РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБ-КВЕСТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО АСПЕКТА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РКИ
статья по русскому языку

Коростелёва Тамара Анатольевна

Статья о проведении Международного сетевого квеста «Лингвистические сезоны в Республике Казахстан»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korostelyova_t.a._statya_rki.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБ-КВЕСТА

В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО АСПЕКТА

ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РКИ

Т.А.Коростелёва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

имени кавалера ордена Мужества И.Ю.Уланова,

Почётный работник общего образования РФ,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Россия, Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, ул.Котовского, 12

Тел.: 89606579523, e-mail: tamarakorostelyova@yandex.ru

Нужно учиться русской грамоте - духовное богатство, знание и искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Русский язык откроет нам глаза на мир. Русская наука и культура - ключ к мировым сокровищам. Владеющему этим ключом все другое достанется без особых усилий.

Абай Кунанбаев, казахский просветитель

          Казахстан и Россия… Культурные, экономические и политические связи между нашими странами не прерывались никогда, ведь они обусловлены историческим контекстом, и сегодня на государственном уровне с обеих сторон ведётся работа по расширению и обогащению этих связей.

           Российско-казахстанские культурные отношения, имеющие многовековую историю, создали благоприятные условия для сближения этих двух народов. Наша духовная связь остается на ментальном уровне, слишком многое нас объединяет: история, культура, литература… 

          Русский язык - это важный фактор интеграции народов Казахстана и России. Русский язык является инструментом гуманитарного сотрудничества России и Казахстана. Это язык дружбы и гостеприимства, философии, поэзии, язык великих людей.

В системе обучения русскому языку как иностранному выработка лексических навыков играет важную роль, так как эти навыки входят в состав речевых умений слушания, говорения, чтения и письма. Владение лексикой является основой успешной коммуникации.

 Овладеть словом - это не только овладеть изучаемым языком, но и войти в тайну жизни и культуру того народа, который на этом языке говорит. Поэтому так важно для иностранных студентов изучать лексику русского языка, ведь без слов и правил их сочетания невозможно вербальное общение, а следовательно, и интеграция личности в жизнь общества. С первых часов изучения русского языка иностранец попадает в совершенно новую лексическую среду, и задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь ему сориентироваться в многообразии словарного состава.  Для этого необходимо использование активных методов преподавания лексики.

Международный сетевой квест «Лингвистические сезоны в Республике Казахстан» https://lingvokalendar2020.jimdofree.com/лингвистические-сезоны-в-республике-казахстан/ приглашает всех, кто с радостью открывает для себя новые страницы удивительного мира русского языка, кто готов создавать свои творческие работы с помощью Интернет-ресурсов. Данное сетевое мероприятие стало творческой доминантой в курсе обучения РКИ, организованного Тамбовским институтом повышения квалификации работников образования. Электронный образовательный контент квеста «Лингвистические сезоны» обеспечивает формирование персональных образовательных траекторий и создает необходимые условия для нелинейной подачи учебного лексического материала.

          Веб-квест «Лингвистические сезоны» представляют собой единое интернет-пространство, построенное по принципу образовательного коворкинга. В ходе сетевой индивидуальной и командной работы участники обсуждают идеи, способы реализации, готовые продукты. «Лингвистические сезоны» - это атмосфера творчества, коллективизма, лингвистических открытий, способствующая мотивации студентов к изучению русского языка и стимулирующая педагогических работников к поиску эффективных методических решений.

Для каждого этапа создается отдельная страница сайта, где аккумулируется познавательная информация для участников о лингвистическом контенте и размещаются предварительные испытания для поиска «ключа» к основному заданию. Сетевой формат предполагает активное использование сервисов веб 2.0, поэтому на страницах сайта проекта размещаются подробные инструкции по созданию итоговых работ и ведется консультационная линия.

Задания квеста «Лингвистические сезоны» направлены на освоение лексического аспекта русского языка, т.к. лексика - важнейший компонент любого варианта практического курса РКИ. Общение на иностранном языке не может осуществляться без наличия у говорящего определенного запаса слов и умения пользоваться ими в устной и письменной речи. В практическом курсе РКИ обучение лексике происходит в совокупности с обучением фонетике и грамматике. Поэтому работе над лексикой на всех этапах обучения русскому языку как иностранному отводится исключительно большое место.

Из всех основных аспектов иностранного языка, которые должны практически усваиваться обучающимися, с психологической точки зрения наиболее важным и существенным следует считать именно лексику, т.к. без запаса слов, хотя бы и незначительного, владеть языком невозможно. Знание лексики в большой степени определяет освоение языка как средства общения, накопления информации, сведений о культуре народа - носителя данного языка.

