Подготовка к ЕГЭ. Задание 27 (сочинение)
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

ЩЕРБАКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Задание 27 (сочинение)" может быть использована учителями на уроках и консультациях. Она окажет помощь как учителям, так и ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 27.ppt236.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Задание 27 (сочинение) Щербакова Е.В. МАОУ СОШ № 2 г.Реж

Слайд 2

Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте. (Проблема будет варьироваться в зависимости от текста.) Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов.

Слайд 3

Формулировка задания Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Слайд 4

Авторская позиция (К 1) Согласно демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку 2025 года в формулировке задания 27 уже содержится проблемный вопрос, а значит, критерий К1 теперь посвящен авторской позиции. Авторская позиция - это ответ на проблемный вопрос, решение, которое предлагает автор по указанной проблеме. Важно понимать, что авторская позиция не всегда бывает заявлена прямо. В текстах публицистического стиля отношение автора к проблеме, как правило, очевидно. В художественных текстах присутствие самого автора менее заметно. Чаще в таких текстах позицию автора можно понять, если проанализировать поведение героя, обратить внимание на характеристики, которыми наделяет автор героев, описания, которые им даёт.

Слайд 5

Авторская позиция – ответ на вопрос, сформулированный в проблеме/отношение автора к проблеме. (Проблема: Как нужно относиться к природе?/Проблема отношения человека к природе. Авторская позиция: Люди должны бережно относиться к природе...) Иногда бывает так: позиция автора – это то, на что автор просто обращает внимание, что волнует и беспокоит его. Это не конкретный ответ на вопрос, а, наоборот, принципиальный уход от прямого ответа. Однако не сформулированный автором ответ – это тоже ответ.

Слайд 6

Важно! Следует учитывать, что в разных функциональных разновидностях языка авторская позиция проявляется по-разному. В текстах публицистического стиля автор обычно прямо заявляет свою позицию. В текстах художественного стиля позиция автора скрыта - необходимо проанализировать сюжет/персонажей, отношение автора к герою/героям, чтобы понять позицию автора. ! Обращение при формулировке авторской позиции ко мнению героя допускается. Тем не менее это не означает, что экзаменуемый всегда получит балл по критерию К1, приведя в качестве авторской позиции мнение любого героя текста. Не любого, а только того, кто может быть внутренне близок автору при осмыслении поставленной проблемы.

Слайд 7

Комментарий (К 2) Комментарий в сочинении ЕГЭ - это ваш анализ исходного текста. Посредством комментария вы показываете свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания авторской позиции фрагменты текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции. Как и раньше, необходимо найти два фрагмента текста, которые в совокупности позволяют нам понять авторскую позицию. Необходимо установить связи между двумя фрагментами текста и объяснить, какую роль играет связь в понимании авторской позиции.

Слайд 8

КОММЕНТАРИЙ – это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. В сочинении ЕГЭ комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста (абзацы, предложения), на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора. Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно выпускник понял проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли.

Слайд 9

Комментарий должен быть написан, во-первых, с опорой на исходный текст и, во-вторых, без концептуальных фактических ошибок (т.е. ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста). Если в комментарии допущены текстуальные фактические ошибки (т.е. ошибки, не связанные с пониманием проблемы исходного текста, то балл снимает не по критерию К2, а по критерию К12 ("Соблюдение фактологической точности").

Слайд 10

Структура комментария Первый пример-иллюстрация из текста с пояснением. Второй пример-иллюстрация из текста с пояснением. Связь и анализ смысловой связи между примерами. Чтобы получить максимальный балл (3 балла) по критерию К2, экзаменуемый должен отразить в сочинении все три элемента комментария.

Слайд 11

Пример-иллюстрация в комментарии Необходимо привести не менее двух примеров-иллюстраций из исходного текста. Можно использовать разные виды цитирования, указывать номера абзацев/предложений, использовать прием частичного пересказа конкретной ситуации из текста. Примеры-иллюстрации должны приводиться с опорой на текст, должны раскрывать поставленную вами проблему, быть с ней связанными. Если в начале сочинения вы поставили несколько проблем (чего мы не рекомендуем делать), то выберите одну, которую будете раскрывать в комментарии, по которой будете писать авторскую позицию и т.д.)

Слайд 12

В качестве примеров-иллюстраций можно использовать: примеры, которые сам автор текста использует, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения; размышления автора, связанные с проблемой; цитаты; описания; истории из текста; точки зрения, которые приводит автор; средства выразительности, тропы; слова, выражения, важные для понимания проблемы (обычно содержащие эмоциональную оценку).

