Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Повторение темы « Лексикология. Культура речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока «Повторение темы « Лексикология. Культура речи» с указанием планируемых результатов и разработкой дифференцированных заданий для работы учащихся на уроке в группах
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 724.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в рамках методической недели 2024-2025 уч.года
Дата: 19 ноября 2024.
Учитель: Кривоплясова М.Е.
Предмет: русский язык
Класс: 6А
Тема: «Повторение темы « Лексикология. Культура речи»
Тип урока: урок-игра
Цель и задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания материала по лексикологии, фразеологии и культуре речи.
Развивающие: развивать устную речь, креативное мышление учащихся.
Воспитательные: формировать культуру поведения при фронтальной работе и групповой работе.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь распознавать в тексте и самостоятельно образовывать синонимические и антонимические пары, определять в языковой массе омонимы и многозначные слова, различать их, уместно использовать слова ограниченной сферы употребления ( жаргонизмы, профессионализмы и т.д), определять типы тропов, верно использовать в речи фразеологические обороты
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные: умение находить и извлекать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание и форму текста; использовать информацию текста, уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята, мы закончили изучать раздел языка под названием «Лексикология. Фразеология». В честь такого события я приглашаю вас не на обычный урок, а на заседание творческих групп в интеллект-кафе «Всезнайка». В связи с этим вы разместились за столиками, как и принято в кафе, перед вами меню, но же перечень блюд в нем необычный, а напрямую связан с тем учебным материалом, который мы изучили. Давайте попробуем сформулировать задачи, которые нам нужно решить во время игры.
2. Целеполагание:
- Чтобы это сделать, посмотрите на доску. Здесь разбросаны словосочетания, из которых нужно составить фразы с формулировкой основных учебных задач. Кто из гостей готов попробовать себя в этом?
( На интерактивной доске даны следующие кусочки фраз: уметь различать, антонимы и синонимы, омонимы и многозначные слова, уметь находить, уместно использовать, фразеологизмы, знать и определять, виды тропов, находить соответствия)
- Итак, прочитайте, что у вас получилось?
-Молодцы! А теперь пора ознакомиться с меню и выбрать блюда на свой вкус!
III. Работа по теме урока
Слайд 1 «Меню»
Салаты: « Ералаш синонимический» -5 б
«Фонтан антонимов» - 5 б
«Винегрет омонимический» -7 б
Первые блюда: « Суп арх –историзмический» - 5 б
« Окрошка тропическая» - 7 б
Вторые блюда: « Макароны жаргонно-профессиональные»- 7 б
« Пюре историческое с фразеологизмом» - 8 б
« Ассорти загадочное с тестом» - 9 б
Напитки: « Коктейль фразеологический» - 8 б
« Компот синонимо - антонимический с нотками фразеологии»
Десерт: пирожное «Сюрприз»
- Каждый столик самостоятельно выбирает блюда, но обед должен быть комплексным, кроме десерта, он будет в качестве подарка от заведения в конце! При выборе обратите внимание на «стоимость» блюда, чем выше цена, тем интереснее задание. Задача каждого столика набрать больше баллов, чем соседи, но баллы начисляются только за полностью съеденные блюда, за остатки ( ошибки) количество баллов уменьшится. Приятного аппетита, начинаем!
- Выберите для начала легкий салатик! На трапезу отводим 5 минут.
Слайд 2.-4. Ответы на выбранные задания из первого блока меню «Салаты»
- Проверьте себя, дорогие гости, сколько баллов забирает себе ваш столик?
- Теперь выбираем первое и второе блюдо. На трапезу отводится не более 10 минут.
Слайд 5-7. Ответы на выбранные задания из второго и третьего блока меню «Первое и второе блюда»
- Проверьте себя, дорогие гости, сколько баллов забирает себе ваш столик?
- Завершаем обед напитком. 5 минут будет достаточно, а потом подведем предварительные итоги по баллам.
Слайд 8-9. Ответы на выбранные задания.
- Теперь посмотрите все на экран. Проверьте себя, давайте суммируем баллы.
- А теперь обещанный десерт «Сюрприз». Каждая команда может сейчас получить определенное количество баллов. Нужно быть очень внимательными и быстро реагировать на увиденное на экране. За каждое услышанное лексическое явление вы получите 1 балл ( учитель демонстрирует видеоролик «Почему мы так говорим» из известного тележурнала « Ералаш» )
IV Подведение итогов урока. Обобщающее слово учителя.
