Вместе с Пушкиным
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Ситдикова Равия Рафаэлевна

Внеклассное мероприятие ко Дню русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmeste_s_a.s._pushkinym.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ситдикова Равия Рафаэлевна

МБОУ «Мичанская основная общеобразовательная школа

Сабинского муниципального района РТ»,

 E-mail: ravia1973@yandex.ru

Интеллектуальная игра "Вместе с А.С. Пушкиным".

Цель: способствовать повышению познавательного интереса в изучении творчества А. С. Пушкина, приобщению к высокому художественному слову.

Задачи:

а) Образовательная – систематизировать знания учащихся по творчеству  А. С. Пушкина

б) Развивающая – развивать речь, мышление, умение слушать друг друга, умение работать в группе

в) Воспитательная – воспитывать интерес и любовь к предмету, нравственно – эстетические чувства.

Формы проведения мероприятия: групповая, индивидуальная.

УУД:

  Предметные результаты:

•        Знать информацию, полученную в ходе познавательной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные

•        строить речевое высказывание в устной форме;

•        осуществлять анализ, обобщение.

Регулятивные

•        принимать и ставить познавательную задачу, адекватно оценивать свои достижения.

•        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;                                                  

 Коммуникативные

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        использовать речь для регуляции своего действия;

•        адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Личностные:

•        Воспитывать интерес, уважение, терпение, культуру поведения.

Оборудование: компьютер, проектор,  иллюстрация с изображением А. С. Пушкина, презентация.

I. Встреча с А.С. Пушкиным

Учитель.

Здравствуйте, уважаемые ученики, дорогие учителя. В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Александра Сергеевича Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом. Сегодня у нас необычный день. Я хочу, чтобы вы надолго запомнили этот праздник. Поэтому приглашаю самого Александра Сергеевича Пушкина в зал. (Входит ученик в образе Пушкина. Ученики приветствуют апплодисментами.)

Пушкин.

Здравствуйте, я очень рад встрече с вами. Вы все очень разные, у вас разные мечты, интересы и судьбы, но всех вас объединяет то, что вы граждане России – страны с богатым прошлым и я уверен – со светлым будущим! Я поздравляю вас с Днем русского языка и хочу пожелать мирной, счастливой жизни для вас и ваших родных!

Русский язык — это громада, великий и неповторимый, благозвучный и мелодичный, сложный и неоднозначный. С Днем Русского Языка, пусть его звучание не умолкает никогда, пусть всегда будут те, кто говорит на нем и гордится тем, что является носителем русского языка.

Поздравляю с Днём русского языка и желаю всей душой любить речь великих поэтов, знаменитых писателей, верных мыслителей. Пусть русский язык не знает коверканий и притязаний, пусть ни в твоей речи, ни в твоём правописании, ни в твоём выборе, ни в твоей жизни никогда не будет ошибок.

Учитель.

Спасибо Вам за поздравления. Прошу Вас остаться на нашем празднике и стать почётным гостем.  (Предлагает почётное место Пушкину).

Выступления учащихся

1 ученик. С Днем русского языка я поздравляю,

Велик, могуч, незаменим!

Не забывать его желаю,

Ведь в мире он необходим.

2 ученик. Учи грамматику, читай и развивайся,

И совершенствуй свой язык,

В себе не вздумай сомневаться,

Счастливым будет каждый миг!

3 ученик.  Поздравить вас хочу сегодня

С днем русского я языка,

Пусть льется речь водою чистой,

Как полноводная река.

4 ученик. Читать желаю вам побольше,

Грамматику не забывать,

От скверных слов, иносказаний

Родную речь вам очищать.

 5 ученик. Наш язык — наша гордость и сила,
Он звучит мелодично, красиво,
В этот день, получив вдохновение,
Мы проявим все дань уважения!
Пусть в домах он звучит, процветает,
Пусть улыбка всегда расцветает,
Мы ведь родину любим — и важно
Сохранить наш язык, чтобы в каждом
Слове — наша любовь зазвучала,
Чтоб Россия — всегда побеждала!
В память русских великих поэтов
Праздник этот с размахом отметим!

6 ученик. Великий Пушкин…Целая эпоха

Основой стала пылких строк его.

Он верил в светлый идеал свободы

И знал – достойна русская земля его!

