Вместе к Пушкину
методическая разработка (7 класс) по теме

Гольская Екатерина Владимировна

интелектуальная игра по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vmeste_k_pushkinu.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса «Вместе к Пушкину».

Оборудование:

              1.  Ведущий.

              2.  Две  команды  участников.

              3.  Члены  жюри.

              4.  Портрет  А.С.Пушкина.

              5.  Запись  на  доске.

              6.  Иллюстрации  к  произведениям  А.С.Пушкина.

              7.  Задания  на  карточках.

              8.  Разрезные  карточки  со  стихотворением  А.С.Пушкина.

              9.  Протокол  для  жюри.

     В е д у щ и й.  Сегодня  вы  все  становитесь  участниками  литературной  игры  «Вместе  к  Пушкину»,  посвященной  творчеству  великого  русского  поэта.

     Начнем  с  приветствия  команд.

     1-я  команда.

     Название   «Лицеисты».

     Приветствие:

                              Друзья  мои,  прекрасен  наш  союз!

                              Он  как  душа  неразделим  и  вечен

                              Неколебим,  свободен  и  беспечен

                              Срастался  он  под  сенью  дружных  муз.

                              Куда  бы  нас  не  бросила  судьбина,

                              И  счастие  куда  б  ни  повело,

                              Все  те  же  мы,  нам   целый  мир  чужбина

                              Отечество  нам  Царское  Село.

                                                                (А.С.Пушкин).

     2-я  команда.

     Название  «Пушкинисты».

     Приветствие:

                                Вражду  твою  пусть  тот  рассудит,

                                Кто  слышит  пролитую  кровь…

                                Тебя  ж,  как  первую  любовь,

                                 России  сердце  не  забудет!..

                                                             (Ф.И.Тютчев).

     Для  участия  в  конкурсах  команды  занимают  места  за  приготовленными  столами.

Конкурс  1.

«О,  сколько  нам  открытий  чудных…»

     Задание.

       Каждой  команде  предлагается  три  вопроса  с  тремя  вариантами  ответов.  Необходимо  выбрать  правильный.  За  правильный  ответ – 1  балл.  На  обдумывание  10  секунд.

       Кто  ответит  правильно  на  вопрос,  тот  и  начнет  игру:  «Назовите  дату  рождения  А.С.Пушкина»        (6  июня  1799  года).

     Вопросы  для  1  команды.

1).  В  метрической  книге  церкви  Богоявления  сохранилась  запись  от  26  мая  1799 г.  по  старому  стилю:  «Во  дворе  коллежского  регистратора  Ивана  Васильевича  Скворцова  у  жильца  его  Сергея  Львовича  Пушкина  родился  сын  Александр,  крещен  июля  8  дня»  Так  где  же  родился  А.С.Пушкин?

а)  в  Москве;

б)  в  Санкт-Петербурге;

в)  в  селе  Михайловском  Псковской  губернии.

2)  Какое  произведение  А.С.Пушкина  начинается  прологом  «У  Лукоморья  дуб  зеленый…»?

а)  «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке»;

б)  «Руслан  и  Людмила»;

в)  «Сказка  о  мертвой  царевне  и  семи  богатырях».

3)  В  каком  из  произведений  А.С.Пушкина  ветер  оказывает  серьёзную  помощь  одному  из  главных  героев?

а)  «Сказка  о   рыбаке  и  рыбке»;

б)  «Сказка  о  золотом  петушке»;

в)  «Сказка  о  мертвой  царевне  и  семи  богатырях».

     Вопросы  для  2  команды:

1)  В  1815  году  на  публичном  экзамене  в  Царскосельском  лицее  присутствовал  один  из  величайших  поэтов  XVIII  века.  Пушкин  так  вспоминает  об  этом:  «Он  дре-мал  до  тех  пор,  пока  не  начался  экзамен  по  русской  словесности.  Тут  он  оживил-ся,  глаза  заблистали;  он  преобразился  весь…  Наконец,  вызвали  меня.  Я  прочел  мои  «Воспоминания  в  Царском  Селе».  Кто  был  этот  поэт?

