Конспект урока в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Быкова Нина Владимировна

Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_11_klasse_podgotovka_k_ege.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – практикум (урок русского языка в 11 классе, подготовка к ЕГЭ)

Цель:

-закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ

Задачи:

-образовательные: закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм;

-развивающие: развивать умения при работе с заданиями ЕГЭ;

-продолжать работу по развитию речи учащихся;

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку; продолжать развивать чувство любви к Родине.

Оборудование: карточки, компьютер, проектор, тесты, стикеры, тексты.

Ход урока

-Здравствуйте, уважаемые гости!

-Здравствуйте, ребята!

-Улыбнитесь мне! Молодцы!

-Садитесь.

-Открываем тетради, записываем число.

-Одну строчку для написания темы урока пропустите.

-Внимание на экран.

-Для разминки проведем игру «Правда ли, что…»

 Слайд №2

Игра «Правда ли, что…»

Бери свое сердце

Зажги его смело

Отдай его людям

Чтоб вечно горело

Для общего счастья

Для общего дела.

-Правда ли, что это крылатое выражение состоит из четырех предложений?

- Спишите, расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложению.

 

Ученик: Я считаю, что это предложение сложное, СПП. Главное предложение 1) Бери своё сердце, зажги его смело, отдай его людям,- находим грамматическую основу. Бери, зажги, отдай – это однородные сказуемые, предложение односоставное, определенно- личное- это первое предложение. Задаем вопрос от слов: отдай сердце с какой целью? 2)… чтоб вечно горело для общего счастья, для общего дела - это придаточное цели с однородными дополнениями. Итак, это предложение  СПП с придаточным цели.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП, с придаточным цели, осложнено однородными сказуемыми и дополнениями)

Слайд №3

Продолжи правило!

При встрече двух союзов в сложном предложении запятая между ними не ставится, если…

далее идет вторая часть двойного союза то, так, но, и придаточную часть нельзя изъять или переставить в другое место предложения.

При встрече двух союзов в сложном предложении запятая между ними ставится, если… после придаточного нет второй части двойного союза то, так, но, и придаточную часть можно изъять  или переставить в другое место предложения.

Слайд № 4

Я знаю, что если беззаветно трудиться на благо Родины, то наша любимая Россия будет процветать и крепнуть.

-Ребята, правда ли, что запятая между двумя союзами не ставится в данном предложении?

- Поднимите руки, кто согласен.

-Докажите это на примере предложения.

-Да, запятая не ставится между двумя союзами, так как за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза: «ТО»

ЧТО  ЕСЛИ…, ТО

-Составьте схему этого предложения.

 -Исходя из видов нашей работы, сформулируйте тему урока.

( Тема урока: урок – практикум, подготовка к ЕГЭ)

- Сформулируйте задачи урока

-Закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ.

-Воспитывать чувство любви к Родине, родному языку.

Слайд №5

-Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому.

-Внимание на экран!

-Спишите слова, поставьте ударение

Вариант 1                                                                        Вариант 2

красивее                                                                         щавель

коклюш                                                                         торты

вероисповедание                                                                 запломбировать

торты                                                                                 жалюзи

плесневеть                                                                         начался

ходатайство                                                                         звонишь

премировать                                                                         зубчатый

генезис                                                                         брала

сливовый                                                                         балованный

доверху                                                                         издревле

каталог                                                                         оптовый

банты                                                                                 шарфы

углубленный                                                                         облегчить

-Работаем в парах. Проверьте друг у друга написание слов и ударения в них.

-Чтобы запомнить правильное произношение слова, мы делаем подборку мини-стихов из двух рифмованных строк.

-Приведите примеры:

-Мы смотрим на экраны,

Там показывали краны.

-Курьер доставку облегчи́т

И на дому товар вручит.

-Эти средства знаю с детства.

-Мое сердце щемит,

Ведь любимый не звонит.

-Я наблюдала из окна,

Как собирались директора.

-Чтоб от боли не страдать,

Нужно зуб пломбировать!

- Не забывайте учить по 10 слов каждый день из словника.

Слайд №7

Слушаем внутренний голос!

В задании №7 часто предлагают некрасивые смешные формы слов.

Таких заданий бояться не надо!

- Внимание на экран!

Задание: произнесите правильно слова и запомните их!

