Урок в 5 классе "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок в 5 классе "Простые и сложные предложения" по русскому языку
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 81 КБ | |
| 331.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Тема: Простые и сложные предложения.
Цель урока: формирование у учащихся знаний о простых и сложных предложениях, их структуре и способах связи между частями сложного предложения.
Задачи:
- образовательные:
• познакомиться с понятиями «простое предложение» и «сложное предложение»;
• выработать умение различать их в тексте;
• познакомиться с делением сложных предложений по средствам связи на союзные и бессоюзные;
- развивающие:
• развитие у учащихся устной речи, внимания, творческого мышления;
• совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;
• закрепление навыков постановки запятой в простом осложненном предложении и в сложном предложении;
- воспитательные:
• прививать любовь к русскому языку;
• воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе
Планируемые результаты:
личностные: формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности; осознавать свои личные качества.;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: распознавать простые и сложные предложения, виды сложных предложений; самостоятельно конструировать сложные предложения, составлять схемы.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, карточки с заданиями,
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент (1 мин) | Приветственное слово учителя: Доброе утро, ребята! Меня зовут Акырмаа Байлаковна. Покажите смайликами, какое у вас сейчас настроение. - Проверьте учебники, карандаши, все ли у вас лежит на столе (проверка готовности учащегося к уроку, организация внимания учащегося). | Приветствует учителя. Проверяют учебные принадлежности. | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2 | Актуализация ранее изученного (2 мин) | Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, то, что ранее изучили. - Какой раздел лингвистики мы изучаем? -Что изучает синтаксис? - С помощью чего мы выражаем свои мысли? | Вспоминают ранее изученное. Ожидаемые ответы: - Мы изучаем раздел лингвистики, который называется «Синтаксис». - Синтаксис – это раздел лингвистики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений. - Свои мысли можно выразить при помощи предложений | Регулятивные (контроль, коррекция знаний). |
3. | Введение в тему (3 мин) | Ребята, любите ли вы природу? Послушайте прекрасные звуки природы. Представим, что сейчас лето. Все вокруг живое, яркое. Посмотрите, что на экране изображено? (Листья). Чем эти листья отличаются? Итак, представим, что мы любопытные исследователи и ведем записи наблюдений. Перед нами возник вопрос: что общего между листьями и русским языком? | Ребята наблюдают за изображениями листьев и определяют различия этих листьев по структуре строения (простые и сложные). | УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
4. | Определение темы и целей урока. (4 мин) | Перед нами возник еще один вопрос: что же мы сегодня будем изучать? Чтобы определить тему, подберите к выделенным словам синонимы. Какие слова получились? О чем мы сегодня будем говорить? Запишите тему урока. Как настоящие исследователи, мы должны определить цель того, что мы изучаем. Сформулируйте цели урока: 1. Узнать, что такое простые и сложные предложения. 2. Научиться различать простое предложение от сложного и понять их структуру. 3. Выяснить способы связи в сложных предложениях. | Формулируют тему и цель урока. Мы сегодня поговорим о простых и сложных предложениях, об их различиях и структуре, о способах связи в сложных предложениях. | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
5. | Открытие нового знания. (5 мин) | Объяснение новой темы. Что же это такое: простые и сложные предложения? Чем они различаются? Постараемся выяснить и дополнить наши знания научной теории. Прочитайте правило на листах и устно ответьте на вопросы: 1. Что такое простое предложение? 2. Что такое сложное предложение? 3. Что входит в состав сложных предложений? 4. По способу связи на какие группы делятся сложные предложения? 5. Союзные на какие виды делятся? | Чтение правила на раздаточном материале. Беседа с учащимися, осмысление прочитанного правила. Ребята читают правило и устно отвечают на вопросы. | Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов) Познавательные (наблюдение, поиск информации).