Слайд 13

Пояснение к примеру-иллюстрации В пояснении важно показать, какую роль в раскрытии проблемы играет данный пример-иллюстрация. Объясните, что этим примером хочет показать автор (какова функция примера), какой вывод можно сделать на основании данного примера. Чтобы правильно сформулировать пояснение, не забывайте использовать глаголы-маркеры пояснения, например: (автор/герой) вспоминает, описывает, анализирует, подчёркивает, осуждает, сочувствует, и др.

Слайд 14

Пояснение - это всегда собственный текст экзаменуемого, анализ приведенного примера. Пояснение в комментарии нужно, чтобы проиллюстрировать проблему исходного текста/найти новый аспект проблемы/подвести подобранные примеры к смысловому единству/подвести к формулировке авторской позиции.

Слайд 15

Что может представлять из себя пояснение: характеристика времени и пространства (хронотопа); характеристика персонажа (герой до определённого события – герой после определённого события; поступок – причина; действия – мысли и проч.); сравнительная характеристика персонажей; пояснение через обращение к другим произведениям; движение от личностного восприятия к объяснению (возможно, через средства выразительности); анализ риторических компонентов (адресат, коммуникативная задача); структурирование аргументов.

Слайд 16

!Если в пояснении допущены концептуальные фактические ошибки (т.е. ошибки, связанные с пониманием проблемы исходного текста), то пояснение к примеру, в котором допущена ошибка, не засчитывается. Соответственно, за комментарий экзаменуемый может максимально получить только один балл. ! Если в экзаменационной работе отсутствует пример-иллюстрация, то отсутствует и пояснение к нему. ! Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается. ! Если в качестве примеров будут даны целые "куски" текста без каких-либо ваших мыслей, то примеры-иллюстрации засчитаны не будут. Рекомендуем использовать частичное цитирование.

Слайд 17

Анализ смысловой связи между примерами Чтобы проанализировать смысловую связь, её для начала нужно указать (т.е. дать наименование). Указание на смысловую связь может быть выражено различными способами (детализация, обобщение, указание на причину, следствие или уступку, подтверждение, пояснение, определение, аналогия, выделение, сопоставление, противопоставление, вывод и др.) Анализ связи - объяснение сущности смысловых отношений между примерами-иллюстрациями. Вопросы, которые помогут проанализировать смысловую связь: В чем смысл этого вида связи? С какой целью автор его использует? Какие качества героев выявляются в сравнении/противопоставлении и др.

Слайд 18

1. Если экзаменуемый только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. То же самое касается ситуации, когда смысловая связь проанализирована, но не указана. 2. Если неправильно указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями, но анализ смысловой связи осуществлён правильно, то анализ смысловой связи не засчитывается 3. Анализ указанной смысловой связи композиционно может быть расположен в любой из частей сочинения: после второго примера-иллюстрации; между примерами-иллюстрациями; перед первым примером-иллюстрацией.

Слайд 19

Как писать комментарий Чтобы правильно написать комментарий, необходимо внимательно прочитать текст. Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией). В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий ( в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, , рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения. В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете, для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме, и станет вашим комментарием.

Слайд 21

Интернет-источники https://zefirka.club/wallpapers/uploads/posts/2023-03/thumbs/1680012256_zefirka-club-p-shabloni-dlya-prezentatsii-shkola-89.png - фон https://cdn.culture.ru/images/846bc0f3-8b5b-50ab-9b21-265665a3330d - сова https://sun9-3.userapi.com/impg/G0ht0gezbjlFjJET_TZW7VzOCmB0Io3BsdwsHA/cDK_epV2rOI.jpg?size=520x99&quality=95&sign=7113f8426d33bb4baeee501d38e26433&type=album https://rustutors.ru/egeteoriya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Историческое сочинение: задание С 6.

Презентация позволит подготовиться к одному из сложных заданий егэ по истории: историческому сочинению....

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

Подготовка к ЕГЭ (задание 25 - сочинение-рассуждение)

Три работы разных уровней + оценивание по 12 критериям ФИПИ....

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)...

Материалы для подготовки обучающихся к написанию сочинения по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27)

Опорная таблица позволяет научить обучающихся правильно строить сочинение по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27), а также  использовать необходимые речевые образцы, ориентироваться ...