Конспект урока в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – практикум (урок русского языка в 11 классе, подготовка к ЕГЭ)
Цель:
-закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ
Задачи:
-образовательные: закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм;
-развивающие: развивать умения при работе с заданиями ЕГЭ;
-продолжать работу по развитию речи учащихся;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку; продолжать развивать чувство любви к Родине.
Оборудование: карточки, компьютер, проектор, тесты, стикеры, тексты.
Ход урока
-Здравствуйте, уважаемые гости!
-Здравствуйте, ребята!
-Улыбнитесь мне! Молодцы!
-Садитесь.
-Открываем тетради, записываем число.
-Одну строчку для написания темы урока пропустите.
-Внимание на экран.
-Для разминки проведем игру «Правда ли, что…»
Слайд №2
Игра «Правда ли, что…»
Бери свое сердце
Зажги его смело
Отдай его людям
Чтоб вечно горело
Для общего счастья
Для общего дела.
-Правда ли, что это крылатое выражение состоит из четырех предложений?
- Спишите, расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложению.
Ученик: Я считаю, что это предложение сложное, СПП. Главное предложение 1) Бери своё сердце, зажги его смело, отдай его людям,- находим грамматическую основу. Бери, зажги, отдай – это однородные сказуемые, предложение односоставное, определенно- личное- это первое предложение. Задаем вопрос от слов: отдай сердце с какой целью? 2)… чтоб вечно горело для общего счастья, для общего дела - это придаточное цели с однородными дополнениями. Итак, это предложение СПП с придаточным цели.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП, с придаточным цели, осложнено однородными сказуемыми и дополнениями)
Слайд №3
Продолжи правило!
При встрече двух союзов в сложном предложении запятая между ними не ставится, если…
далее идет вторая часть двойного союза то, так, но, и придаточную часть нельзя изъять или переставить в другое место предложения.
При встрече двух союзов в сложном предложении запятая между ними ставится, если… после придаточного нет второй части двойного союза то, так, но, и придаточную часть можно изъять или переставить в другое место предложения.
Слайд № 4
Я знаю, что если беззаветно трудиться на благо Родины, то наша любимая Россия будет процветать и крепнуть.
-Ребята, правда ли, что запятая между двумя союзами не ставится в данном предложении?
- Поднимите руки, кто согласен.
-Докажите это на примере предложения.
-Да, запятая не ставится между двумя союзами, так как за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза: «ТО»
ЧТО ЕСЛИ…, ТО
-Составьте схему этого предложения.
-Исходя из видов нашей работы, сформулируйте тему урока.
( Тема урока: урок – практикум, подготовка к ЕГЭ)
- Сформулируйте задачи урока
-Закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ.
-Воспитывать чувство любви к Родине, родному языку.
Слайд №5
-Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому.
-Внимание на экран!
-Спишите слова, поставьте ударение
Вариант 1 Вариант 2
красивее щавель
коклюш торты
вероисповедание запломбировать
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
сливовый балованный
доверху издревле
каталог оптовый
банты шарфы
углубленный облегчить
-Работаем в парах. Проверьте друг у друга написание слов и ударения в них.
-Чтобы запомнить правильное произношение слова, мы делаем подборку мини-стихов из двух рифмованных строк.
-Приведите примеры:
-Мы смотрим на экраны,
Там показывали краны.
-Курьер доставку облегчи́т
И на дому товар вручит.
-Эти средства знаю с детства.
-Мое сердце щемит,
Ведь любимый не звонит.
-Я наблюдала из окна,
Как собирались директора.
-Чтоб от боли не страдать,
Нужно зуб пломбировать!
- Не забывайте учить по 10 слов каждый день из словника.
Слайд №7
Слушаем внутренний голос!
В задании №7 часто предлагают некрасивые смешные формы слов.
Таких заданий бояться не надо!
- Внимание на экран!
Задание: произнесите правильно слова и запомните их!
