Методическая разработка анализа художественного текста в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Повышение уровня текстовой компетенции; обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию; развитие коммуникативных навыков, мышления; способности анализировать; воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урок – практикум по анализу текста
В 10 классе
Учитель: Афанасьева Елена Васильевна, первая квалификационная категория.
Цели урока: повышение уровня текстовой компетенции; обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию; развитие коммуникативных навыков, мышления; способности анализировать; воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Слово учителя:
– Сегодня мы будем заниматься анализом текста, такая работа поможет нам научиться писать собственные сочинения.
– Какие задачи мы должны поставить перед собой? (Понять текст, определить его стилевую принадлежность, тип речи; уровень объективного содержания, неявных авторских оценок, роль изобразительно-выразительных средств.)
– Сегодня мы будем говорить, действительно, о красоте, но это сложнейшее философское понятие.
– Обратимся за помощью к словарям. (Словарь Ушакова, Ожегова, философский словарь)-индивидуальные задания.
III. А мы поработаем с текстом № 1.
(1) Опустившись на корточки, мальчик высматривал сквозь заросли свою главную тайну. (2) Там, за окном, в соседской избе при свете лампы расчесывает волосы девочка, белые, мягкие, словно пух одуванчика. (3) Она появилась в жизни мальчика ошеломляющим наваждением, как и должны появляться роковые женщины.(4) Он чем-то занимался, может, собирался рыбачить и внезапно что-то услышал, почувствовал. (5) Он оторвался от дела, поднял голову и увидел её. (6) На старой, изжелта – серой траве, из-под которой продиралась молодая поросль, стояла и плакала девочка в синеньком платьишке. (7) Сердце мальчика сжалось от насквозь его пронизавшей жалости – очень уж крупные слёзы-бусины катились по лицу девчонки и скапливались в некрасиво сморщенных алых губах. (8) Да и худа была девочка, больная, наверное. (9) Девочка приехала в село с родителями. (10)Поселилась семья по соседству с подворьем мальчика.(11)Само собой, девочка стала набиваться в ребячью компанию, да не было у неё ни кукол, ни игрушек, только синее застиранное платье и розовая линялая ленточка в пушистой растрёпанной голове. (12) Девочка собирала камешки на берегу, дышала на них.(13) Деревенские ребятишки не умели понимать красоту, окружающую их, прогоняли девочку, и она уходила, собирала цветы и, сплетая венки, прилаживала их на голову. (14)А всем известно: ребёнок, примеряющий на голову венец, – недолгий житель.(15) Всё время девочка пела нездешние, очень красивые и жалостные песни. (16)Своими жалостными песнями, непротивлением и роковыми, ангельски-небесными венками проняла девочка деревенские стойкие сердца. (17) “Злосчастная, видно”, – вздохнули сочувственно, по-бабьи, деревенские девчушки и приняли пришлую играть в дочки-матери.
(По В.П.Астафьеву “Ода русскому огороду”)
IV. Работа с текстом №1
– Прочитайте текст про себя.
– Прочитайте текст вслух.
– Что вы знаете о его авторе?
V. Работа с таблицей
Вы должны заполнить таблицу, которая поможет нам провести комплексный анализ текста.
– Обратите внимание на задания под *. (Дифференцированный подход)
Стиль (обоснуйте свой ответ) |
| |
Тип (-ы) речи |
| |
Ваше заглавие к тексту |
| |
Тема(ы) |
| |
Главные объекты и образы, их смысловые отношения |
| |
Ключевые (субъективные) слова* |
| |
Изобразительно– выразительные средства (с примерами) |
| |
Подберите синонимы к слову красивый(красота) в словосочетаниях красивые камешки, песни, окружающая красота |
| |
Выпишите словосочетания, отражающие миры девочки и ребятни. | Девочка | Ребята |
|
| |
Авторская позиция |
| |
Проанализируйте использование в тексте элементов разговорной речи. |
|
|
Идея |
| |
Проблема (-ы) | ||
Учащиеся заполняют таблицу.