7 ученик. Поэт писал и нес слова народу,

К борьбе его за счастье призывал,

Он знал – пройдут столетия и годы

И чаянья его реальность обретут.

8 ученик. Пушкина слово звучит величаво,

Прославляя России нетленную славу,

Наша память о нем свята и нерушима,

В ней земли нашей русской великая сила!

9 ученик. Сегодня великого славим поэта,

Чье слово сиянием солнца согрето,

Чей гений навеки закрался к нам в душу.

Чей славный талант пыль веков не разрушит…

 10 ученик. Пусть летит над Россией великая весть:

Пушкин с нами навеки, в сердцах, рядом, здесь!

Рады славить поэта во всех городах,

Ведь судьба всей отчизны в его великих стихах!

2. Основная часть "Вместе с Пушкиным"

Учитель.

– Мы чтить тебя привыкли

С детских лет,

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

–  Действительно, с творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с

детства, читаем и любим его сказки. И сегодня мы проведём

игру по творчеству А.С. Пушкина. Вы вспомните то, что

уже знакомо вам, а может быть, узнаете что-то новое. Оценивать наше

мероприятие будет жюри в составе: ____________________

А соревноваться мы будем в составе двух команд.

 Первая команда – «Языковеды» – аплодисменты, вторая команда «Литераторы» – аплодисменты. Итак, мы начинаем.

–  Ребята! Александр Пушкин – гений русской и мировой литературы. Его перу принадлежит множество произведений, которые сделали его знаменитым и любимым многими поколениями почитателей его таланта. Именно благодаря таланту Пушкина, русский язык поднялся до уровня великого национального и мирового языка. Мы посвящаем сегодняшнюю игру творчеству А. С. Пушкина.

Вам надо быть очень внимательными, активно, быстро, но, подумав, выполнять те задания, которые вам будут даваться, так как мы проведем соревнование между командами. А чтобы вам было веселее, этот бой я решила провести в форме игры «Вместе с Пушкиным».

Правила игры. За каждое правильно выполненное задание будут начисляться баллы. В конце мы выявим лучшую команду и лучших знатоков творчества Александра Сергеевича Пушкина.

На экране поле с 4 различными темами.  Рядом с каждой темой окошечко с цифрами от 10 до 50. Цена ответов в каждой категории 10, 20, 30, 40, 50. Как вы уже догадались, эти цифры определяют стоимость правильного ответа и количество баллов, которые вы можете положить в командную копилку, правильно ответив на вопрос, который скрывается с обратной стороны.         Команды могут выбирать любую тему, любое количество баллов. Отвечать два раза на один и тот же вопрос нельзя. После ответа на вопрос, цифры поворачиваются наизнанку. Если команда не дает ответа по истечении 30 секунд или ошибается, право ответить получает другая команда. Команда, давшая правильный ответ получает баллы, соответствующие «цене» вопроса. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по окончанию игры.

Сказки Пушкина – это и есть мы, наш взгляд на мир, характер, поступки… И красотой сказок можно любоваться не только в детстве, но и на протяжении всей жизни, открывая что-то новое для себя каждый раз. А.С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но уже почти двести лет сказки Пушкина — любимое чтение детей и взрослых. Когда вы были маленькими, вам читали сказки взрослые, сейчас вы читаете их самостоятельно, а пройдут годы, и вы прочитаете эти сказки своим детям и откроете для себя что-то совсем новое, незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь. Первая категория называется "Сказочный мир". (Приложение №2)

Главная проблема для автора  – найти для своего произведения самые точные слова, чтобы лучше передать смысл задуманного. А.С. Пушкин оставил в своих черновиках следы титанических усилий в поисках наиболее точных словесных находок для воплощения своих поэтических мыслей.    Поэт смело разрушал привычные представления о приуроченности определенных слов к определенным темам, стилям и жанрам, соединял то, что казалось несоединимым, помещая слова, которых допушкинская поэзия избегала. Вторая категория называется "Слово о словах". (Приложение №2)

В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин использует 20 пословиц, 3 из них в качестве эпиграфа. Благодаря фольклорным формулам, ритмам пушкинский текст приобретает национальный колорит русской речи; пословицы передают правила, по которым живут герои повести. В пословицах отразилось замеченное Пушкиным врожденное свойство русского народа: отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться…» Третья категория вопросов посвящена пословицам в "Капитанской дочке" и называется "Коротко и ясно". (Приложение №2)