Ездию на велосипеде - езжу Плескает водой - плещет
Ляж - ляг Побегим быстрее - побежим
Испекёт хлеб - испечёт Махай рукой - маши
Ложите на стол – положите на стол Солгёт – солжёт
Покласть – нет такого слова! Клади на место Красивше других - красивее
Недры земли – недра земли Ихний - их
Ляжьте на коврик - лягте Озябнул - озяб
Слайд № 8
Игра «Корректор»
Находим и исправляем ошибки в образовании форм слов.
1. Инженеры завода
2. Урожай помидоров
3. Промокнул под дождём
4. Их вещи
Ответ № 3 (Промок под дождём)
1. Любимые профессора
2. Ярче солнца
3. Более пятьсот миллионов
4. Кратчайший путь
-при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части (более пятисот миллионов). Неверное сочетание №3.
1. К тремстам сорока четырем избирателям
2. Едьте поездом
3. Ихними детьми
4. С пятьюдесятью тремя метрами
-ответ: 2, 3.
Не едьте поездом, а поезжайте поездом.
Не ихними детьми, а их детьми.
1. Пара сапог
2. Пара носков
3. Салат из помидоров
4. Занавески из тюли
Ответ: 4
-Занавески не из тюли, а из тюля (м. р.)
Слайд № 9
Актуализация знаний синтаксических норм
Покоряем грамматический «Эверест»!
-У вас на столах лежат карточки. Ваша задача: установить соответствия между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
Работаем в парах
Грамматические ошибки | Предложения |
А. Нарушение в построении предложений с однородными членами Б. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом В. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в предложении | 1.Увлекаясь быстрым рисованием мультипликационных фильмов на компьютерном экране, зачастую создаются настоящие шедевры. Увлекаясь быстрым рисованием, ребята создавали настоящие шедевры. ( Один исполнитель действия – ребята). Ребята увлекались рисованием фильмов, и ребята создавали шедевры. 2.Те, кто побывал в Москве, видел знаменитую Красную площадь. Те, кто побывал в Москве, видели знаменитую Красную площадь. Это СПП, находим грамматическую основу в главном предложении. Местоимение кто употребляется с глаголом в ед. числе и мужском роде. 3. А. С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя. Находим грамматическую основу. В этом предложении нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Однородные сказуемые должны употребляться в настоящем времени. 4. Мы уже давно выписываем журнал «Природу». Несогласованное приложение должно употребляться в именительном падеже, если оно стоит после определяемого слова. 5. Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро. Неправильная пара союзов. Правильно не только… но и. |
А | Б | В | Г | Д |
5 | 1 | 4 | 2 | 3 |
Слайд № 10
Пре или при ?
Работа с алгоритмом
- Выдели приставку.
- Какое значение она имеет?
Присоединение =очень
Приближение =пере
Близость
Неполноту действия
- Пиши при- пиши пре-
- Не подходит ни под одно из указанных значений.
- Справься по словарю.
Прибаутка, привередливый, привилегия, приоритет, примитивный, премьера, презрение, претензия, пренебрежение.
- Некоторые приставки вошли в корень слова, написание таких слов надо запомнить!
Слайд № 11
Работа с текстом
1)Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребенка дом - это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) «Будьте, как дома», - говорим мы. 5) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а все человеческое, что помещается в этих стенах. 6) Дом - крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели. 7) Да, в таком «доме» вырастут настоящие патриоты нашей Родины – матушки.
1. Перед нами текст. Мы должны с ним подружиться, чтобы не угодить в ловушку, нужно настроить себя на погружение в текст. Читаем вдумчиво, не торопясь.
2. Чтение текста вслух.
3. Ответить на вопросы. Выполнить задание:
-Найдите предложения, в которых тире ставится с одним и тем же правилом пунктуации.
Работаем с карточками:
1. Если в первом предложении нет тире, ставим –
2. + тире между подлежащим и сказуемым.
3. –
4. - тире при прямой речи
5. –
6.+ тире между подлежащим и сказуемым.
7.- приложение
Ответ: 2, 6. (тире между подлежащим и сказуемым)
Вспомнить правила постановки тире в предложении (карточка в папке)
Записываем тот вариант ответа, в котором больше уверены.
Запишите номера этих предложений.
Слайд № 12
Как вас искать, вводные?