- Итак, подведем итоги. За каким столиком гости набрали наибольшее количество баллов? Поздравляем их, они получают «5» в качестве награды, остальные гости тоже хорошо поработали, им в награду достаются «4».
V Итоговая рефлексия.
- Ребята, вы увидели сегодня уровень своих знаний и умений по данной теме, а сейчас я попрошу вас оценить работу нашего кафе.Надеюсь, что вам было комфортно, и вы получили удовлетворение от результатов нашей совместной работы. Перед вами чашечка кофе , а рядом карточки с изображением « сахара» и «перца», если вам все понравилось, то добавьте « сахар», а если хотелось бы что-то улучшить, бросьте «перчик» и на обороте напишите свои предложения.
VI Домашнее задание: составить диалог с использованием фразеологизмов на тему « А пойдем-ка погуляем!»
Приложение 1.
Салаты:
« Ералаш синонимический» -5 б
Выберите из словосочетаний только синонимичные :
Известный писатель, мягкий батон, понятливый ученик, знатный помещик, доверчивый малыш, знаменитый актер, отличный выход, умный человек, энергичный танец, скорый поезд, свежий хлеб, эрудированный подросток, сомнительные увлечения, слабохарактерный юноша.
«Фонтан антонимов» - 5 б
«Винегрет омонимический» -7 б
Хирургическая помощь Военные действия | |
Знак отличия Объединение рыцарей | |
Наполнить воздухом Обмануть | |
Личное название человека Термин грамматики | |
Денежная единица Германии Наклейка на конверте |
Первые блюда: « Суп арх –историзмический» - 5 б
Распределите в две колонки архаизмы и историзмы, к архаизмам подберите современные слова: скамейка, шкаф, колчан, очи, чело, латник, шоссе, ноутбук, уста, лакей, меч, перст, колье, браслет, кольчуга.
« Окрошка тропическая» - 7 б
Определите вид тропа в следующих отрывках:
А) Тихие звезды задумчиво –кротки
Б) А неба свод, глубоко-синий,-
Как купол, увенчавший храм.
В) Стало темнеть, приуныл подорожник.
Г) Протянуло солнце людям сотни добрых рук.
Вторые блюда: « Макароны жаргонно-профессиональные»- 7 б
Выберите жаргонизмы и переведите их на литературный язык, а по остальным словам определите, о каких профессиях идет речь:
Репортаж, кент, рамс, колбаситься, шапка, микрофон, редактирование, хавать, фотокамера, шифроваться ,методичка, обломиться, плющит, классный журнал, аттестация, забить стрелку, экзамен
« Пюре историческое с фразеологизмом» - 8 б
Расскажите историю возникновения одного из фразеологизмов : ахиллесова пята, от корки до корки, во всю Ивановскую.
« Ассорти загадочное с тестом» - 9 б
Тест на карточках на каждой парте. Ответы также на отдельном листочке выдает по окончании времени учитель.
Тестирование
1. Укажите устаревшее слово.
а) приказчик,
б) бумага,
в) писатель,
г) отрывок.
2. Укажите профессиональное слово.
а) книга,
б) изобретение,
в) печать,
г) зубило.
3. Укажите диалектное слово.
а) морковь,
б) овощи,
в) свекла,
г) бурак.
4. Укажите неологизм.
а) соревнование,
б) луноход,
в) аппарат,
г) корабль.
5. Укажите фразеологизм.
а) Петя плохо работал.
б) На уроке Петя работал спустя рукава.
в) Он не выполнил задания.
г) Он бездельничал.
7. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый?
а) свежий костюм,
в) свежий воротничок,
б) свежий журнал,
г) свежий хлеб.
8. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?
а) перен.,
б) обл.,
в) спец.,
г) устар.
Напитки: « Коктейль фразеологический» - 8 б
Закончите фразеологизм и дайте его толкование любого из них
мороз вывести полетели | жар загребать по коже побежал белые мухи на чистую воду |
« Компот синонимо - антонимический с нотками фразеологии» -8 б
Составьте антонимические пары и синонимические , написав их в два столбика
души не чаять; черепашьим шагом; ни в зуб ногой; во всю Ивановскую; зарубить на носу; сломя голову; во все горло; как свои пять пальцев; во все лопатки
СЛОВА ДЛЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
обобщить, систематизировать и проверить свои знания по теме,
проявить сообразительность и эрудицию,
получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»
Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...
Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"
Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