а)  Карамзин;

б)  Державин;

в)  Жуковский.

2)  Для  написания  какого  произведения  Пушкин  использовал    летописный  источ-ник?

а)  «Песнь  о  вещем  Олеге»;

б)  «Дубровский»;

в)  «Полтава».

3)  Кто  из  героев  Пушкина,

                «Помолясь  усердно  Богу,

                  Отправляется  в  дорогу

                  За  красавицей – душой,

                  За  невестой  молодой»?

а)  Руслан  из  поэмы  «Руслан  и  Людмила»;

б)  Елисей  из  «Сказки  о  мертвой  царевне…»;

в)  Гвидон  из  «Сказки  о  царе  Салтане…».

               Жюри  подводит  итоги.

Конкурс  2.

«Что  в  имени  тебе  моём?..»

     Конкурс  проводится  в  3  тура.  В  каждом  туре  очередность  выступления  команд  меняется.

     1  тур.  Команды  по  очереди  называют  героев  пушкинской  «Сказки  о  мертвой  царевне  и  семи  богатырях».  На  обдумывание  ответа – 5  секунд.  Команда,  закончившая  игру,  получает  3  балла,  проигравшая – 1  балл.  В  случае,  если  будут  названы  все  герои,  каждая  команда  получает  по  3  балла.

(Царь,  царица,  царевна,  царица-мачеха,  зеркальце,  королевич  Елисей,  Чернавка,  пес,  семь  богатырей,  солнце,  месяц,  ветер).

     2  тур.  Команды  по  очереди  называют  основных  действующих  героев  поэмы  Пушкина  «Руслан  и  Людмила».  Условия  те  же.

(Князь  Владимир,  Людмила,  Руслан,  Баян,  Рогдай,  Фарлаф,  Ратмир,  Черномор,  Наина,  Финн,  Голова,  жена  Ратмира).

     3  тур.  Команды  по  очереди  называют  поэтов  пушкинской  поры.  Условия  те  же.

(Державин,  Карамзин,  Жуковский,  Батюшков,  Дельвиг,  Крылов,  Кюхельбекер,  Гнедич,  Плетнев,  Вяземский,  Козлов,  Глинка,  Грибоедов,  Дмитриев,  Рылеев,  Одо-евский,  Веневитинов,  Тютчев,  Полежаев,  Кольцов,  Лермонтов,  Боратынский,  Языков,  Ершов).

               Жюри  подводит  итоги.

Конкурс  3.

«Прекрасное  должно  быть  величаво…»

     Конкурс  состоит  из  4-х  туров.

     1  тур.  Перепутались  названия  разных  произведений  А.С.Пушкина.  Исправьте  ошибки,  назовите  10  произведений  Пушкина.  На   обдумывание – 1  мин.  Закончив-ший  игру  получает  3  балла.  Если  будут  названы  все  произведения,  команды  получают  по  3  балла.  Команды  отвечают  по  очереди.

    Станционный  смотритель  Онегин.

    Евгений  Дубровский.

    Пиковая  дочка.

    Борис  и  Людмила.

    Капитанская  барышня.

    Руслан  Годунов.

    Сказка  о  вещем  Олеге.

    Дама – крестьянка.

    Песнь  о  золотом  петушке.

               (1.  «Станционный  смотритель».

                2.  «Евгений  Онегин».

                3.  «Дубровский».

                4.  «Пиковая  дама».

                5.  «Капитанская  дочка».

                6.  «Борис  Годунов».

                7.  «Руслан  и  Людмила».

                8.  «Сказка  о   золотом  петушке».

                9.  «Песнь  о  вещем  Олеге».

                10.  «Барышня-крестьянка»).

     2  тур.  Стихотворные   посвящения.

     Кому  посвящены  строчки  стихотворений  Пушкина?  Команды  отвечают  по  очереди.