|
6. | Первичное закрепление знания (8 мин) | Итак, теперь пришло время практического наблюдения. Одному человеку будет затруднительно, поэтому вам нужно подключить соседа по парте к вашим наблюдениям. Задание 1. Определите типы предложений. Определите, какие из предложенных ниже предложений являются простыми, а какие сложными. Подчеркните грамматические основы в простых предложениях. 1. Мама сварила вкусный борщ, а папа пожарил рыбу. 2. На улице стало солнечно и тепло. 3. Я встал из-за стола и открыл окно. 4. Когда я пришёл домой, брат уже спал. 5. Утро было прохладным, но день обещал быть жарким. 6. Ветер к вечеру утих, и небо прояснилось. 7. Мы долго гуляли по парку и вернулись домой поздно вечером. 8. Солнце зашло за горизонт, и наступили сумерки. Задание 2. Составление сложных предложений (письменно в тетрадях) Составьте сложные предложения из двух простых. Используйте союзы «а», «когда», «если», «и», «но». Пример: Маша закончила уроки. Она пошла гулять. - Маша пошла гулять, когда закончила уроки. 1. Ученики пришли в школу. Занятия ещё не начались. 2. Сестра готовит ужин. Я помогаю ей. 3. Мы пойдем в поход. Погода будет хорошая. Вывод: у простого предложения 1 грамматическая основа, у сложного – 2 и более. Части сложных предложений могут быть соединены при помощи разных союзов. | Работа в парах. Чтение задания одним учеников. Выполнение задания с соседом по парте. Работают прямо на карточках. Задание выполняется в тетрадях письменно. Ребята работают с соседом по парте, активно обсуждают. Сами формулируют вывод о различиях простого и сложных предложений. | Предметные Познавательные (общеучебные действия, поиск синонимов в тексте) Регулятивные (контроль) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
7 | Физминутка (2 мин) | Теперь нам надо немного размяться. Учитель включает веселую музыку, выполняет движения со всеми учащимися. | Повторяют движения за учителем, вслушиваясь в слова песни. | УУД: Здоровьесберегающее |
8 | Вторичное закрепление (8 мин) | Как хорошо разминулись! И вот беда: поняли, что мы, как настоящие исследователи, не создали свой собственный продукт. И для его создания нам необходимо еще больше помощи. Давайте разделимся на 3 команды. Каждой команде по одной теме. 1 тема – Верная дружба. 2 тема – Любимый праздник. 3 тема – Профессия мечты. Вам нужно нарисовать дерево с 4 ветками. Вы обсудите друг с другом и запишете на каждой ветке по 1 сложному предложению по заданной теме. | Выполняют задания в группах. Рисуют дерево и придумывают предложения. | Познавательные: (использование знако-символических средств) Регулятивные (контроль) Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
Дополнительное задание: Исправьте ошибки в построении предложений, сделав их либо простыми, либо сложными. 1. Кошка мяукает, потому что хочет есть, и идёт к миске. 2. Я посмотрел фильм, который понравился мне, так что решил порекомендовать друзьям. 3. Вечером мы смотрели телевизор, а утром уехали на дачу. | Читают текст и выполняют письменно. | Регулятивные (контроль, коррекция) Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) | ||
9 | Подведение итогов | Итак, давайте вспомним цели нашего урока. Как вы думаете, смогли ли мы выполнить их? Задачи урока: 1. Узнать, что такое простые и сложные предложения. 2. Научиться различать простое предложение от сложного и понять их структуру. 3. Выяснить способы связи в сложных предложениях. Хорошо, тогда давайте ответим на следующие вопросы. 1. Что такое простые предложения? Сложные предложения? 2. Какая связь присутствует в сложных предложениях? 3. Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика: Подмигивающий зеленый смайлик – все хорошо, я работал замечательно. Желтый смайлик – у меня есть небольшие затруднения, с которым я справлюсь самостоятельно. Грустный розовый смайлик – я ничего не понял. | Дети вспоминают цели и отвечают на поставленные вопросы. Воспринимает информацию. Оценивает свою работу на уроке. | Коммуникативные (беседа) Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание) |
10 | Домашнее задание | На выбор:
| Записывает домашнее задание | Личностные |
Предварительный просмотр:
Теоретический материал
Простое предложение — это предложение, в котором только одна грамматическая основа. Пример: «Поезд отправляется со станции ровно в полночь».
Прочитайте и ответьте устно на вопросы:
1. Что такое простое предложение?
2. Что такое сложное предложение?
3. Что входит в состав сложных предложений?
4. По способу связи на какие группы делятся сложные предложения?
5. Союзные на какие виды делятся?
Задание 1. Определите типы предложений.
Определите, какие из предложенных ниже предложений являются простыми, а какие сложными. Подчеркните грамматические основы в простых предложениях.
1. Мама сварила вкусный борщ, а папа пожарил рыбу.
2. На улице стало солнечно и тепло.
3. Я встал из-за стола и открыл окно.
4. Когда я пришёл домой, брат уже спал.
5. Утро было прохладным, но день обещал быть жарким.
6. Ветер к вечеру утих, и небо прояснилось.
7. Мы долго гуляли по парку и вернулись домой поздно вечером.
8. Солнце зашло за горизонт, и наступили сумерки.
Карточка задания 1.
Простые предложения | Сложные предложения |
Карточка задания 1.
Простые предложения | Сложные предложения |
Карточка задания 1.