- Что называется вводными словами (конструкциями)?
-Можно ли вводные слова (конструкции) переставить в другое место предложения или убрать из предложения?
-Можно ли вводное слово заменить на другое?
-Являются ли они членами предложения?
-Расскажите о знаках препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.
(Вводные слова, словосочетания на письме выделяются запятыми. Вводные
предложения – скобками и реже тире).
-Какие слова не являются вводными, перечислите их.
Якобы, словно, даже, едва ли, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, все-таки, как раз, к тому же, по решению, вдобавок и др.
-Вот мы и нашли ключ к выполнению следующего задания.
Слайд № 13
Перед вами картина И. И. Шишкина «Рожь».
Слайд № 14
-Давайте насладимся великолепием и глубочайшими мыслями творений художника!!!
-И все это наша Родина!
-Читаем описание картины
Задание: украсьте текст вводными словами, конструкциями.
Рожь, рожь, рожь… Далеко – далеко, до самого горизонта золотится на солнце густая рожь. Шумит она под ветром, переливаются, как волны в море, тучные колосья. Они наполняют золотистыми отливами всю картину. Слышу сухой шелест колосьев, их литой тяжести. Исчезает во ржи вьющаяся тропинка. И вот уже далеко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Приветливо зовёт она за собой, а сама убегает в густую рожь. А прямо передо мной - незатейливые васильки. Милые, родные цветы. Как тепло и спокойно становится на сердце!
Рожь, рожь, рожь… Далеко-далеко (на сколько хватает взгляда) до самого горизонта золотится на солнце густая рожь. Шумит она под ветром, переливаются, как волны в море, тучные колосья. Кажется, они наполняют золотистыми отливами всю картину. Слышишь сухой шелест колосьев, их литой тяжести. Исчезает во ржи вьющаяся тропинка. И вот уже далеко впереди (я вижу) мелькают платки идущих по ней крестьянок. Приветливо зовет она за собой, а сама убегает в густую рожь. А прямо перед тобой - незатейливые васильки. Милые, родные цветы. (Вряд ли кому из нас не приходилось видеть их.) И, конечно же, тепло и спокойно становится на сердце.
-Что вы можете сказать об авторе картины? Свяжите своё выступление с темой Родины.
( Безусловно, с полной уверенностью могу сказать, что Иван Иванович Шишкин был настоящим патриотом своей Родины, он на своих полотнах воспевал благоуханную красоту родной природы. А это, я считаю, настоящий подвиг во имя Отечества).
Слайд № 15 Игра « Чьё гнездо больше?»
- Сегодня мы готовились к ЕГЭ и одновременно говорили о Родине, с которой столько пройдено, с которой столько связано.
Вспомним пословицы и поговорки о Родине, о нашей России, которые можно будет использовать в домашнем сочинении
В игре участвуют две команды (делим класс пополам)
На столе две коробки - это «гнезда»
Записываем пословицы и поговорки на карточках-полосках бумаги и отправляем в «гнездо».
Выигрывает та команда, в которой «гнездо» больше. Считаем! Победила дружба! Зачитать некоторые из них.
Слайд № 16
Работа с текстом
Я полон беспредельной любви к миру и моей матери, которая называется Россия. Там, в родных местах, так же, как и в моем детстве и юности, цветут купавы в болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по – русски, это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности. (К. Бальмонт)
Слайд № 17
Домашнее задание.
- Сформулируйте проблему текста, которую ставит автор
- Определите позицию автора текста
- Выскажите свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументируйте ее
- Напишите сочинение в формате ЕГЭ
Слайд № 18
Итог урока.
-Что полезного вы взяли для себя с урока?
-Теперь я не ошибусь в постановке запятой на стыке союзов.
-Очень понравилось содержание текстов о Родине.
-В задании №8 допустила ошибку, теперь знаю, над чем мне работать.
- Оценки за урок будут выставлены после проверки сочинения. Спасибо, ребята, за урок. Я уверена, что в ваших сердцах теплится искорка любви к Родине и родному языку, и если приложить все свои старания при подготовке, то будет успех на ЕГЭ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...

Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
