Конспект
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Гонгорова Светлана Ринчиновна

Конспект открытого занятия по русскому языку/ 7 кл.СКОШ №3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2024.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Тема урока: «Различение падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе»

Подготовила  учитель: Гонгорова С.Р. СКОШ№3

Цель: Закрепление знаний учащихся об окончаниях прилагательных в единственном и множественном числе.

Задачи:

1. Образовательная:

- закрепить знания учащихся об окончаниях прилагательных в единственном и множественном числе;

- отработать навык различения падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. 

2. Коррекционно-развивающая:

- способствовать развитию умения сравнивать и делать выводы.

-развивать фонематический слух и мыслительную деятельность, осмысленное восприятие, обогащение словарного запаса детей;.

- корригировать процессы анализа и синтеза на основе различных заданий.   

3. Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к урочной деятельности, чувства сотрудничества и сплоченности культуру общения и поведения;

- формирование интереса к национальному празднику Сагаалган и уважения к традициям бурятского народа;

Тип урока Урок закрепления знаний

Оборудование к уроку: интерактивная доска, раздаточный материал, карточки, Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М., Просвещение, 2019г.

Ход урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

ТСО,

интерактивная панель

Приветствие

Орг.

момент. Постановка цели

Основная  часть

занятия

Словарная работа

Практическая

часть занятия

Словарная работа

  1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем наш урок!

2.Актуализация знаний

Ребята, отгадайте, о чём мы сегодня будем говорить?

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам нужно знать, беречь.

Правильно. Имя прилагательное. А почему вы так решили?

Ребята, давайте, повторим, что мы знаем о прилагательных.

  •  Что такое имя прилагательное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Что обозначает имя прилагательное?
  • Какую роль выполняют прилагательные в русском языке? Для чего они нужны? (Они помогают описать предмет и явление, делая нашу речь ярче, выразительнее, красочнее)

А сейчас я приглашаю вас в Страну прилагательных посетить  Дворец склонений имён прилагательных в единственном числе и во множественном числе, где мы закрепим наши знания о правописании окончаний прилагательных. Сегодня нам повезло, там отмечают праздник и мы побываем на нём. А вот какой праздник – попробуйте угадать, прослушав стихотворение, которое прочитаем нам Дима.

- Дима, расскажи, пожалуйста, стихотворение

А кто догадался о каком празднике идёт речь? Правильно, сегодня будем говорить о красивом национальном празднике «Сагаалган»!

- . Ребята, а вам понравилось стихотворение?

-А что помогло ярко, красочно описать праздник? Найдите эти слова в тексте и определите какая это часть речи.

 Праздник Белого месяца я встречаю на родине.                  

Небо ясное светится, ветки снежные трогает.

На печурке дымится солнечный саламат.

До земли поклониться я родине рад!

-Ребята, мы продолжаем узнавать новое о празднике Сагалгаан . О каком угощении рассказал Дима ,что это за угощение? И откуда оно пришло? Саламат – болтушка, жидкая каша приготовленная из муки.

Саламат – одно из древнейших блюд бурятской кухни, которое дошло до нас        из глубины веков, когда буряты были кочевым народом.

Вкус у саламата очень необычный, причем настолько, что его невозможно ни с чем сравнить. Это блюдо очень питательное. Основные ингредиенты для его приготовления – это сметана, сливочное масло и ржаная мука. Раньше саламат подавали каждому гостю в отдельной пиале, сейчас это скорее одна пиала на столе, из которой гости берут саламат ложкой и намазывают на хлеб. Ставили саламат и на алтарь, как угощение для богини, рядом с белой пищей.

Задание: Подберите к слову саламат прилагательные и определите род, выделите окончания (вкусный, горячий, желтый, густой и т.д.)

Итак, мы узнали, что во Дворце празднуют Сагаалган. Это прекрасный праздник, символизирующий доброту и чистоту помыслов. А сейчас мы пройдем в комнату и узнаем, как изменяются окончания прилагательных по числам. И поможет нам прилагательное прекрасный

 Задание

 Прочитайте слова, записанные на доске. Чем отличаются слова левого столбика от слов правого столбика?

день

семья

   дни

семьи

благопожелание

   благопожелания

(В левом столбике существительные в единственном числе, в правом – во  множественном)

Подставим к этим существительным прилагательное ПРЕКРАСНЫЙ вместе с вопросом, на который оно отвечает.