Простые предложения | Сложные предложения |
Задание 2. Составление сложных предложений (письменно в тетрадях)
Составьте сложные предложения из двух простых. Используйте союзы «а», «когда», «если», «и», «но».
Пример: Маша закончила уроки. Она пошла гулять. - Маша пошла гулять, когда закончила уроки.
1. Ученики пришли в школу. Занятия ещё не начались.
2. Сестра готовит ужин. Я помогаю ей.
3. Мы пойдем в поход. Погода будет хорошая.
Задание 2. Составление сложных предложений (письменно в тетрадях)
Составьте сложные предложения из двух простых. Используйте союзы «а», «когда», «если», «и», «но».
Пример: Маша закончила уроки. Она пошла гулять. - Маша пошла гулять, когда закончила уроки.
1. Ученики пришли в школу. Занятия ещё не начались.
2. Сестра готовит ужин. Я помогаю ей.
3. Мы пойдем в поход. Погода будет хорошая.
Задание 2. Составление сложных предложений (письменно в тетрадях)
Составьте сложные предложения из двух простых. Используйте союзы «а», «когда», «если», «и», «но».
Пример: Маша закончила уроки. Она пошла гулять. - Маша пошла гулять, когда закончила уроки.
1. Ученики пришли в школу. Занятия ещё не начались.
2. Сестра готовит ужин. Я помогаю ей.
3. Мы пойдем в поход. Погода будет хорошая.
Задание 2. Составление сложных предложений (письменно в тетрадях)
Составьте сложные предложения из двух простых. Используйте союзы «а», «когда», «если», «и», «но».
Пример: Маша закончила уроки. Она пошла гулять. - Маша пошла гулять, когда закончила уроки.
1. Ученики пришли в школу. Занятия ещё не начались.
2. Сестра готовит ужин. Я помогаю ей.
3. Мы пойдем в поход. Погода будет хорошая.
Дополнительное задание:
Исправьте ошибки в построении предложений, сделав их либо простыми, либо сложными.
1. Кошка мяукает, потому что хочет есть, и идёт к миске.
2. Я посмотрел фильм, который понравился мне, так что решил порекомендовать друзьям.
3. Вечером мы смотрели телевизор, а утром уехали на дачу.
Дополнительное задание:
Исправьте ошибки в построении предложений, сделав их либо простыми, либо сложными.
1. Кошка мяукает, потому что хочет есть, и идёт к миске.
2. Я посмотрел фильм, который понравился мне, так что решил порекомендовать друзьям.
3. Вечером мы смотрели телевизор, а утром уехали на дачу.
Дополнительное задание:
Исправьте ошибки в построении предложений, сделав их либо простыми, либо сложными.
1. Кошка мяукает, потому что хочет есть, и идёт к миске.
2. Я посмотрел фильм, который понравился мне, так что решил порекомендовать друзьям.
3. Вечером мы смотрели телевизор, а утром уехали на дачу.
Дополнительное задание:
Исправьте ошибки в построении предложений, сделав их либо простыми, либо сложными.
1. Кошка мяукает, потому что хочет есть, и идёт к миске.
2. Я посмотрел фильм, который понравился мне, так что решил порекомендовать друзьям.
3. Вечером мы смотрели телевизор, а утром уехали на дачу.
Дополнительное задание:
Исправьте ошибки в построении предложений, сделав их либо простыми, либо сложными.
1. Кошка мяукает, потому что хочет есть, и идёт к миске.
2. Я посмотрел фильм, который понравился мне, так что решил порекомендовать друзьям.
3. Вечером мы смотрели телевизор, а утром уехали на дачу.
Дополнительное задание:
Исправьте ошибки в построении предложений, сделав их либо простыми, либо сложными.
1. Кошка мяукает, потому что хочет есть, и идёт к миске.
2. Я посмотрел фильм, который понравился мне, так что решил порекомендовать друзьям.
3. Вечером мы смотрели телевизор, а утром уехали на дачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе "Сложное предложение"
На уроке используются возможности Интернет и интерактивной доски, дается формирование понятия о сложном предложении с помощью кластера....

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий, сопровождается показом презентации....
Урок-обобщение по теме "Сложное предложение"
Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных,...
Материалы к уроку. 9 кл. Тема "Сложное предложение".
Презентация урока, тесты, раздаточный материал....
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....

План-конспект урока в 9 классе "Сложное предложение"
Урок в 9 классе по программе Бабайцевой В.В., Чеснокова Л.Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме “Сложное предложение"Тип урока контрольно-обобщ...
Урок . Тема " Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 11 класс
Урок повторения . 11 класс...