– Давайте теперь попробуем синтезировать данные таблицы (учащийся анализирует текст, строя связный ответ).
– Оцените ответ.
(Допол. информация: белый, синий, розовый цвета в фольклоре символизировали добро; плести венок – ожидать любовь, предсказывая счастье или несчастье; цветок-символ девушки).
– О чем заставляет задуматься автор данного текста?
– На что вы еще хотели бы обратить внимание?
– Отложите текст и таблицу в сторону, в конце урока мы к нему еще вернемся.
VI. Проверка работы со словарями.
VII. Работа с тестом
А. Эти растения имеют розетку прикорневых листьев, края которых покрыты чувствительными волосками.
Б. Растения рода росянка произрастают на болотах России.
В. После переваривания насекомого лист вновь раскрывается.
Г. Волоски захватывают попавшее на лист насекомое, накрывают и обволакивают слизью.
1.Выберете верный вариант ответа, соответствующий созданию текста.
а) Б, А, В, Г
б) Б, Г, В, А
в) А, В, Б, Г
г) А, Б, Г, В.
2. К какому стилю принадлежит данный текст?
а) публицистический
б) разговорный
в) научный
г) художественный.
3. Укажите языковые средства, которые обеспечивают смысловую связь между предложениями в этом тексте.
а) лексические повторы
б) местоимениями
в) однокоренные слова
г) од нотематическая лексика.
4. Укажите тип придаточной части в предложении Б
5. Укажите букву предложения, в котором есть страдательное причастие.
6. В каком словосочетании связь не согласование.
а) попавшее под лист
б) этого рода
в) попавшее насекомое
г) на торфяных болотах.
7. Укажите, чем осложнено предложение Г.
8. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово эти.
Ключ:
1. г)
2. в)
3. а) б)
4. определительное
5. Б
6. а)
7. однородные члены
8. местоимение (указ.)
– Поменяйтесь друг с другом. Проверьте по ключу. Поставьте оценки.(4-5 – “3”, 6-7 – “4”, 8 – “5”)
– Давайте попробуем проанализировать данный текст.
– Оцените ответ.
– Мне бы хотелось показать это растение.
– Имеет ли текст о росянке отношение к нашему разговору о красоте?(внешняя красота)
VIII.
– Что такое красота?
– Безусловно, это один из самых сложных вопросов. Над ним задумывались многие, и мы это видим по цитатам. Я прочитаю вам стихотворение замечательного русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого, написанное в 1955 году “Некрасивая девочка”. (Чтение учителя)
– Я не прочла две заключительные строки, хочу попросить вас попробовать домыслить, стать соавторами.
– На доске:
сосуд она, в котором…,
или … в сосуде?
– Учащиеся предлагают свои варианты, в заключение учитель знакомит с авторским вариантом.
IX. Итог урока.
– Давайте подведем итоги урока:
– О чем заставил задуматься наш разговор?
– Что вы для себя открыли?
– Конечно, хотелось бы жить всегда там, где правит красота.
Д. з. Написать сочинение-рассуждение на тему “Каких людей я считаю красивыми?”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: исследовательская деятельность обучающихся в процессе анализа художественного текста.
Методическая разработка: исследовательская деятельность обучающихся в процессе анализа художественного текста.Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна. «Самый умышленный и отвлечённый…» Тема у...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс
Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс
Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс...

Комплексный анализ художественного текста 11 класс(упражнения)
Упражнения для комплексного анализа хкдожественного текста 11 класс...
Методический семинар " Анализ художественного текста как средство развития коммуникативной компетенции учащихся"
Данная презентация- это отражение педагогического опыта работы над темой по самообразованию. В презентации продемонстрированы методы и приемы работы над художественным текстом в рамках проблемного обу...

: «Анализ художественного текста». 11 класс.
Тема урока: «Анализ художественного текста». 11 класс. Тип урока: ...