Квестовые испытания «Лингвистических сезонов» для слушателей курса РКИ разработаны с учетом дальнейшего глубокого погружения участников в лексический материал, создания исследовательских работ с использованием сетевых сервисов.

1 этап квеста «Лингвистические сезоны» - «Удивительный мир фразеологизмов». Русская фразеология представляет собой благодатный материал для страноведческих знаний об истории, традициях, обычаях и быте русского народа, ее изучение способствует формированию коммуникативных и культурных компетенций иностранных студентов.

Успешное усвоение фразеологизмов иностранными студентами требует целенаправленной работы и тщательного отбора языкового материала. Нельзя не согласиться с Н.М.Шанским, который писал: «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка».

        В качестве предварительного испытания для поиска «ключа» к заданию 1 этапа предлагается флеш-игра «В мире животных», оформленная с помощью сервиса LearningApps, которая позволяет иностранным студентам усвоить особенности фразеологизмов как образных, целостных по значению единиц языка. 

Ответив на вопросы виртуальной лингвистической викторины, участники квеста узнали задание 1 этапа: «С помощью сервиса Emaze подготовьте рассказ об одном фразеологизме».

Виртуальным инструментом для воплощения идей при выполнении задания 1 этапа становится сервис Emaze, который является сервисом для создания мультимедийных онлайн презентаций. Сервис обладает возможностью встраивания любых мультимедийных объектов (аудио сопровождения, видео, анимированных диаграмм и т.д.), а также современным дизайном и динамическими переходами.

Участники квеста в своих презентациях рассказали о происхождении фразеологических оборотов, об особенностях их употребления в речи, привели примеры из художественных произведений. Удачно дополнили презентации анимационные эффекты, музыкальное сопровождение, стихотворения, видеофрагменты, ведь без средств наглядности может сформироваться неверное представление о значении лексической единицы.

Благодаря использованию сильного семантизирующего контекста легко объясняется значение фразеологизмов. При толковании значения фразеологизма раскрывается его смысловая природа. При указании на внутреннюю форму идиоматического сочетания происходит развитие творческого и ассоциативного мышления.

Русская фразеология представляет собой благодатный материал для страноведческих знаний об истории, традициях, обычаях и быте русского народа. Ее изучение способствует формированию не только коммуникативных, но и культурных компетенций инофонов. В ходе изучения русской фразеологии иностранные студенты ближе знакомятся с особенностями национальной культуры изучаемого языка. Обучение иностранных студентов русскому языку невозможно без знания его идиоматики, в которой отражаются особенности образного мировидения, традиции, верования русского народа.

Изучение идиоматики русского языка иностранными студентами имеет непосредственный выход в проблему своеобразия языковых картин мира, взаимосвязи языка и культуры, поскольку носитель изучаемого языка принадлежит к другой культуре.

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценивания, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде.  На странице этапа «Удивительный мир фразеологизмов» содержатся критерии оценивания работы с приведенными баллами и словесным описанием.

Оценивание собственной работы и работ однокурсников позволяет участникам квеста учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания. Оценивание становится прозрачным, и участники имеют четкое представление о том, как будет оно осуществляться экспертами.

2 этап квеста «Лингвистические сезоны» - «День словарей и энциклопедий».  Открытие 2 этапа состоялось 22 ноября не случайно: в этот день отмечается День словарей и энциклопедий. Именно 22 ноября - день рождения великого российского лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872), автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Большие академические словари выходили и до него, он же создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, но и способы его лексического обогащения.

          В качестве предварительного испытания для поиска «ключа» к заданию 2 этапа предлагается виртуальная викторина «Листая Далевский словарь», оформленная с помощью сервиса LearningApps, которая позволяет иностранным студентам узнать об «уникальных россыпях жемчужин»  в одной из самых богатых сокровищниц  русского языка. 

Ответив на вопросы виртуальной лингвистической викторины, участники квеста узнали задание 2 этапа: «Представим, что вам, продолжая дело В.И.Даля, нужно предложить для словаря ОДНО СЛОВО из современного русского языка. Задумались? Есть в современном языке «словарное золото»? Или Даль бы нас не понял?! С помощью сервиса для создания инфографики Piktochart оформите, пользуясь методом великого лингвиста, виртуальную словарную карточку».

Слушателям курса РКИ предстояло выявить роль и значение неологизмов в современном русском языке. Систематическое и целенаправленное введение новых слов на занятиях обеспечивает лучшее усвоение орфографии, орфоэпии и способствует расширению словарного запаса студентов и готовит их к современной жизни. Задание 2 этапа носит коммуникативный характер, при изучении тем и выполнении практических заданий усваивается как новая общеупотребительная лексика, так и лексика, ограниченная в употреблении, составляющая пассивный словарный запас языка.