                      1.  Мой  первый  друг,  мой  друг  бесценный,

                           И  я  судьбу  благословил

                           Когда  мой  двор  уединенный

                           Печальным  снегом  занесенный

                           Твой  колокольчик  огласил.

                                              (И.Пущину).

  1. Подруга  дней  моих  суровых,

Голубка  дряхлая  моя!

Одна  в  глуши  лесов  сосновых

Давно-давно  ты  ждешь  меня.

                   (Арине  Родионовне  Яковлевой – няне  поэта).

  1. Исполнились  мои  желания.  Творец

Тебя  мне  ниспослал,  тебя,  моя  Мадонна,

Чистейшей  прелести  чистейший  образец.

                      (Н.Н.Гончаровой).

  4.  То  академик,  то  герой,

       То  мореплаватель,  то  плотник,

       Он  всеобъемлющей  душой

       На  троне  вечный  был  работник.

                             (Петру I).

     3  тур.  Живопись.

              Определить,  к  каким  произведениям  Пушкина  относятся  представленные  иллюстрации  и  их  авторов.  (Можно  взять  4  любые  иллюстрации).

     4  тур.   Рассыпались  строчки  стихотворений  А.С.Пушкина.  Соберите  их.  Назовите  произведение.

     Стихотворение  для  1  команды:

                           Люблю  тебя,  Петра  творенье,

                           Люблю  твой  строгий,  стройный  вид.

                           Невы  державное  теченье,

                           Береговой  её  гранит,

                           Твоих  оград  узор  чугунный,

                           Твоих  задумчивых  ночей

                           Прозрачный  сумрак,  блеск  безлунный.

                                                       («Медный  всадник»).

     Стихотворение  для  2  команды:

                           Унылая  пора!  Очей  очарованье!

                           Приятна  мне  твоя  прощальная  краса –

                           Люблю  я  пышное  природы  увяданье,

                           В  багрец  и  в  золото  одетые  леса,

                           В  их  сенях  ветра  шум  и  свежее  дыханье,

                           И  мглой  волнистою  покрыты  небеса,

                           И  редкий  солнца  луч,  и  первые  морозы,

                           И  отдаленные  седой  зимы  угрозы.

                                                («Осень»).  

                   Жюри  подводит  итоги.

Конкурс  4.

«Мгновенно  твой  проснулся  гений…»

     Блиц-турнир.  За  1  мин.  каждая  команда  должна  ответить  на  наибольшее  количество  вопросов.  За  правильный  ответ – 1  балл.

     Вопросы  для  1  команды:

1).  Где  учился  А.С.Пушкин?   (В  Царскосельском  лицее).

2).  За  какую  плату  нанялся  Балда  в  услужение  к попу?   (Три  щелчка  по   лбу).

3).  На  кого  охотились  семь  богатырей  из  «Сказки  о  мертвой  царевне…»?   (На  серых  уток).

4).  Сколько  дней  не  получал  вестей  о   своих  сыновьях  царь  Дадон  из  «Сказки  о  золотом  петушке»?     (Восемь).

5).  Куда  укусил  комар  Повариху?   (В  правый  глаз).

6).  Кто  был  похищен  в  день  свадьбы?   (Людмила).

7).  Сколько  было  лет  Людмиле  из  поэмы  «Руслан  и   Людмила»?   (17  лет).

8).  К  кому  обращается  Елисей  в  поисках  царевны  в  «Сказке  о   мертвой  царевне»?   (К  солнцу,  месяцу,  ветру).

9).  Кто  это?  Месяц  под  косой  блестит,

                       А  во  лбу  звезда  горит;

                       А  сама-то  величава,

                       Выступает,  будто  пава.    (Царевна-лебедь),

10).  Кто  это?  «И  девица…вся  сияя,  как  заря,  тихо  встретила  царя»   (Шамаханская  царица).

11).  Кто  «спит  себе  на  соломе,  ест  за  четверых,  работает  за  семерых»?   (Балда).

     Вопросы  для  2  команды:

1).  В  какой  губернии  находилось  родовое  имение  Пушкина  Михайловское?  (Псковской).