Ездию на велосипеде - езжу                                                                  Плескает  водой -  плещет

Ляж - ляг                                                                 Побегим быстрее - побежим

Испекёт хлеб - испечёт                                                Махай рукой - маши

Ложите на стол – положите на стол                                        Солгёт – солжёт

Покласть – нет такого слова!  Клади на место                        Красивше других - красивее

Недры земли – недра земли                                                 Ихний - их

Ляжьте на коврик - лягте                                                Озябнул - озяб 

Слайд № 8

Игра «Корректор»

Находим и исправляем ошибки в образовании форм слов.

1. Инженеры завода

2. Урожай помидоров

3. Промокнул под дождём

4. Их вещи

Ответ № 3 (Промок под дождём)

1. Любимые профессора

2. Ярче солнца

3. Более пятьсот миллионов

4. Кратчайший путь

-при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части (более пятисот миллионов). Неверное сочетание №3.

1. К тремстам сорока четырем избирателям

2. Едьте поездом

3. Ихними детьми

4. С пятьюдесятью тремя метрами

-ответ: 2, 3.

Не едьте поездом, а поезжайте поездом.

Не ихними детьми, а их детьми.

1. Пара сапог

2. Пара носков

3. Салат из помидоров

4. Занавески из тюли    

Ответ: 4

-Занавески не из тюли, а из тюля (м. р.)

Слайд № 9

Актуализация знаний синтаксических норм

Покоряем грамматический «Эверест»!

-У вас на столах лежат карточки. Ваша задача:  установить соответствия между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

Работаем в парах

Грамматические ошибки

Предложения

А. Нарушение в построении предложений с однородными членами

Б. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в предложении

1.Увлекаясь быстрым рисованием мультипликационных фильмов на компьютерном экране, зачастую создаются настоящие шедевры.

Увлекаясь быстрым рисованием, ребята создавали настоящие шедевры. ( Один исполнитель действия – ребята). Ребята увлекались рисованием фильмов, и ребята создавали шедевры.

2.Те, кто побывал в Москве, видел знаменитую Красную площадь.

           Те, кто побывал в Москве, видели знаменитую Красную площадь. Это СПП, находим  грамматическую основу в главном предложении. Местоимение кто употребляется с глаголом в ед. числе и мужском роде.

3. А. С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

      Находим грамматическую основу. В этом предложении нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Однородные сказуемые должны употребляться в настоящем времени.

4. Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

        Несогласованное приложение должно употребляться в именительном падеже, если оно стоит после определяемого слова.

5. Автор не только осуждает жестокость, а также  призывает нас делать добро.

      Неправильная пара союзов. Правильно не только… но и.

А

Б

В

Г

Д

5

1

4

2

3

Слайд № 10

Пре или при ?

Работа с алгоритмом

  1. Выдели приставку.
  2. Какое значение она имеет?

Присоединение                                             =очень

Приближение                                                =пере

Близость

Неполноту действия

  1. Пиши при-                                                    пиши пре-
  2. Не подходит ни под одно из указанных значений.
  3. Справься по словарю.

Прибаутка, привередливый, привилегия,  приоритет, примитивный, премьера, презрение, претензия, пренебрежение.

- Некоторые приставки вошли в корень слова, написание таких слов надо запомнить!  

Слайд № 11                                                

Работа с текстом

1)Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребенка дом - это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) «Будьте, как дома», - говорим мы. 5) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а все человеческое, что помещается в этих стенах. 6) Дом - крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели. 7) Да, в таком «доме» вырастут настоящие патриоты нашей Родины – матушки.

1. Перед нами текст. Мы должны с ним подружиться, чтобы не угодить в ловушку, нужно настроить себя на погружение в текст. Читаем вдумчиво, не торопясь.

2. Чтение текста вслух.

3. Ответить на вопросы. Выполнить задание:

-Найдите предложения, в которых тире ставится с одним и тем же правилом пунктуации.  

Работаем с карточками:

1. Если в первом предложении нет тире, ставим –

2. + тире между подлежащим и сказуемым.

3. –

4. - тире при прямой речи

5. –

6.+ тире между подлежащим и сказуемым.

7.-  приложение

Ответ: 2, 6. (тире между подлежащим и сказуемым)

Вспомнить правила постановки тире в предложении (карточка в папке)

Записываем тот вариант ответа, в котором больше уверены.