Что происходит с нашим языком? Какие приобретения и потери можно в нем наблюдать за последние полтора-два десятилетия? Отвечая на эти вопросы и оформляя работу 2 этапа, участники квеста выяснили, много ли заимствованных слов в русском языке, каковы причины заимствования и как часто их употребляют в речи наши современники, а главное - понимают ли их смысл.

В качестве лингвистического материала для анализа слушатели курса РКИ выбирали такие слова, как гуглить, дизлайк, логин, дресс-код, мерчендайзер, чилить и др. Оформленные с помощью сервиса Piktochart словарные инфографические карточки содержали интересные материалы, содержащие разнообразный лексико-грамматический контент. 

Творческие задания слушателей курса РКИ обязательно должны «работать»! Их можно предлагать однокурсникам или разместить на учительском сайте. Необходимо извещать авторов об общественной пользе их труда. Это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом.

Современному творческому преподавателю не составит труда вплести в канву занятия по русскому языку в соответствии в намеченными целями и задачами цифровые образовательные ресурсы, оформленные в рамках 2 этапа, и смоделировать упражнения на аудирование и письмо.

3 этап веб-квеста «Лингвистический календарь» - «Недаром молвится». Великий и могучий русский язык трудно представить без пословиц и поговорок. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что стали не просто украшением речи, а необходимостью. Они придают нашей речи яркость и образность, меткость и оригинальность.

           Так какова же взаимосвязь «народной мудрости» различных народов? Так ли мы отличаемся друг от друга, судя по пословицам? И зачем «мудрости» перевод? Ответы на эти вопросы предстояло найти участникам веб-квеста «Лингвистические сезоны» в ходе выполнения 3 задания «Недаром молвится».

В качестве предварительного испытания для поиска «ключа» к заданию 3 этапа предлагается виртуальный кроссворд, оформленный с помощью сервиса LearningApps, который поможет иностранным студентам узнать о пословицах из словаря В.И.Даля  и сделает метаязык паремиологии более понятным. 

Отгадав виртуальный лингвистический кроссворд, участники квеста узнали задание 3 этапа: «Познакомившись с пословицами русского и казахского народов о Родине и чужбине, добре и зле, вражде и дружбе, мы приходим к выводу о том, что у людей разных национальностей представления о вечных ценностях совпадают. Какова взаимосвязь «народной мудрости» разных народов? Так ли мы отличаемся друг от друга, судя по пословицам? Расскажите об этом с  помощью сервиса Storyjumper».

В своих работах участники квеста «Лингвистические сезоны» представили сопоставительное изучение номинацентрических пословиц в русском и казахском языках. Пословицы и поговорки появились в глубокой древности и с тех давних времен они накапливали в себе всю мудрость народа, отражали нравственные устои и заповеди. Прошли века, но вся народная мудрость, заключенная в фольклоре, жива и актуальна до сих пор.

          Таким образом, задания веб-квеста «Лингвистические сезоны», направленные на изучение лексики русского языка, носят творческий характер. Они взаимно дополняют и обогащают друг друга, эффективно сочетая в зависимости от характера лексического материала различные способы семантизации слов. Понимание истории русского слова, его составляющих, его места в продуцируемых текстах обеспечивает не только грамотность обучающихся, но и их включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры через систему интерактивных заданий, направленных на организацию работы с лексическим материалом.

С уверенностью можно сказать, что веб-квест «Лингвистические сезоны» стал творческой доминантой проекта РКИ и позволил соприкоснуться с атмосферой творчества и неисчерпаемого вдохновения. Участники веб-квеста смогли проложить собственные лингвистические маршруты в культурно-языковом поле России и Казахстана и нашли ориентиры, чтобы оглянуться в прошлое, объяснить настоящее, заглянуть в будущее. Проведение проекта РКИ стало важным событием в области русистики в Республике Казахстан и укрепило позиции языка в регионе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»

Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...

Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал.

Информация дана в виде таблицы....

Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»

Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья....

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

Урок "Природно-ресурсный потенциал России"

Урок в 8 классе по теме "Природно-ресурсный потенциал России" с использованием элементов сингапурской методики...

статья " Потенциал города для формирования познавательной и коммуникативной компетенции."

Перед учителем иностранного языка стоит задача развивать и совершенствовать социокультурную компетенцию учащихся , которая предполагает усвоение огромной неязыковой информации , необходимой для взаимо...