Лексические нормы и нарушения лексических норм.
учебно-методический материал по русскому языку (10, 11 класс)

Лексические нормы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лексические нормы 18.67 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

В основе соблюдения лексических норм лежит коммуникативное качество речи, именуемое точностью. Точность — одно из важных достоинств хорошей речи, которое заключается в соответствии между смысловой стороной речи (планом содержания) и предметной действительностью и/или системой выражаемых понятий. Указанное качество проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями. Это определение имеет в виду два вида точности — предметную (фактическую) и понятийную (коммуникативную). Действительно, для того чтобы быть точным в речи, необходимо адекватно отражать мир в соответствии с реальной действительностью и при этом точно передавать свою мысль адресату.

Экстралингвистические условия достижения точности: знание предмета речи, умение ясно мыслить, владение речевыми навыками. Лингвистические условия достижения точности: знание лексических значений употребляемых слов, знание и четкое разграничение многозначных слов, омонимов, синонимов, паронимов, учет возможностей их сочетания с другими словами, лаконизм выражения.

Точность всегда связана с пониманием значений слов. Чаще всего трудности возникают при употреблении заимствований, терминов. В случае затруднений в определении их значений необходимо обращаться к толковым словарям (см. лабораторную работу №1).

Важно обеспечить точность (недвусмысленность) речи при употреблении многозначных (полисемичных) слов, омонимов (слов, совпадающих по звучанию или написанию, но имеющих разный смысл). Например, высказывание "Надо оставить это предложение" вследствие двоякого понимания многозначного слова оставить (сохранить предложение в прежнем виде или отказаться от него) нужно дополнить какими-либо пояснительными словами (к примеру, так: Надо оставить это предложение в тексте). Двусмысленно и следующее предложение, содержащее омоним: Вы прослушали объявление? — т.е. восприняли переданную информацию или же, напротив, пропустили ее.

При употреблении синонимов (слов, различных по звучанию или написанию, но близких или тождественных по значению) следует обращать внимание на различия:

—оттенков смысла (мокрый — влажный — сырой);

—объемов понятий (способный — талантливый — гениальный);

—сфер употребления (просить — ходатайствовать — взывать — выпрашивать — клянчить);

—экспрессивных окрасок (лик — лицо рожа).

При употреблении паронимов (близких, но не тождественных по звучанию однокоренных слов) важно различать их значения. Например, у слов ритмичный и ритмический общий корень, они близки по звуковому составу, но различаются по значению: ритмичный — чувствующий ритм или обладающий ритмом, ритмический — основанный на ритме.

В процессе речепорождения важно учитывать лексическую сочетаемость (способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке). Границы сочетаемости в значительной степени определяются:

- значением слова. При построении предложений следует обращать внимание на контекстуальную связанность отдельных значений полисемичного слова (например, можно сказать: повысить урожайность, скорость, но нельзя: повысить выпуск, т.к. повысить можно лишь то, к чему приложим параметр высокий);

- языковой традицией. С точки зрения современного языка часто
бывает трудно или даже невозможно объяснить причины различной сочетаемости близких по смыслу слов (например: уделять внимание/придавать значение музыкальному образованию). Такие сочетания входят в словарь языковой личности в готовом виде, и умение их использовать составляет часть ее речевой культуры.

Точность речи определяется также лаконизмом (употреблением слов, кратко и точно называющих явления, отказом от лишних слов, т.е. плеоназма, и повтора, т.е. тавтологии).

Несоблюдение условий создания точной речи приводит к речевым ошибкам.

 Виды нарушений лексических норм

Виды ошибок

Ошибочно употребление

Следует употреблять

Неустраненная контекстом многозначность

-Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

Несовершенство приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

Смешение паронимов

- Иван очень экономичный.

- Иван очень экономный.

Нарушение норм лексической сочетаемости

1)      традиция употребления слова: иметь роль, играть значение

2)      недоучет стилистической окраски слов: Чичиков сумел всех объегорить.

3)      употребление слов в несвойственном им значении: Петров высказал свое кредо на организацию работы отдела.

1) играть роль, иметь значение

2)      Чичикову удалось всех обмануть.

3)      Петров высказал свою точку зрения на организацию работы отдела

Плеоназм

памятный сувенир, коллеги по работе

- памятный подарок, товарищи по работе

Тавтология

рассказать рассказ, спросить вопрос

- рассказать историю, задать вопрос

Проверочная работа

Отметьте случаи нарушения лексической нормы. Поставьте номер предложения и определите вид лексической ошибки. Предложения редактировать не нужно.

1.         Они внесли огромную лепту в организацию этого дела.

2.         Наш папа по происхождению одессит.

3.         Многие интеллигенты относились индифферентно к религии.

4.         Такая планировка сроков работ оказалась неточной.

5.         Он приехал на стройку два года тому назад.

6.         Перспективная неизбежность перехода к новому очевидна.

7.         Среди множества писем процитируем лишь одно.

8.         Гость пытался собрать осколки сломанной вазы.

9.         На картине нарисована группа людей.

10.       Человек всю жизнь должен расширять свой кругозор.

11.       Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

12.       В актовом зале школы царила деловая суета.

13.       Недаром декабристы отбывали свои сроки за наше будущее.

14.       Он может запросто это сделать.

15.       В банно-прачечном комбинате модно приобрести вехотки и мыло всех сортов.

16.       Самолет сделал смертельную петлю.

17.       Неожиданно для всех в стране изменился премьер-министр.

18.       Лизкин ухажер потерпел фиаско.

19.       Исполнительская власть на местах активизировала свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения лексической нормы в письменной и устной речи школьников

Язык народа – важнейший признак нации и выразитель ее духа. Национальный язык должен всегда находиться в центре внимания общества. Общество в целом и школа в частности должны быть озабочены куль...

Типичные случаи нарушения лексических норм в речи учащихся.

статья " Типичные нарушения лексических норм в речи учащихся" о проблеме засорения русской речи жаргонными  и матернымисловами....

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике...

Конспект урока по праву "Правовая норма, ее структура. Виды норм права".

Конспект урока по праву в 10 классе по теме "Правовая норма, ее структура. Виды норм права"...

Нарушение языковых норм в наружной рекламе (на примере города Красноярска)

В современном мире все меньше внимания уделяется языковым нормам. Это влечет за собой неприятные последствия,в результате которых люди перестану воспринимть правильные нормы....

Нарушение речевых норм в СМИ

Данный материал может быть использован при работе со старшеклассниками на уроках, посвящённых культуре речи...