Для Пушкина рифма  –  явление, значащее много. С ней связывает он рождение новых форм поэзии. Пушкин ставит под рифму слова особенно значительные в стихе, те, на которые должно обратить особое внимание, которые должны запомниться больше всех других. Пушкинской рифмой (глаголы с глаголами, существительные с существительными) очерчены языковые рубежи русской поэзии, намечены ее границы. Поэты пушкинской и послепушкинской поры следуют за этой рифмой. Четвёртая категория вопросов называется "Звонкая рифма". (Приложение №2)

Композиторы и художники  в своем творчестве обращались к Пушкину. Это не мало известные имена, а знаменитые на всю Россию творческие люди. Они стоят на том же уровне, что и Пушкин в литературе. Основные жанры,  в которых они работали с произведениями Пушкина – оперы и романсы, портреты и иллюстрации, о которых и пойдет речь дальше. Пятая категория вопросов связана именно с искусством "Пушкин в искусстве". (Приложение №2)

Команды выбирают категорию и называет сумму вопроса.  Дают полный ответ. При правильном ответе командам присуждается балл.

Презентация "Вместе с Пушкиным" (Приложение №2)

3. Подведение итога игры, награждение. 

Подсчитываются баллы, набранные каждой командой.

Учитель.

Каждая команда подготовила поздравление нашему дорогому гостю – Александру Сергеевичу Пушкину.

1 команда "Русоведы".

Уважаемый Александр Сергеевич!!! Поздравляем Вас Днём рождения, с неповторимым и прекрасным праздником — Пушкинским днём — поздравляем от чистой, любящей поэзию души! Пусть в жизни непременно случится чудное мгновение, превратившись в не менее чудесную вечность. Пусть таинственным талисманом счастья станут великолепные строки гениального поэта. Пусть сказка станет былью, овеяв дни и ночи золотом неповторимых слов!

Наш Пушкин – созидатель вечный,

Поэт от Бога просто он,

И в этот день хотим сердечно,

Отвесить Вам земной поклон!

2 команда "Литераторы"

Вас поздравляем с праздником душевным!

Пусть лирой складной будет он богат,

Где каждый слог, как яхонт совершенный,

Где ямба звонкого красуется парад.

Пусть будут в этот день добры все бесконечно,

Пусть музыка наш услаждает слух,

И все плохое канет в злую вечность,

И всюду Пушкина царит призывный дух.

Спасибо Вам, наш дорогой учитель!

Вы, научили нас прекрасное любить.

С благоговением колени приклоняя,

Мы обещаем Вас ни в чем не подводить!

Учитель:

Спасибо командам за участие в игре.  Слово предоставляется членам жюри. (Жюри подводит итог игре)

Вкус успеха пусть привычным
Станет с этих пор теперь,
Вы старались, победили,
Так держать, не знать потерь!
Пусть же этот триумф яркий
Будет прочным маячком,
Он научит пусть стремиться
Побеждать всегда во всем!

Литература

1.https://avidreaders.ru/book/kapitanskaya-dochka.html

2.https: https://alexanderpushkin.ru/spisok-proizvedenij.html

3. //www.culture.ru/literature/books/author-aleksandr

4. https://uchitelya.com/literatura/4384-prezentaciya-svoya-igra-skazki-pushkina-5-klass.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вместе к Пушкину

интелектуальная игра по литературе...

Интеллектуальная игра для 5-6 классов "Вместе к Пушкину"

Подробная разработка по литературе для учащихся 5-6 классов....

Внеклассное мероприятие . Конспект урока-игры с использованием игровой технологии «Вместе к А.С.Пушкину»

Игра рассчитана на участие двух команд. В каждую команду входит по 5 – 7 участников ( можно больше), включая капитана....

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Неделя литературы."Вместе с Пушкиным"

Мероприятие на параллели 6-х классов в рамках недели русского языка и литературы "Вместе с Пушкиным"...

Внеклассное мероприятие "Вместе с Пушкиным"

Внеклассное мероприятие "Вместе с Пушкиным"...