Записываем получившиеся словосочетания в тетради. Сначала  в единственном числе , а затем во множественном  числе.

день      

(какой?)

прекрасный

         дни

(какие?)

прекрасные

семья

 (какая?)

 прекрасная

  семьи

(какие?)

прекрасные

благопожелание

 (какое?)

прекрасное

 благопожелания

(какие?)

прекрасные

Чем отличаются имена прилагательные 1 и 2 столбика?

Как изменяется имя прилагательное? Прилагательные изменяются по числам и родам.

На какие вопросы отвечают прилагательные в ед.ч., (какой, какая, какое) во мн.ч.?(какие?)

Вывод : Имена прилагательные меняются по числам и родам . В ед.числе отвечают на вопрос (какой, какая, какое), во мн.числе отвечают на вопрос (какие?) и во мн. числе род не определяется.

4.Задание -разминка

-А в какой же день проходит наш праздник? Он высчитывается по восточному, лунному календарю.

Задание: «Собери число»,  и узнаешь,  в какой день приходит праздник «Сагаалган» в этом году. Для этого используйте нумерацию следующих прилагательных.

1.        традиционный

2.        радостные

0.        белая

0.        национальное

В таком порядке:   дата    - это номера прилагательных, отвечающих на вопрос: какой ? какая? Месяц  - это номера прилагательных, отвечающих на вопрос какое? какие?  

Что  получилось?

 (10.02) – это дата начала праздника Белого месяца.

Вывод: Имена прилагательные меняют окончания  в зависимости от рода. м.р (какой?), ж.р (какая?), ср.р (какое?)и во мн.ч (какие?)

Найдите существительные в единственном и  множественном числе и составьте число . Для этого вы используете нумерацию следующих  существительных. Собираете существительные в ед. числе, затем во мн. ч (2024)

2.        пища

0.        обряд

4.        встречи

2.        блюдо

Приступайте к работе. Готовность к ответу - поднятая рука.

Какое число получилось? Молодцы! Отлично справились!

 А теперь составьте словосочетания существительное+ прилагательное с этими же словами, определите их число и род. Какие словосочетания получаются ? Словосочетания: обряд очищающий, встречи радостные, блюдо национальное, пища белая (работа у доски)

Что заметили? Окончание прилагательных  меняются по вопросу от существительного (м.р (какой?) –ой,-ый,-ий;  ж.р (какая? )–ая,-яя;ср.р (какое?) –ое,-ее; во мн.ч(какие?)роду не меняется.

 Что объединяет  эти словосочетания?  Правильно! Праздник Белого месяца! Ребята, все ли слова вам знакомы? Мы видим новое слово - это обряд(словарная работа). Вы слышали это слово? Запишите в тетрадь.  

Обряд -традиционный ритуал, который проводятся в важные моменты жизни человека . Обряды проводят для разных целей. В дацанах до наступления Сагалгаана проводят обряд очищения, благополучия, удлинение жизни и.т.д. Он заключается в том, что разводят большой  костер ,где сжигаются кусочки теста символизирующие болезни, невзгоды  и все самое плохое. Праздник Сагалгаан перекликается с  другим праздником, Масленицей, пришедшим также из глубины веков. Оба этих праздника символизируют прощание с зимой и скорой встречей  весны. На Масленицу совершается обряд сжигания чучела зимы, а блины символизируют солнце и наступающую весну

Вывод: Прилагательное всегда стоит в том же числе, роде,  что и существительное. Или всегда согласуется с существительным!

 Традиионный обряд  – несёт обновление и чистоту! Радостные встречи – встречи с родными и близкими! Национальное блюдо – БУУЗЫ! Чай крепкий- символ щедрости и гостеприимства! Белая пища- символ богатства, здоровья!

 Вывод: Прилагательное всегда стоит в том же числе, роде, что и существительное. Или всегда согласуется с существительным!

5.Ребусы

-Так ребята, приступаем к следующему заданию. Здесь у нас ребусы.

  Дети разгадывают ребус.  Расшифруйте слова. Запишите их в своих тетрадях - в столбик.

К какой части речи относятся эти слова? ( К существительным.)  

- Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос КАКОЙ? Запишите   в своих тетрадях, рядом со словами,  от которых они были образованы. Ребята мы от имени существительного,  должны образовать имя прилагательное.

1.Зима      ( зимний)

2.Традиция  (традиционный)

3. Молоко (молочный)

4.Луна (лунный)

5.Дракон  (драконий)

6. Восток (восточный)

 Что помогло образовать имя  прилагательное ?

Вывод :  От существительных можно образовать прилагательное. Образовать прилагательное от существительного нам помогает суффикс!

Дети отвечают

(ответы детей)

Дети записывают словарное слово

Дети отвечают

Дети отвечают

Слайд1

(имя прилагательное)

Слайд 2

(обобщение знаний)

Слайд 3

 (имя прилагательное)

Слайд 4

Слайд 3

 

Слайд 4

( Составь число)

Слайд 7

(Ребус)

Слайд 5

(Ребусы)

Ф/минутка

 Ф/М  «Признаки прилагательного»

1.Дети сидят за партами; учитель называет имя существительное или имя прилагательное, которое относится к празднику. Если слово - имя существительное, то дети хлопают ,если прилагательное -топают:

очаг, зеленый,  чистый, встреча, родные, подарок.

2. Дети двигаются  под музыку, выполняя движения танца   Ёхоор/повторяют за учителем

6. Закрепление.

Покидая наш Дворец, в канун праздника, я вам предлагаю написать благопожелания, которые вы сможете адресовать своим родным .В работе вы должны использовать слова –подсказки ! Не забываем менять окончания прилагательных и существительных!

По  ___________ календарю на землю пришел ___________  праздник Сагалгаан.  Пришел год _________дракона. Пусть принесет  он с собой __________ помыслы, ______________ ценности, __________ встречи, __________танцы, _________ игры, ___________песни.  Желаем вам _______________________________________________

Слова: лунный, чудесный, зеленый, восточный, чистые, радостный, веселый, семейный, традиционные, любимый. Здоровья, благополучия, счастья, удачи.

Вывод : Чтобы определить род ,число имени прилагательного нужно  определить род  и число имени существительного.

 -Давайте прочитаем наши пожелания !  Ребята, какими красивыми  они получились . Какие это слова ребята? (добрые, хорошие).  Что они делают?  (описывают наш праздник)

Итог:

7. Домашнее задание.

Оценки за работу.

Оценка 5

8.Рефлексия

- Наш урок подошел к концу. Что понравилось на уроке?

- А сейчас ребята подумайте и поднимите карточку : если вам понравилось и все было понятно  на уроке поднимите веселый смайлик! Если вы на уроке поняли не все, поднимите грустный смайлик. Спасибо!

За что бы вы себя похвалили на уроке?

- Ребята, мне очень понравилось,  как вы работали на уроке. Молодцы!

Дети работают по карточкам

Дети работают по карточкам

Слайд 6

( Определить род и число)

Слайд 7

(Благопожелание)

Слайд 10

(Пожелания)

 Работа по карточкам

В дни Белого месяца стараются навестить  родственников   и  друзей.  Младшие  поздравляют старших, желают здоровья, счастья, благополучия, дарят  подарки. Младшие по возрасту  навещают старших – бабушек, дедушек, родителей, поднося  белые и голубые «хадаки».

          Задание

  • Найти существительное  и  определить ед.ч. и мн.ч.

«Хадак» - это широкая,  шелковая лента, символ глубокого уважения, который вручается самым дорогим  и почетным людям. Здесь же совершается старинный обряд. На этом обряде  младшие  подают обе руки, придерживая  снизу руки старших, и  тем самым оказывая уважительное отношение  к старшим .

Задание

  • Определить  прилагательное
  • Определить род и число прилагательного

   

                                                 

Тест

1.        Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        б) признак предмета          в) действие предмета

     2.        На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

а) кто? что?  б) что делает? что сделает?    в) какой? какая? какие?

3.        Как определить род  прилагательного?

       а) по вопросу         б) по существительному с ним связанному.

4.        Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а)–ая, -яя        б) –ое, -ее      в) –ый, -ий, -ой.

6.        Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и числам    б)по родам, числам, падежам  

7.        С чем связано прилагательное в предложении?

а) с существительным          б) с глаголом          

9.        Прилагательное это:

а)часть слова                   б) часть речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...