает со второй четверкой слов( кран, статья, дождь, лук). Третий ряд находит в словариках последние четыре слова (пятница, лук, перья, профессор)

Ребята находят в словарях толкование слов, читают друг другу значение каждого слова). Работа в парах.

 - Вы уже знаете: все, что мы видим, делаем, чувствуем, все, что нас окружает – это предметы, их действия, признаки, качество, количество – все названо словом.

  1. Слово учителя. Виды словарей

- Каким словом мы называем этот предмет?(Изображение дома)

- Каким словом называем его размер? Цвет? Какое еще слово может характеризовать этот предмет?

 Все это лексическое значение слова.

Где мы можем найти все слова языка?(В словарях)

- Какие различают словари? Лексическое значение слова можно найти в толковом словаре.

- Почему в словарях обязательно есть алфавит?

- В переводе с латыни слово словарь означает «коллекция слов»

Словари бывают языковые и энциклопедические.

Известный французский писатель Анатоль Франц писал: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке. Если задуматься, словарь – это книга всех книг, из которой получают новые знания».

 Я приготовила для вас  орфографический словарь. Скажите, пожалйуста, когда он нам нужен?

-Правильно, когда мы сомневаемся в написании какого-либо слова, мы можем заглянуть в орфографический словарь.

Kaждoe cлoвo в таком словаре пpивoдитcя c yдapeниeм.

Следующий словарь – энциклопедический. Как вы думаете, когда он может нам пригодиться?

Энциклопедический словарь – это словарь, в котором сообщаются сведения о предметах, лицах, явлениях, понятиях, обозначаемых теми или иными словами.

Еще один словарь – толковый, в нем мы найдем лексическое значение слов. Этим словарем мы очень часто с вами пользуемся, и вы прекрасно знаете, для чего он необходим.

Молодцы, ребята.

  1. Физкультминутка (2 мин)
  2. Работа со словарем.

- Какое из записанных слов словарное, правописание которого нужно запомнить? (Профессор)

Сейчас мы разделимся на три группы филологов. Каждая группа будет работать со своим словарем.

- Что мы узнаем из орфографического словаря о слове профессор? (первая группа)

- Что мы узнаем из энциклопедического словаря о слове профессор? (вторая группа)

- Что мы узнаем из толкового словаря о слове профессор? (третья группа)

Ответы каждой из групп.

  1. Работа со словарем фразеологизмов.

Сегодня я хочу познакомить вас еще с одним интересным словарем. Его называют «фразеологический « словарь.

Некоторые ребята на уроках бьют баклуши. Что это означает? (ответы детей). А некоторые ребята работают на уроке, спустя рукава.  Вы знаете, что означает это выражение? (ответы детей). А есть такие фразеологизмы, которые, может быть, вы не знаете. Для этого есть еще один вид словарей – это словарь фразеологизмов.

- Предлагаю подыскать в словаре фразеологизмов такое выражение, которое подошло бы к нашей сегодняшней работе на уроке.(дети работаю с фразеологическим словарем, зачитывают найденные фразеологизмы)

Итог урока

- Из чего состоит наша речь?

- Для чего нужны словари?

- С какими видами словарей мы познакомились?

Вывод: у каждого словаря свое значение, и очень важно уметь пользоваться всеми видами словарей.

  1. Домашнее задание

Подготовьте рассказ о любом словаре, который есть у вас дома.

Урок окончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!

Заключение

Данная разработка урока поможет учителю познакомить учащихся 5 класса с несколькими видами словарей. На  уроке представлены не все виды словарей, а только те, которыми дети должны уметь пользоваться в данной возрастной категории.

Список источников

  1. http://rus.myskimou7.edusite.ru/p80aa1.html
  2. https://deti-online.com/zagadki/
  3. https://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/enciklopedicheskiy-slovar/?q=486&n=2089
  4. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт-Петербург – Москва: «Астрель»
  5. Ожегов, С.И.: Толковый словарь русского языка
    2008 г.; М.: Оникс
  6. Алабугина Ю.В. Орфографический словарь русского языка для школьников/ Ю.В. Алабугина. –М.: АСТ, 2018. -295 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...