2).  Сколько  лет  «жил  старик  со  своею  старухой  у  самого  синего  моря»?  (30  лет  и  3  года).

3).  В  кого  превратила  царевна-лебедь  князя  Гвидона,  чтобы  посетить  своего  отца?   (В  комара,  муху,  шмеля).

4).  Куда  послала  работать  старика  старуха  из  «Сказки  о   рыбаке  и  рыбке»,  став  столбовою  дворянкой?   (На  конюшню).

5).  Сколько  лет  учился  Пушкин  в  лицее?   (6  лет).

6).  Как  Пушкин  связан  с  Калужским  краем?  (Жена  Н.Н.Гончарова  родом  из  Полотняного  завода  Калужской  губернии).

7).  Чем  просил  кормить  себя  Балда  в  поповом  доме?    (Вареной  полбой).

8).  Как  звали  отца  Людмилы  из  поэмы  «Руслан  и  Людмила»?    (Князь  Владимир).

9).  Кто  это?  Смолоду  был  грозен  он

                        И  соседям  то  и  дело

                        Наносил  обиды  смело…    (Царь  Дадон).

10).  Кто  это:  «все  красавцы  молодые,  великаны  удалые,  все  равны,  как  на  под-бор…»?   (33  богатыря).

11).  Кто  был  одет  В  дорогой  собольей  душегрейке,

                                   Парчовая  на  маковке  кичка,

                                   Жемчугом  огрузили  шею,

                                   На  руках  золотые  перстни,

                                   На  ногах  красные  сапожки?   (Старуха).

                  Жюри  подводит  итоги.

Конкурс  5.

«Ты  заслужил  венок  себе  лавровый…»

     Конкурс  капитанов.

     Определить,  какими  понятиями  или  словами  в  произведениях  Пушкина  обозначались  или  назывались:

 1).  Волшебник,  колдун,  волхв,  предсказатель.   (Кудесник).

 2).  Главное  божество  у  древних  славян,  бог  грома  и  молнии.   (Перун).

 3).  Праздничные  дни  от  Рождества  до  Крещения.   (Святки).

 4).  Старинное  название  иноземных  купцов.    (Гости).

 5).  Дворянка  старинного  и  знатного  рода.   (Столбовая  дворянка).

 6).  Светлая  комната,  отделенная  сенями  от  кухни.   (Горница,  светелка).

 7).  Вечеринка  у  невесты  перед  свадьбой.    (Девичник).

 8).  Обряд  похорон  у  древних  славян.    (Тризна).

 9).  Возвышение  с  приступками  в  глубине  церкви.    (Алтарь).

 10).  Боковая  пристройка  или  домик  во  дворе  большого  здания.    (Флигель).

 11).  Начальник  почтовой  станции  во  времена  Пушкина.   (Станционный  смотритель)

 12).  Документ,  по  которому  выдавали  почтовых  лошадей.   (Подорожная).

 13).  Теплая  женская  короткая  кофта  без  рукавов.     (Душегрейка,  телогрейка).

 14).  Женщина,  заменяющая  родную  мать  при  свадебном  обряде.  (Посаженная  мать)

             Жюри  подводит  итоги.

             Поздравления  победителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вместе, но не вместо"

Как помочь ребенку  в выборе профессии?...

Интеллектуальная игра для 5-6 классов "Вместе к Пушкину"

Подробная разработка по литературе для учащихся 5-6 классов....

Внеклассное мероприятие . Конспект урока-игры с использованием игровой технологии «Вместе к А.С.Пушкину»

Игра рассчитана на участие двух команд. В каждую команду входит по 5 – 7 участников ( можно больше), включая капитана....

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Неделя литературы."Вместе с Пушкиным"

Мероприятие на параллели 6-х классов в рамках недели русского языка и литературы "Вместе с Пушкиным"...

Внеклассное мероприятие "Вместе с Пушкиным"

Внеклассное мероприятие "Вместе с Пушкиным"...