Запишите номера этих предложений.

Слайд № 12

Как вас искать, вводные?

- Что называется вводными словами (конструкциями)?

-Можно ли вводные слова (конструкции) переставить в другое место предложения или убрать из предложения?

-Можно ли вводное слово заменить на другое?

-Являются ли они членами предложения?

-Расскажите о знаках препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

(Вводные слова, словосочетания на письме выделяются запятыми. Вводные

предложения – скобками  и реже тире).

-Какие слова не являются вводными, перечислите их.

Якобы, словно, даже, едва ли, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, все-таки, как раз, к тому же, по решению, вдобавок и др.

-Вот мы и нашли ключ к выполнению следующего задания.

           Слайд № 13

Перед вами картина И. И. Шишкина «Рожь».

            Слайд № 14

-Давайте насладимся великолепием и глубочайшими мыслями творений художника!!!

-И все это наша Родина!

-Читаем описание картины

Задание: украсьте текст вводными словами, конструкциями.

Рожь, рожь, рожь… Далеко – далеко, до самого горизонта золотится на солнце густая рожь. Шумит она под ветром, переливаются, как волны в море, тучные колосья. Они наполняют золотистыми отливами всю картину. Слышу сухой шелест колосьев, их литой тяжести.   Исчезает во ржи вьющаяся тропинка. И вот уже далеко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Приветливо зовёт она за собой, а сама убегает в густую рожь. А прямо передо мной - незатейливые васильки. Милые, родные цветы. Как тепло и спокойно становится на сердце!

 

Рожь, рожь, рожь… Далеко-далеко (на сколько хватает взгляда) до самого горизонта золотится на солнце густая рожь.  Шумит она под ветром, переливаются, как волны в море, тучные колосья. Кажется, они наполняют золотистыми отливами всю картину. Слышишь сухой шелест колосьев, их литой тяжести. Исчезает во ржи вьющаяся тропинка. И вот уже далеко впереди (я вижу) мелькают платки идущих по ней крестьянок. Приветливо зовет она за собой, а сама убегает в густую рожь. А прямо перед тобой - незатейливые васильки. Милые, родные цветы. (Вряд ли кому из нас не приходилось видеть их.) И, конечно же,  тепло и спокойно  становится на сердце.

-Что вы можете сказать об авторе картины? Свяжите своё выступление с темой Родины.

( Безусловно, с полной уверенностью могу сказать, что Иван Иванович Шишкин был настоящим патриотом своей Родины, он на своих полотнах воспевал благоуханную красоту родной природы. А это, я считаю, настоящий подвиг во имя Отечества).

 

Слайд № 15                         Игра « Чьё гнездо больше?»

- Сегодня мы готовились к ЕГЭ и одновременно говорили о Родине, с которой столько пройдено, с которой столько связано.

Вспомним пословицы и поговорки о Родине, о нашей России, которые можно будет использовать в домашнем сочинении

В игре участвуют две команды (делим класс пополам)

На столе две коробки - это «гнезда»

Записываем пословицы и поговорки на карточках-полосках бумаги и отправляем в «гнездо».

Выигрывает та команда, в которой «гнездо» больше. Считаем! Победила дружба! Зачитать некоторые из них.

Слайд № 16

Работа с текстом

Я полон беспредельной любви к миру и моей матери, которая называется Россия. Там, в родных местах, так же, как и в моем детстве и юности, цветут купавы в болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по – русски, это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности.                                                                        (К. Бальмонт)                                                          

                                             

Слайд № 17

Домашнее задание.

  1.  Сформулируйте проблему текста, которую ставит автор
  2.  Определите позицию автора текста
  3.  Выскажите свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументируйте ее
  4.  Напишите сочинение в формате ЕГЭ

Слайд № 18

Итог урока.

-Что полезного вы взяли для себя с урока?

-Теперь я не ошибусь в постановке запятой на стыке союзов.

-Очень понравилось содержание текстов о Родине.

-В задании №8 допустила ошибку, теперь знаю, над чем мне работать.

- Оценки за урок будут выставлены после проверки сочинения. Спасибо, ребята, за урок. Я уверена, что в ваших сердцах теплится искорка любви к Родине и родному языку, и если приложить все свои старания при подготовке, то будет успех на ЕГЭ!!!

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...